Библейский миф о потопе. Всемирный потоп и ковчег Ноя, в Библии – кратко Библейские мифы о всемирном потопе

О Шумер, великая земля среди всех земель Вселенной, залитая немеркнущим светом, определяющая божественные законы для всех народов от восхода до заката!- воскликнул когда-то шумерский поэт. Сами шумеры о своем происхождении ничего не говорят. Древнейшие мифы начинают историю сотворения мира с отдельных городов.

Шумерская цивилизация - самая древняя на нашей планете. Во второй половине 4-го тысячелетия она возникла, словно из ниоткуда. По обычаям, языку народ этот был чужд семитским племенам, которые заселили Северную Месопотамию чуть позднее. Расовая же принадлежность древнего шумера не определена до сих пор. История шумеров загадочна и удивительна.


Шумерская культура подарила человечеству письменность, возможность обработки металлов, колесо и гончарный круг. Непостижимым образом люди эти обладали знаниями, которые относительно недавно только стали известны науке. Они оставили после себя такое количество загадок и тайн, что по праву занимают едва ли не первое место среди всех удивительных событий в нашей жизни.

Оттиски цилиндрических печатей периода Джемдет-Наср: 1) печать с изображением священной ладьи; 2) печать из храма Инанны в Уруке. Нач. III тыс. до н. э.



В представлении древнего жителя Месопотамии мир был населен добрыми и злыми духами, а также могущественными божествами, управляющими всеми силами природы. Каждый род, община, город-государство в Шумере имели своих богов-покровителей, иногда считавшихся мифическими предками. Каждый человек имел своих персональных духов-хранителей – шеду и ламассу – и покровительствующих бога и богиню.



Но, с другой стороны, жизни человека угрожали многочисленные злобные демоны – олицетворение болезней и смерти (никуб, лилу, лилит). Судьба человека была записана клинописью у богов в «Таблице судеб», и в час смерти за ним приходила «Судьба» – бог Намтар («Похититель») – и уводила обреченного в царство смерти – подземный мир, где правили бог Нергал и богиня Эрешкигаль вместе с советом из семи богов земли – демонов Ануннаков.

В преисподней душа умершего была обречена на жалкое существование в вечной темноте, голоде и жажде. При мысли о такой безрадостной посмертной судьбе человек мог утешать себя только тем, что в зависимости от рода смерти он получит более или менее милостивый приговор от суда Ануннаков и сможет пользоваться едой и питьем от тех жертвенных даров, которые приносили ему оставшиеся на земле родственники.


Бог Солнца Шамаш, плывущий на своей волшебной ладье.


На небе также существовало свое «небесное» царство с советом богов. Главный из них – Энлиль, бог воздуха, повелитель земли («Среднего мира»), царь всех богов и покровитель земных царей. Его культ отправлялся в особом храме в священном городе Ниппуре, и чтили этого энергичного и всемогущего бога по всему Шумеру.

Не менее важен был в пантеоне и Ан (Ану) – бог Неба, а также мудрый и очень благосклонный к людям Энки (Эа), божество подземных вод и мирового Океана. Замыкает четверку «великих богов» богиня-мать Нинхурсаг.



Чудовище с головой льва, один из семи злых демонов, родившийся в Горе Востока и обитающий в ямах и развалинах. Он вызывает раздор и болезни среди людей.

К сильнейшим богам относились также Уту (Шамаш) – бог Солнца, блюститель справедливости, открывающий людям будущее в гаданиях и предсказаниях оракулов; синебородый бог Луны – Нанна (Син); своенравная красавица Инанна (Иштар) – богиня планеты Венера, покровительница плотского вожделения и любви, земного плодородия, но и одновременно богиня распрей и раздора.


Бог подземных вод, Эа или Энки, изображенный в центре с птицей Анзу. Справа крылатая богиня Инанна с финиковой ветвью в руке и рождающийся из Горы Востока солнечный бог Уту-Шамаш

Жители Шумера почитали и четверку «великих», «космических» богов. Это были Ан (Ану) – бог Неба, Энлиль – бог воздуха, Энки – бог подземных вод и, наконец, богиня-мать Нинхурсаг, носившая в разных шумерских «номах» разные имена (Нинхурсанг, Нинмах, Дингирмах). Именно они создали вселенную, землю, воду, каналы, растительность, животных и людей. Именно они занимали вершину месопотамского «Олимпа».


Гений с головой орла, держащий сосуд с чистой водой и сосновую шишку. Он сопровождал человека в его повседневной жизни и защищал от болезней и злых сил. Нимруд.



Коленопреклоненные божества возле священного дерева, поднявшие руки в защитном жесте, вероятно представляют Энлиля или Бэла, бога земли

Шумерский текст «Энки и Нинхурсаг», посвященный раю для богов - Дильмуну



Изображение и местоположение райской земли по А. Кирхеру («Ноев ковчег»)

Шумерский рай не был предназначен для людей. Это было место, где могли пребывать только боги. Из первых фраз поэмы мы узнаем, что страна Дильмун священна, «страна Дильмун чиста», что здесь обитает бог Энки со своей супругой, потому что эта страна «чистая», «светлая», «непорочная».
Шумерский поэт яркими красками рисует страну, которой неизвестны печаль и смерть, жестокость и отчаяние, где ягненок не боится волка и не издает свой скорбный крик птица иттиду – вестник смерти. Прекрасна, полна чудес райская страна, где:

голубь не прячет голову,
Нет таких, которые бы говорили: «У меня болят глаза»,
Нет таких, которые бы говорили: «У меня болит голова»,
Нет старухи, которая бы говорила: «Я стара»,
Нет старика, который бы говорил: «Я стар».

В стране Дильмун нет ни старости, ни болезней, здесь живут вечно и никто не переходит реку смерти, а потому:

вокруг него не ходят с рыданиями жрецы,
Певец не возносит жалоб,
У стен города он не сетует и не плачет.

Одно плохо: в Дильмуне не хватает пресной воды. Когда богиня обратила на это внимание Энки, тот приказывает Уту, богу Солнца, доставить в Дильмун воду с земли.

Уту выполнил приказ Энки: «из уст земли» забил родник пресной воды, и все было так, как пожелал бог. Теперь ничто уже не мешало счастливой жизни в стране Дильмун, где расцвели деревья, зазеленели луга, налились зерном колосья хлебов. А довольный Энки прогуливался по райской стране.

А затем, видимо, заскучав, решает поразвлечься в этих чудесных райских кущах и поочередно овладевает то своей женой – богиней Нинхурсаг, то своими двумя дочерями. Примечательный факт – все эти женщины рожают быстро и без мук. Далее неугомонный Энки съедает восемь волшебных растений, заботливо выращиваемых Нинхурсаг, заболевает и чудом спасается от смерти.

В представлении шумерских теологов рай предназначался не для смертных людей, а для бессмертных богов. Впрочем, один смертный – но только один! – по словам шумерских сказителей, все же был допущен в этот рай богов. Речь идет о шумерском «Ное». Здесь мы подходим к мифу о потопе.

Всемирный потоп


Г. Доре. Всемирный потоп

Легенды о жизни и подвигах Гильгамеша записаны клинописью на глиняных табличках на четырех языках Древнего Востока – шумерском, аккадском (вавилонском), хурритском и хеттском.

После смерти своего ближайшего друга Энкиду, вместе с которым он совершил множество героических подвигов, царь Урука в поисках секрета бессмертия решил отправиться к Утнапиштиму (шумерскому Зиусудре, библейскому «Ною») – единственному человеку на земле, которому боги даровали вечную жизнь. Преодолев немыслимые трудности на своем долгом пути, Гильгамеш добирается, наконец, до места обитания праведника и выслушивает от него подробный рассказ о катастрофическом наводнении, уничтожившем весь род человеческий.

Утнапиштим – сын Убар-Титу, царя города Шуруппака, одного из древнейших городов Шумера – всегда отличался миролюбивым нравом, добротой и благочестием и поэтому был любимцем богов, и особенно Энки (вавилонского Эа). И вот в один прекрасный день, когда грехи безмерно расплодившихся людей переполнили чашу терпения верховного бога Энлиля, он приказал уничтожить человечество с помощью гигантского потопа.

Но Энки-Эа и здесь нашел выход: он тайно поговорил с Утнапиштимом через тонкую стену тростниковой хижины, предупредив о грозящей беде и посоветовав построить большой корабль и погрузить туда «семя всех живых существ»:

Шуруппакец, сын Убар-Титу,
Снеси жилище, построй корабль,
Покинь изобилье, заботься о жизни,
Богатство презри, спасай свою душу!
На свой корабль погрузи все живое.
Тот корабль, который ты построишь,
Очертаньем да будет четырехуголен,
Равны да будут ширина с длиною,
Как Океан, покрой его кровлей!

Правитель Шуруппака незамедлительно выполнил все советы божества. Был построен огромный семипалубный корабль квадратных очертаний, который при спуске на воду «погрузился на две трети».

Нагрузил его всем, что имел я,
Нагрузил его всем, что имел серебра я,
Нагрузил его всем, что имел я злата,
Нагрузил его всем, что имел живой я твари,
Поднял на корабль всю семью и род мой,
Скот степной и зверье, всех мастеров я поднял…

Когда погода стала резко ухудшаться и небо заволокли черные тучи, наш шумерский «Ной» понял, что время потопа пришло. Он взошел на корабль и засмолил его двери. Далее следует детальное описание разразившейся катастрофы:

Едва занялось сияние утра,
С основания небес встала черная туча.
Адду гремит в ее середине,
Шуллат и Ханиш идут перед нею,
Идут гонцы, горой и равниной.
Эрагаль вырывает мачты,
Идет Нинурта, гать прорывает,
Подняли факелы Ануннаки,
Чтоб их сияньем зажечь всю землю.
Из-за Адду цепенеет небо,
Что было светлым – во тьму обратилось,
Вся земля раскололась, как чаша.
Первый день бушует Южный ветер,
Быстро налетел, затопляя горы,
Словно войною, людей настигая.
Не видит один другого,
И с небес не видать людей…

Даже сами боги устрашились этого ужасного зрелища и стали сетовать по поводу того, что они натворили. Но остановить разгул стихий уже было нельзя.

Ходит ветер шесть дней, семь ночей,
Потопом буря покрывает землю.
При наступлении дня седьмого
Буря с потопом войну прекратили…
Успокоилось море, утих ураган – потоп прекратился.

Утнапиштим-Зиусудра открыл люк, и на лицо его упал солнечный луч. Кругом царили тишина и покой. Но это была мертвая тишина:

Я взглянул на море – тишь настала,
И все человечество стало глиной!
Плоской, как крыша, сделалась равнина,
Я пал на колени, сел и плачу,
По лицу моему побежали слезы.
Стал высматривать берег в открытом море -
В двенадцати поприщах поднялся остров.
У горы Нацир корабль остановился…


Г. Доре. Ной выпускает голубя

Ковчег Утнапиштима простоял у горы Нацир (Насир) шесть дней, но никакой другой суши на горизонте не было видно. Тогда наш «Ной» послал на разведку голубя, но тот вернулся ни с чем; потом ввысь взлетела ласточка и также не обнаружила земли; наконец в путь был отправлен ворон:

Ворон же, отправившись, спад воды увидел,
Не вернулся; каркает, ест и гадит…

Тогда Утнапиштим вышел на вершину горы и вознес молитву богам, воскурив благовония из мирта, кедра и душистых трав. И «боги почуяли добрый запах», «как мухи, собрались к приносящему жертву и возрадовались, увидев, что хотя бы кто-то уцелел после всемирной катастрофы». Правда, довольными оказались не все. Грозный Энлиль, по приказу которого и был устроен потоп, страшно разгневался и на уцелевших людей, и на спасшего их Энки-Эа. Но недаром этот бог – «Повелитель Пресных Вод» – считался самым умным и находчивым в шумерском пантеоне. Он сумел убедить Энлиля не делать зла Утнапиштиму и его семье:

Ты – герой, мудрец меж богами!
Как же, как, не размыслив, потоп ты устроил?
На согрешившего грех возложи ты,
На виноватого вину возложи ты, -
Удержись, да не будет погублен, утерпи,
да не будет повержен!

Верховный небожитель внял уговорам и решил не только помиловать Утнапиштима, но и даровать ему и его жене бессмертие:

Поднялся Энлиль, взошел на корабль,
Взял меня за руку, вывел наружу,
На колени поставил жену мою рядом,
К нашим лбам прикоснулся, встал между нами,
благословил нас:
Доселе Утнапишти был человеком,
Отныне ж Утнапишти нам, богам, подобен,
Пусть живет Утнапишти при устье рек, в отдаленье!

Гигантский Потоп опустошил землю, и все люди (кроме одного или двух) погибли. В длительной истории человечества потоп отмечает определенный перерыв и замену одной расы людей другой. Сходство с библейским преданием является, конечно, поразительным.

Официальная историческая наука практически не принимает во внимание подавляющее большинство легенд и преданий , наложив на них клеймо «мифа» и приравняв его к выдумкам и полету фантазии древних народов.
Конечно, можно объявить мифы о катаклизмах следствием тяжелых условий жизни людей, чрезвычайно сильно зависевших от капризов природы и местных стихийных бедствий. Однако «гораздо труднее объяснить специфический, но различимый отпечаток разума в мифах о катаклизмах. Достоверность данных мифологии оказывается на весьма высоком уровне при проверке их на основе объективного анализа. Мифы предстают перед нами не в качестве фантазий каких-либо древних авторов или народных сказок, а приобретают статус своеобразного описания событий и явлений, имевших место в действительности.
Автор сам не раз убеждался в том, что современная наука по большей части является лже-наукой , которая искажает реальную картину мира.

Один из таких мифов, известный всем и каждому - это миф о великом, "Вселенском Потопе". Мы так или иначе узнаем о этом событии из Старого Завета, описывающего сотворение мира и уничтожение в конец погрязшего в грехах человечества, однако знаете ли вы, что в мире существует 500 легенд описывающих всемирный потоп?

Доктор Ришар Андре, в своё время исследовал 86 из них (20 азиатских, 3 европейских, 7 африканских, 46 американских и 10 Австралиских), и пришел к выводу, что 62 полностью независимы от месопотамского, (наиболее древнего) и еврейского (наиболее популярного) вариантов

Смещение ядра Земли подтверждается многочисленные мифами и преданиями различных народов, причем во всех источниках фигурирует одна и та же характерная особенность - этому катаклизму сопутствовали подземный гул и стремительное исчезновение Солнца за горизонтом. В мифе, записанном на островах Микронезии, говорится, что катастрофе предшествовала внезапно наступившая темнота (при смещении оси планеты Солнце ушло за горизонт). Затем начался потоп.

Сама Земля свидетельствует о реальности Потопа.

В эту книгу был включен и ряд преданий , которые говорили о последствиях того, как "люди восстали против богов, и система мироздания пришла в беспорядок": "Планеты изменили свой путь. Небо сдвинулось к северу. Солнце, Луна и звезды стали двигаться по-новому. Земля развалилась на части, из ее недр хлынула вода и затопила землю".

Иезуитский миссионер Мартиниус, проживший много лет в Китае и изучавший древние китайские летописи, написал книгу "История Китая", в которой говорится о смещении оси Земли и о потопе, как следствии этого катаклизма:

Опора неба обрушилась. Земля была потрясена до самого основания. Небо стало падать к северу. Солнце, Луна и звезды изменили путь своего движения. Вся система Вселенной пришла в беспорядок. Солнце оказалось в затмении, и планеты изменили свои пути. Карело-финский эпос "Калевала" повествует:страшные тени заволокли Землю, и солнце порой покидало свой привычный путь. В исландской "Волуспе" есть такие строки:

Не знала она (Земля), где должен быть ее дом, Луна не знала, каков ее дом, Звезды не знали, где им стоять. Потом боги наводят порядок среди небесных тел.

В джунглях Малайзии народность чевонг всерьез считает, что время от времени их мир, который они называют Земля-Семь, переворачивается вверх ногами, так что все тонет и разрушается. Однако при содействии бога-творца Тохана на плоскости, бывшей раньше на нижней стороне Земли-Семь, появляются новые горы, долины и равнины. Вырастают новые деревья, рождаются новые люди. То есть полностью обновляется мир.
В мифах о потопе, существующих в Лаосе и северном Таиланде, рассказывается, что много веков тому назад в верхнем королевстве обитали существа тен, а властелинами нижнего мира были три великих человека: Пу Лен Сьюн, Хун Кан и Хун Кет. Однажды тены объявили, что, прежде, чем съесть что-нибудь, люди должны в знак уважения делиться с ними своей едой. Люди отказались, а тены в ярости устроили наводнение, которое опустошило Землю. Три великих человека построили плот с домиком, куда посадили некоторое количество женщин и детей. Таким вот образом им и их потомкам удалось пережить потоп.
Похожее предание о потопе, от которого два брата спаслись на плоту, существует у каренов в Бирме. Подобный потоп является составной частью вьетнамской мифологии; там брат с сестрой спаслись в большом деревянном сундуке вместе с парами животных всех пород. Эта история могла спустя некоторое время обрасти несуществующими фактами, вроде спасением всех животных.

Австралия и Океания

У ряда племен австралийских аборигенов, особенно тех, что традиционно обитают вдоль северного тропического побережья, есть поверье, что своим происхождением они обязаны великому наводнению, которое смело ранее существовавший ландшафт вместе с обитателями.

Согласно мифам о происхождении ряда других племен, ответственность за потоп лежит на космическом змее Юрлунгуре, символом которого является радуга.

Существуют японские предания, согласно которым острова Океании появились после того, как отступили волны великого потопа. В самой Океании миф коренных жителей Гавайских островов рассказывает, как мир был уничтожен наводнением и потом воссоздан богом Тангалоа.

Самоанцы верят в наводнение, которое некогда стерло с лица Земли все человечество. Его пережили лишь два человека, отплывшие в море на лодке, которая потом пристала к архипелагу Самоа.

Египет

Древнеегипетские предания также упоминают о великом наводнении. Например, погребальный текст, обнаруженный в гробнице фараона Сети I, говорит об уничтожении потопом грешившего человечества.

С космоса можно четко увидеть эти самые следы отступления воды в Красное море.

Каир, Египет, следы мощных потоков

Конкретные причины этой катастрофы изложены в Главе 175 Книги мертвых, которая приписывает богу Луны Тоту следующую речь:

"Они воевали, они погрязли в раздорах, они причиняли зло, они возбуждали вражду, они совершали убийства, они творили горе и угнетение... [Вот отчего] я собираюсь смыть все, что ни сотворил. Земля должна омыться в водной пучине яростью потопа и снова стать чистой, как в первобытные времена".

Индия

Аналогичная фигура была почитаема в ведической Индии более 3000 лет назад. Однажды, гласит легенда, "некий мудрец по имени Ману совершал омовение и обнаружил в своей ладони маленькую рыбку, которая попросила сохранить ей жизнь. Пожалев ее, он запустил рыбку в кувшин. Одна- ко на следующий день она так выросла, что ему пришлось отнести ее в озеро. Вскоре озеро тоже оказалось маловато. "Брось меня в море, - сказала рыба, бывшая в действительности воплощением бога Вишну, - мне будет удобнее".

Затем Вишну предупредил Ману о грядущем потопе. Он прислал ему большой корабль и велел погрузить в него по паре всех живых существ и семена всех растений, а потом сесть туда самому".
Не успел Ману выполнить эти приказания, как океан поднялся и затопил все; ничего не было видно, кроме бога Вишну в его рыбьем обличье, только теперь это было огромное однорогое существо с золотой чешуей. Ману подогнал свой ковчег к рогу рыбы, и Вишну буксировал его по кипящему морю, пока не остановился у торчащей из воды вершины "Горы Севера".

"Рыба сказала: "Я спасла тебя. Привяжи корабль к дереву, чтобы вода не унесла его, пока ты находишься на горе. По мере того как вода будет спадать, ты можешь спускаться ". И Ману спустился вместе с водами. Потоп смыл всех существ, и Ману остался один".
С него, а также с животных и растений, которых он спас от гибели, началась новая эра. Через год из воды появилась женщина, объявившая себя "дочерью Ману". Они вступили в брак и произвели на свет детей, став прародителями существующего человечества.

Индия

Индия пострадала очень сильно во время потопа, она вся была затоплена. После себя волна оставляет огромные кучи песка, камней и глины. Вся эта смесь равномерно распредляется по всей территории. Обычно это серовато-бежевый или темный налет. Если есть горы, то этот налет расположен между горами и тогда выглядит как застывшие ручьи. В таких отложениях археологи всегда откапывают старинные предметы, животных, людей и пр. Например глиняные шумерские таблички. Первые письменные памятники были обнаружены среди развалин древнего шумерского города Урука (библейский Эрех). В 1877 г. сотрудник французского консульства в Багдаде, Эрнест де Саржак, не сделал открытие, ставшее исторической вехой в исследовании шумерской цивилизации. В местности Телло, у подножия высокого холма, он нашел статуэтку, выполненную в неизвестном стиле. Мосье де Саржак организовал там раскопки, и из земли стали появляться скульптуры, статуэтки и глиняные таблички, украшенные невиданными до той поры орнаментами. Во время раскопок в архивах шумерских городов найдены десятки тысяч табличек. Как могла целая библиотека, состоящая из глиняных табличек оказаться под слоем земли?

Северная америка

Среди инуитов Аляски существовало предание об ужасном наводнении, сопровождавшемся землетрясением, которое так быстро пронеслось по лицу Земли, что лишь немногим удалось спастись в своих каноэ или спрятаться на вершинах высочайших гор, окаменев от ужаса.

Аляска

Эскимосы, живущие вдоль побережья Северного ледовитого океана от мыса Барроу на западе и до мыса Батерс на востоке, а также в Гренландии, рассказывают о нескольких потопах, которые периодически уничтожали почти все население. Один из потопов был следствием ураганного ветра, который нагнал морские воды на сушу и превратил ее в пустыню. Немногие уцелевшие спаслись тогда на плотах и лодках. Причиной другого потопа стало страшное землетрясение. Еще один потоп был вызван огромной приливной волной:

Давным-давно океан вдруг начал подниматься все выше и выше, пока не затопил всю землю. Даже горные вершины скрылись под водой, и льдины под ними неслись по течению. Когда потоп прекратился, глыбы льда сгрудились и образовали ледяные шапки, которыми до сих пор покрыты горные вершины. Рыбы, моллюски, тюлени и киты остались лежать на сухой земле, где и теперь еще можно увидеть их раковины и кости.

Все северное побережье Аляски, Канады и Сибири сплошь покрыто озерами и болотами, и большая часть территории представляет собой так называемую "Вечную мерзлоту". На Аляске обнаружены многокилометровые скопления костей исчезнувших животных - мамонтов , мастодонтов, супербизонов и лошадей. Эти животные исчезли в конце ледникового периода . Здесь же, в этой массе, обнаружены останки существующих ныне видов - многие миллионы животных с переломанными и оторванными конечностями вперемешку с вырванными с корнями деревьями.

У луизенов из нижней Калифорнии есть легенда о наводнении, которое затопило горы и уничтожило большую часть человечества. Лишь немногие спаслись, сбежав на высочайшие пики, которые не скрылись, как все окружающее, под водой. Дальше к северу такие же мифы были записаны у гуронов.
Легенда горцев из семьи алгонкинов рассказывает, как Великий Заяц Мичабо восстанавливал мир после потопа с помощью ворона, выдры и ондатры.
В "Истории индейцев дакота" Линда, авторитетнейшем труде XIX столетия, который сберег многие туземные предания, излагается миф ирокезов о том, как "море и воды некогда нахлынули на землю, погубив всю жизнь человеческую".
Индейцы чикасо утверждали, что мир был погублен водами, "но спаслась одна семья и по паре животных каждого вида". Сиу тоже говорили о времени, когда не оставалось сухой земли и все люди исчезли.

Остров Пасхи

К той же серии виновников потопа относится Уоке - грозный бог и пращур пасхальцев. По их словам, " земля острова Пасхи была некогда гораздо больше, но так как жители его совершали преступления, Уоке раскачал землю и разбил ее, (подняв) при помощи палки”.

Наиболее известны статуи Пасхи - моаи. Их сотни, и они разбросаны по всему острову. Вес статуй в основном 10-20 тонн, но есть и гиганты, достигающие 80-90 тонн. Высота статуй колеблется от 3 до 21 метра.Очень многие статуи не закончены. Общая картина создает впечатление внезапного прекращения работ, то ли по воле их создателей, то ли из-за какого-то катаклизма. В пользу второй версии указывает одна из местных легенд, которая говорит, что случился огромный потоп, "с неба и изнутри земли обрушились молнии, пришла "большая вода", и не стало ничего видно вокруг". С версией катаклизма согласуется и тот факт, что подавляющее большинство статуй повалены или частично занесены рыхлыми слоями почвы. Те же, что стоят в полный рост вблизи побережья, восстановлены совсем недавно - во второй половине ХХ века.

На суше осадочные породы необыкновенно большой толщины. Такая неоднородность необъяснима так же, как и образование ископаемых. Но оба этих явления можно объяснить катастрофическими событиями в прошлом. (Земля в переворотах)

Сибирь, Алтай и Аляска

Прошло много лет, и миссионеры обнаруживают у алтайцев собственный вариант предания о всемирном потопе. В нем корабль, построенный человеком по имени Нама, причаливает к двум горам, стоящим близко одна к другой Чомгодой и Тулутты. Но сюжет стал настолько популярен, что жители разных мест начали оспаривать местонахождение ковчега. На юге утверждали, что обломок ковчега лежит на горе близ устья реки Чемал, северные алтайцы видели огромные гвозди от ковчега на снежной вершине Улу-таг - Великой горы. Тунгусский взрыв почему их откапывают из земли.

Потоп в Южной Америке:

Несколько версий потопных легенд имело хождений среди древних перуанцев. Этнографы рассказывали: « Когда комплекс Тиагуанако был открыт европейцами, местные жители могли поведать о его создателях лишь фантастические легенды. Одна из них гласила, что боги, разгневавшись на древних строителей, наслали чуму, голод и страшное землетрясение, которое погубило творцов Тиагуанако, а главный их город исчез в водах Тити-кака”. Напомню, Тити-кака - самое большое в мире высокогорное соленое озеро.

Вершины гор выступают из селевых отложений

Когда вода, смешанная с землей, камнями и прочим мусором отходит в океан, она оставляет после себя толстый слой земли

Такие следы потопа встречаются везде, они есть в Европе, в Северной и Южной Америках, в Африке, в Индии, в Китае, в Японии и во многих других местах мира.

В Эквадоре, индейское племя канаров хранит древнюю историю о наводнении, от которого два брата спаслись, взобравшись на высокую гору. По мере подъема воды, гора тоже росла, так что братья сумели пережить катастрофу.

Перу, особенно богато легендами о потопе. Типичная история рассказывает об индейце, которого о потопе предупредила лама. Человек и лама вместе убежали на высокую гору Вилка-Кото:"Когда они достигли вершины горы, то увидели, что там уже спасались всевозможные птицы и звери. Море стало подниматься и покрыло все равнины и горы, за исключением вершины Вилка-Кото; но даже и туда захлестывали волны, так что животным пришлось сбиться в кучу на "пятачке"... Через пять дней вода пошла на убыль, и море вернулось в свои берега. Но все люди, кроме одного, уже утонули, и именно от него пошли все народы Земли".
В доколумбовом Чили арауканы сохраняли предание о том, что некогда случилось наводнение, от которого спаслись лишь немногие …

Миф о потопе

Третий из наших основополагающих мифов – это миф о потопе. В рассматриваемом случае несколько фрагментарный шумерский миф был значительно расширен, и вавилонский вариант мифа о потопе стал частью «Эпоса о Гильгамеше». Непосредственно вавилонским вариантом «Эпоса о Гильгамеше» мы займемся несколько позже, однако миф о потопе связан с «Эпосом о Гильгамеше» как часть приключений героя.

Проблема смерти, болезней и поисков бессмертия практически отсутствовала в шумерской мифологии, но она очень заметна в семитских мифах. В «Эпосе о Гильгамеше» она возникает перед Гильгамешем, когда умирает его друг Энкиду, о котором мы еще поговорим при рассмотрении других частей эпоса. Сейчас нас больше интересует связь между эпосом и мифом о потопе. После описания смерти Энкиду и скорби Гильгамеша по другу миф рассказывает нам, что Гильгамеша потрясла мысль о том, что он тоже смертен. «Когда я умру, разве я не буду подобен Энкиду? Страх поселился во мне.

Страшась ее, я странствую по пустыне». Единственным смертным, которому удалось избежать смерти и найти тайну бессмертия, был предок Гильгамеша Утнапиштим. Это вавилонский аналог Зиусудры, шумерского героя сказания о потопе. Гильгамеш решает отправиться на поиски своего предка, чтобы раскрыть секрет бессмертия. Его предупреждают об опасностях, подстерегающих в пути. Ему говорят, что прежде, чем он доберется до цели, ему надо будет перейти горы Машу и реку смерти. Подобное оказалось под силу только богу Шамашу. Тем не менее, Гильгамеш преодолевает все препятствия и приходит к Утнапиштиму. Текст прерывается как раз в том месте, где описывается их встреча. Когда текст снова становится разборчивым, мы читаем, что Утнапиштим рассказывает Гильгамешу о том, что боги сохранили для себя секрет жизни и смерти. Гильгамеш спрашивает у него, как же ему удалось достичь бессмертия. В ответ Утнапиштим рассказывает ему историю о потопе. Она записана на одиннадцатой табличке «Эпоса о Гильгамеше». Это самая полная и хорошо сохранившаяся часть эпоса, который зафиксирован на двенадцати табличках. Этот миф был широко известен на Древнем Востоке. Подтверждают это недавно обнаруженные фрагменты хеттского и хурритского вариантов этого мифа.

Утнапиштим предупреждает Гильгамеша о том, что история, которую он собирается поведать ему, – это «тайна богов». Утнапиштим говорит о себе как о человеке из Шуруппака, древнейшего из городов Аккада. Эа тайно сообщает ему, что боги решили уничтожить все ростки жизни на земле, наслав на нее потоп. При этом о причинах такого решения ничего не говорится. Эа велит Утнапиштиму построить ковчег, на который он должен принести «потомство всего живого на земле». В мифе приводятся размеры и форма корабля. Судя по этому описанию, корабль имел форму куба. Утнапиштим спрашивает Эа, как ему объяснять жителям Шуруппака свои действия, и Эа говорит, что он должен сказать, якобы он прогневал Энлиля, и тот изгнал его со своей земли. Утнапиштим говорит им: «Теперь я отправлюсь вниз, на самое дно, где буду жить со своим повелителем Эа». Затем он говорит, что Энлиль ниспошлет на них изобилие. Таким образом, жители обмануты относительно намерений богов. Далее следует описание процесса строительства корабля и его погрузки:

‹Все, что я имел› погрузил я туда:

Все серебро сложил на корабль;

И золото все принес;

И всех божьих тварей согнал я туда.

А также семью и родных.

И с полей, и из степи

Всех букашек принес я туда;

И всех мастеровых привел на корабль.

Затем в красках дается описание бури. Адад гремит раскатами грома; Нергал сносит створы ворот, которые сдерживают напор вод верхнего океана; Ануннаки поднимают свои факелы, чтобы «воспламенить землю от их огня».

Сами боги встревожены происходящим и, как собаки, трусливо жмутся к стене небесного дома. Иштар, которая, очевидно, и подговорила богов погубить людей, сожалеет о содеянном, и боги вторят ей. Буря бушует шесть дней и ночей. На седьмой день она стихает. Утнапиштим выглядывает наружу и видит перед собой опустошенную равнину: «Все люди превратились в глину».

Корабль причаливает на горе Низир. Утнапиштим выжидает семь дней и посылает голубя, который возвращается, не найдя пристанища. Затем он отправляет в полет ласточку, но и она возвращается. Наконец, он высылает ворона, который находит пищу и не возвращается обратно. Утнапиштим выпускает с корабля всех собравшихся там и приносит жертву богам. Боги чувствуют аромат и, словно мухи, слетаются к месту жертвоприношения.

Приходит Иштар, дотрагивается до своего ожерелья, сделанного из ляпис-лазури, и клянется никогда не забывать случившегося. Она упрекает Энлиля за то, что он решил уничтожить ее людей. Затем появляется Энлиль. Он в ярости оттого, что кому-то из людей было позволено избежать смерти. Нинурта упрекает Эа в том, что он выдал секрет богов. Эа спорит с Энлилем, защищая Утнапиштима. Энлиль уступает и дарует Утнапиштиму и его жене бессмертие, которым обладают боги. Он повелевает, что отныне они будут жить далеко у устья рек. На этом заканчивается повествование о потопе. Оставшаяся часть этой таблички и вся двенадцатая табличка посвящены истории о Гильгамеше. Хотя раскопки в Месопотамии доказали, что в древности Ур, Киш и Урук не раз страдали от страшных наводнений, все же нет никаких оснований полагать, что какое-то из этих наводнений затопило всю страну, кроме того, наводнения случались в разное время и были различной силы. Тем не менее, этот миф основан на факте необычайно сильного наводнения, хотя он и был связан с погребальными ритуалами и идеей поиска бессмертия. Однако нет убедительных доказательств, что миф о потопе, подобно мифу о творении, стал обрядовым мифом. Сейчас мы перейдем к описанию других ассиро-вавилонских мифов, которые обнаружены в различных захоронениях, открытых археологами в последние годы.

БИБЛЕЙСКИЙ МИФ О ПОТОПЕ

Библейский миф о Потопе – хотя бы в виде фабулы – известен всем. Он изложен в Книге Бытия: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время.

И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.

И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю; ибо Я раскаялся, что создал их.

Ной же обрел благодать пред очами Господа.

Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом.

Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета .

Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями.

И воззрел Бог на землю, и вот она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле.

И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лицо Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот Я истреблю их с земли.

Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.

И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей.

И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье.

И вот Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни.

Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою.

Введи также в ковчег из всех животных и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут.

Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых.

Ты же возьми себе всякой пищи, какой питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею.

И сделал Ной все: как повелел ему Господь, так он и сделал.

И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем.

И всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского.

Также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли, ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли.

Ной сделал все, что Господь повелел ему.

Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю.

И вошел Ной, и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа…

Чрез семь дней воды потопа пришли на землю.

В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей.

В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними…

И вошли к Ною в ковчег по паре от всякой плоти, в которой есть дух жизни…

И продолжалось на земле наводнение сорок дней, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею.

Вода же усиливалась и весьма умножилась на земле; и ковчег плавал по поверхности вод.

И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом…

Все, что имело дыхание духа в ноздрях своих на суше, умерло…

Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней.

И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, бывших с ним в ковчеге, и навел Бог ветер на землю, и воды остановились.

И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба.

Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней.

И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских.

Вода постепенно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор.

По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона, который, вылетев, отлетел и прилетел, пока осушилась земля от воды.

Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли, но голубь не нашел места покоя для ног своих, и возвратился к нему в ковчег…

И помедлил еще семь дней других и выпустил голубя из ковчега.

Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли.

Он помедлил еще семь дней других и выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему.

Шестьсот первого года к первому дню первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот обсохла поверхность земли.

И во втором месяце, к двадцать седьмому дню, земля высохла.

И сказал Бог Ною:

Выйди из ковчега ты, и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных, которые с тобою… и пусть плодятся и размножаются на земле.

И вышел Ной, и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним.

Все звери, и все гады, и все птицы, и все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега.

И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.

И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся » [Быт., 6, 17; 7, 24; 8, 1].

Мало кто знает, что ветхозаветный рассказ о Потопе представляет собой смешение двух вариантов, известных в библеистике как Яхвист и Жреческий кодекс. По яхвистскому рассказу, Бог объявляет Ною, что потоп начнется через семь дней; дождь лил сорок дней и сорок ночей, после чего Ной оставался в ковчеге еще три недели, пока не спала вода, то есть потоп продолжался всего 61 день. А вот Жреческий кодекс свидетельствует, что до спада воды прошло 150 дней, а сам потоп длился 12 месяцев и десять дней. В этом, по мысли российского исследователя Н.В. Мамуны, явно заключается символика лунно-солнечного календаря [Мамуна, 341]. Евреи придерживались лунного календаря, согласно которому 12 месяцев составляют 354 дня; прибавляя еще 10 суток, получаем солнечный год.

Вообще в истории о потопе все исполнено символическим, эзотерическим смыслом. Легенда о Потопе, подобно всем другим великим легендам, имеет отнюдь не одно значение. Великий Потоп, как и грехопадение, относится к событиям как духовным и физическим, так и космическим и земным. Корабль-ковчег – символ женского зарождающего принципа: на небесах он олицетворен, в частности, Луной, на земле – чревом. В теогонии образ потопа относится к послекосмическим преобразованиям, а также к последующей космогонии. Ной – Дух, нисходящий в Материю; он плавает в своем ковчеге по водам, подобно тому, как Дух Божий носился над водою. Иными словами, спасение от потопа и появление новой земли и живых существ на ней – это аналог миротворения. В символизме каждого народа Потоп означает хаотическую, неустановившуюся материю – Хаос как таковой, а вода – женский принцип – Великую Глубину. Arche или Arc (ковчег) является также мистическим именем божественного Духа Жизни, носящегося над Хаосом [Мамуна, 323].

Миф о Потопе – великое и грозное предупреждение человечеству. Правда, миф сохраняет оптимистическую веру, что лучшие люди – спасутся. И сегодня очень часто в публицистике встречаются названия, упоминающие ковчег в символическом смысле, например, «Ковчег Россия» (то есть Россия еще жива, еще держится в своем национальном качестве на плаву…) Во времена Нового Завета апостол Петр признал веру в Потоп в качестве средства предупреждения преступлений, предостерегал: «Бог… не пощадил первого мира, но… сохранил семейство Ноя, праведника правды, когда навел потоп на мир нечестивых» . В своем великолепном трактате о великих героях веры апостол Павел высказался аналогичным образом: «Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего» [Евр., 11,7].

В то же время Всемирный Потоп, безусловно, историческое событие, более того, таких потопов было, скорее всего, на памяти человечества несколько, и многие современные науки неопровержимо доказывают это. К тем доказательствам, которые уже приводились, добавим еще одно, чрезвычайно весомое. В начале 60-х годов ХХ века на границе Ирака и Ирана работала американская археологическая экспедиция. Довольно высоко в горах она обнаружила пещеру, названную Шанидар, в которой постоянно жили люди . Самый старый слой относится к 65–60 тыс. до н. э. На границе 30–20 тысячелетий неандерталец был вытеснен человеком кроманьонского типа, то есть современного. Но главное не это, а то, что культурные слои пещеры Шанидар перемежались слоями ила, песка, ракушек и мелкой гальки. И это в пещере, которая никогда не была морским дном и находилась вообще очень далеко от моря!

Археологи обнаружили четыре катастрофы, постигшие не только саму пещеру, но и живших в ней людей. Один из потопов сопровождался мощным землетрясением: десятки погибших неандертальцев не просто утонули, – их придавило обвалившейся стеной. Однако всякий раз после катастрофы человек продолжал селиться в пещере, разводя огонь, делая орудия охоты и труда, осуществляя погребение здесь же, в пещере. Самый разрушительный потоп был в ХI тыс. до н. э. После него люди в пещере уже не селились [Бацалев, 17–23].

Есть еще одна веская «улика» – мамонты. В Сибири были обнаружены останки несметного количества крупных животных, включая большое количество туш с неповрежденными мягкими тканями (их ели собаки) и невероятное количество идеально сохранившихся бивней мамонтов. У некоторых мамонтов в пасти еще даже оставалась трава, которая указывает на то, что в то время в Сибири был степной умеренный климат, но также и на то, что катастрофа произошла мгновенно, потому туши и сохранились: вдруг наступила зима, и животные оказались мгновенно замороженными. Кстати, в это время – в промежутке между 11000 – 9000 лет до н.э. – по всему миру вымерло свыше 70 видов крупных млекопитающих. Чтобы почувствовать динамику, скажем, что в течение предыдущих 300000 лет исчезли всего двадцать видов. Все это говорит о действии каких-то чрезвычайно мощных факторов [Хэнкок, 197–199].

В последнее время все большее число ученых становятся на позиции теории катастрофизма. Они заявляют, что история Земли представляет собой лишь отдельные относительно спокойные периоды, разделенные катастрофическими событиями – как локального, так и глобального масштаба. И что именно эти катастрофы сыграли определяющую роль в формировании современного вида нашей планеты. Погибали, видимо, высокоразвитые цивилизации, типа Атлантиды или Гипербореи. Но правильнее было бы говорить о том, что разрушалась в целом Человеческая Цивилизация. Человечество, конечно же, не погибало абсолютно, отдельные представители человеческого рода спасались (их символизируют Утнапишти, Ману, Ной, Девкалион и Пирра и т.д.), но сама цивилизация оказывалась безнадежно отброшенной назад. В результате человечеству приходилось каждый раз возвращаться к начальным этапам – думать о том, как добыть пищу, как обрести надежную крышу над головой, как вновь обрести связь с какой-нибудь группой. При этом, однако, сохранялась и память о предках, о счастливой жизни – отсюда важнейшие понятия мифологии: Золотой век, Эдем и т. д.

Характерно и другое: духовный кризис общества всегда порождает массу имитаторов, которые возводят повторение каких-то культурных форм, например, строительства храмов или типов стихосложения, в ранг священнодействия. Например, если по каким-то причинам невозможно создавать духовные культурные ценности (когда вся энергия идет на выживание), общество начинает умело копировать старые формы (в этом, скажем, исток постмодернизма в современной литературе). Тем более после катастрофы формы культуры, пришедшие от «допотопных» предков, приобретали оттенок сакральности, высшей святости. Со временем забывался их смысл, но традиция жила. Многие ученые говорят о том, что большинство так называемых «примитивных» народов располагает знаниями, значительно более глубокими, чем они сами предполагают. Да это свойственно и высокоразвитым народам. Достаточно здесь указать на символику белорусской вышивки. Наши бабушки, вышивая традиционные узоры, не знали, что они означали; ученые только в последнее время занялись их расшифровкой. В этом смысле мифы, ритуалы, сказки, элементы одежды и убранства дома заключают в себе огромное, неисследованное еще в полной мере, богатство, которой говорит об удивительной культуре наших первопредков. А узнав их жизнь, мы лучше поймем самих себя.

ПОИСКИ КОВЧЕГА

Древнее армянское предание, являющееся одним из самых священных догматов христианской веры, говорит о том, что в «конце времен» ковчег, в котором спасся библейский Ной, вновь появится, чтобы доказать истинность едва ли не самой важной из библейских историй – истории о потопе и о горстке людей, выживших благодаря своей непоколебимой вере в Слово Божие.

Ковчег, который Бог велит построить Ною, по-древнееврейски называется theba. В оригинальном тексте Библии это же слово употреблено для обозначения просмоленной корзины, послужившей для спасения младенца Моисея в водах Нила. Это же слово использовалось для обозначения иудейского Ковчега Завета. При этом слово theba имеет, видимо, египетские корни. В египетском языке theba – гроб-саркофаг, ковчег, в котором мертвые пересекают воды преисподней; это тот самый ящик, в котором был заключен бог Осирис.

Другое название ковчега – «arka». По-египетски «ark» означает «заключать внутрь», «спрятать». Латинское «arca» означает «ящик», «сундук», «ковчег». Ковчег прибило к горе Арарат, у подножия которой течет река Аракс. Мы вновь встречаем удивительную морфему AR-RA, о которой неоднократно писали [Шамякіна, 2001, 64–67]. Кстати, видимо, не случайно и название греческого корабля Арго, на котором греки путешествовали за Золотым Руном. Снова-таки, мы писали о том, что Руно – вовсе не шкура барана, а тайное знание, записанное рунами. Может быть, как раз то знание, которое осталось от предшествующей цивилизации.

Послебиблейское предание сообщает, что Ноев ковчег был трехъярусным. Видимо, это связано с древней трехчастной структурой мироздания, представление о которой существовало у многих народов: нижний мир олицетворял преисподнюю, первозданные воды, средний мир – мир земной (людей, животных, растения), а верхний мир – птиц. Таким образом, Ковчег – Мир. И действительно, из Ноева ковчега и вышла вся новая жизнь на опустошенной потопом Земле. Он стал ядром, прообразом нового мира.

Основной моделью мироздания в древних традициях считался храм. Не случайно потому в греческом языке слова «храм» и «корабль» очень похожи. И не случайно, разумеется, что в виде корабля строились и христианские храмы (наряду с крестовой структурой). Сама христианская церковь очень часто сравнивается с кораблем, плывущем в море греха. Спастись могут лишь те, кто храним ею, как Ной своим ковчегом.

Круг Зодиака тоже уподоблялся ковчегу. И, конечно же, своеобразным ковчегом является человеческая душа…

Символика ковчега, действительно, очень богатая. Но вот с середины ХIХ века стали появляться сообщения о том, что на горе Арарат и в самом деле находится ковчег (!). Многие живущие у подножия горы крестьяне совершали восхождения, чтобы поклониться святыне, подобно тому, как совершают паломничество к Мекке мусульмане.

В книге В.М. Каммингс «Ноев ковчег» содержатся достоверные описания наблюдений ковчега, начиная с 1840 года. Самые поразительные события произошли буквально накануне Февральской революции 1917 года. Русские летчики делали облет горы и заметили с высоты старинное судно огромных размеров, превосходившее боевые корабли ХХ века. Когда летчики возвратились на аэродром и рассказали о виденном объекте, над ними смеялись товарищи, но капитан попросил доставить его туда и, убедившись сам, послал донесение русскому правительству. Оно вызвало большой интерес, и царь направил две специальные роты солдат для восхождения на гору. Одна группа из 50 человек взбиралась по одному склону, а другая из 100 человек – по другому. «Потребовалось две недели тяжкого труда, чтобы пробить тропу через утесы нижней части горы, и прошел почти месяц прежде, чем люди достигли ковчега, сделали точные измерения и множество фотографий, которые затем были отправлены царю. В ковчеге оказались сотни небольших комнат и несколько больших помещений с высокими потолками… Все было густо покрашено похожей на воск или шеллак краской, а качество работы в целом свидетельствовало о высоком уровне цивилизации. Использовалась древесина олеандра из семейства кипарисовых, которая не гниет, что в сочетании с покраской и пребыванием большей части времени в замороженном состоянии объясняет прекрасную сохранность судна…» [Комингс, 32–33].

Через несколько дней после того, как экспедиция послала свой отчет в Петербург, царское правительство было свергнуто, и власть перешла к безбожникам. Позже бумаги, как будто, попали к большевику № 2 – самому Троцкому, который приказал их уничтожить, не допуская возможности подтверждения правдивости Библии.

Большинство участников экспедиции на Арарат или погибли во время гражданской войны, или эмигрировали в другие страны. Кое-кто из них опубликовал свои воспоминания, которые скрупулезно и собрала автор книги.

Во время второй мировой войны вновь, видимо, подтаял ледник, в котором замурован ковчег, и его видел с самолета немецкий летчик. Однако в то время, конечно же, было не до поисков религиозной святыни. Летом 1953 года американский пилот вертолета Дж. Грин сделал над Араратом с высоты 100 футов шесть четких фотографий. На них были явно видны на горном уступе очертания того, что казалось Ноевым ковчегом. Судно наполовину ушло в горные породы и лед, покрывавший уступы. Будучи обеспеченным человеком, Грин начал срочно организовывать экспедицию на Арарат, однако не успел этого сделать, так как неожиданно скончался.

В 1956 году итальянец Ф. Наварра извлек из-под льда замерзшего озера на вершине Арарата несколько досок якобы с обшивки ковчега и деревянный брус, вытесанный в форме буквы Г. Вдохновленный находками исследователь написал книгу «Ноев ковчег: я его касался» и организовал в 1969 году англо-американскую экспедицию для продолжения исследований. Экспедиция привезла с собой еще несколько досок с Арарата. Причем древесина была так крепка, что при обработке ее ломались электроинструменты.

В 1965 г. в лондонской газете «Дейли телеграф» появилась фотография горы Арарат, сделанная со спутника. На снимке четко просматривается очертание морского судна, увязшего во льдах. По своим размерам оно равно 2/3 знаменитого трансатлантического лайнера «Куин Мэри», что соответствует описаниям Ноева ковчега в Библии. Уникальная фотография была перепечатана русским журналом «Чудеса и приключения» в 1993 году [Дмитриев, 12–15]. Снимки делались и позже, но американцы почему-то засекретили их.

Семь безуспешных попыток найти ковчег предпринял американец Дж. Либи из Сан-Франциско. Однако семь – далеко не предел. Э. Каммини 31 раз поднимался на Арарат. Он даже заслужил почетное звание «Великого патриарха ковчегологии», хотя ковчег так и не обнаружил. В 1974 году турецкие власти полностью закрыли район Арарата как стратегический, запретив любые экспедиции в целях сохранения безопасности страны, поскольку Арарат – пограничная гора: часть ее предгорий находились на территории СССР (Армения). Все это чрезвычайно подозрительно. А вот армянский народ, притязавший на район Арарата как на землю своих предков с доисторических времен, веками хранил знания о ковчеге и о его приблизительном местонахождении. При этом неудачу многочисленных экспедиций можно объяснить, во-первых, чрезвычайно трудным подъемом на пятикилометровую гору, во-вторых, тем, что ковчег находится внутри ледника, и только в очень жаркое лето, когда ледник подтаивает, виден его нос. Армянские крестьяне, живущие у подножия Арарата, говорят, что ковчег действительно находится там, причем он полностью окаменел и похож скорее на баржу с домом наверху, но он никогда не будет найден. , связан китайский миф о Потопе...

  • ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ФОЛЬКЛОРУ И МИФОЛОГИИ ВОСТОКА (1)

    Документ

    Волшебных сказок. Юнг и Кереньи разделяют мнение, что мифология не создана для объяснения... , т. е. вегетативная и антропоморфная модели в какой -то мере распределены между эсхатологией и космогонией, чем преодолевается...

  • – History of Oriental Religions История религий Востока ГЛАВА 1 РЕЛИГИЯ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Что такое религия? Как и когда она возникла? В чем ее смысл и сущность? Каковы причины живучести этого социального феномена? Ответить на такие вопросы нелегко

    Документ

    Ясно, как и при каких обстоятельствах, эта общность, объединенная самоназванием «арии», разделилась на части... перед смертью, в качестве своеобразного причастия. Мифология и эсхатология манихейства являет собой трансформированный вариант...

  • Корабль” как символ природы в ньютонианской физике (анализ мифологического ядра механистической парадигмы)

    Документ

    Государства, советизма и цезаризма, эсхатологию и материализм. Тут социал-демократ... оружия. Материализм и идеализм как мифологии разделены без преувеличения сказать пропастью, ... государства, советизма и цезаризма, эсхатологию и материализм. Тут социал- ...

  • Вопросы для подготовки к рубежному контролю № 1 по дисциплине «философия» раздел 1 философия ее предмет и место в культуре человечества

    Курс лекций

    Понятия «мифология» ? В чем состоит синкретизм мифологии ? Какая форма... эсхатологический миф, «малая» эсхатология , «большая» эсхатология . загробный мир, ... различие между философией и искусством? Какие разделы входят в состав философского знания...

  • «Почти во всех культурах мира существуют поразительно похожие друг на друга легенды о Вселенском потопе - их более пятисот.

    Во всех этих легендах один и тот же сюжет: человечество погибает от Потопа, спасается только один человек со своей семьей.

    В западных странах этот человек известен под именем Ной, ацтеки называют его Нене, на Ближнем Востоке его зовут «Атрахасис», Утнапишти или Зиусудра. Что касается спасательного средства, то в Библии оно называется “ковчег”, то есть корабль; в месопотамских сказаниях это подводное судно, а в легендах ацтеков речь идет о выдолбленном бревне» (А.Элфорд, «Боги нового тысячелетия»).

    В частности: «...месопотамский миф о наводнении во многом перекликается со знаменитой библейской историей о Ное и потопе. ...при всем разнообразии вариантов предания потомству всегда передается главное, а именно: была глобальная катастрофа, которая почти полностью уничтожила человечество» (Г.Хэнкок, «Следы богов»).

    В Индии «...ученые обнаружили версии Великого Потопа! Ману - дравидийский Ной, а помогла ему спастись от гибели некая рыба джхаша (в которой воплотился творец мира Брахма, а по другим версиям - хранитель мира Вишну). «Шатапатха Брахмана», содержащая эту историю, тоже старше Библии! О Потопе же говорит и «Махабхарата»» (В.Бацалев, А.Варакин, «Тайны археологии»).

    По индийской мифологии «Вишна [бог] предупредил Ману [человека] о грядущем потопе. Он прислал ему большой корабль и велел погрузить в него по паре всех живых существ и семена всех растений, а потом сесть туда самому» (Г.Хэнкок, «Следы богов»).

    А в греческом варианте «...люди были уничтожены Зевсом, царем богов.... Мстительное божество воспользовалось для очистки Земли всеобщим потопом... В этом потопе погибло все человечество, за исключением нескольких людей, бежавших на самые высокие горы» (там же).

    «В мифах о потопе, существующих в Лаосе и северном Таиланде, рассказывается, что много веков тому назад в верхнем королевстве обитали существа тен... Однажды тены объявили, что, прежде чем съесть что-нибудь, люди должны в знак уважения делиться с ними своей едой. Люди отказались, а тены в ярости устроили наводнение, которое опустошило землю» (там же).

    «Существуют японские предания, согласно которым острова Океании появились после того, как мир был уничтожен наводнением и потом воссоздан богом Тангалоа. Самоанцы верят в наводнение, которое некогда стерло с лица Земли все человечество» (там же).

    В мексиканской мифологии «разрушение явилось в виде проливного дождя и наводнений. Горы исчезли, и люди превратились в рыб...» (там же).

    «...в Эквадоре, индейское племя канаров хранит древнюю историю о наводнении, от которого два брата спаслись, взобравшись на высокую гору» (там же).

    «В провинции Анкасмарка, что в пяти лигах от Куско, индейцы рассказывали следующую басню. За месяц до потопа их овцы (ламы) закручинились, днем они ничего не ели, а ночью следили за звездами. В конце концов пастух поинтересовался, что их беспокоило, и они ответили, что расположение звезд предсказывает гибель мира от воды. Услышав это, пастух посоветовался со своими шестью детьми, и вместе они приняли решение собрать сколько можно пищи и овец и подняться на вершину очень высокой горы под названием Анкасмарка.

    Они говорят, что по мере подъема уровня воды, гора становилась все выше, и потому потоп так и не смог накрыть ее полностью, а когда вода спала, гора тоже уменьшилась. Таким образом, шесть детей того пастуха вновь заселили тот район...» (Кристобаль де Молина).

    «В доколумбовом Чили арауканы сохранили предание о том, что некогда случилось наводнение, от которого спаслись лишь немногие индейцы. Они бежали на высокую гору под названием Тегтег, что означает «гремящая», или «сверкающая», которая имела три вершины и была способна плавать в воде» (Г.Хэнкок, «Следы богов»).

    «На крайнем юге континента легенда народа ямана с Огненной Земли повествует: «Потоп вызвала женщина-Луна. Это было время великого подъема... Луна была полна ненависти к человеческим существам... В то время утонули все, за исключением тех немногих, кто сумел бежать на пять горных вершин, которые вода не покрыла»» (там же).

    «У луизенов из нижней Калифорнии есть легенда о наводнении, которое затопило горы и уничтожило большую часть человечества. Лишь немногие спаслись, сбежав на высочайшие пики, которые не скрылись, как все окружающее, под водой. ...Дальше к северу такие же мифы были записаны у гуронов. Легенда горцев из семьи алгонкинов рассказывает, как Великий Заяц Мичабо восстанавливал мир после потопа...» (там же).

    «В «Истории индейцев дакота» Линда... излагается миф ирокезов о том, как «море и воды некогда нахлынули на землю, погубив всю жизнь человеческую». Индейцы чикасо утверждали, что мир был погублен водами, «но спаслась одна семья и по паре животных каждого вида». Сиу тоже говорили о времени, когда не оставалось сухой земли и все люди исчезли» (там же).

    «Жители Огненной Земли... говорили, что Солнце и Луна «упали с неба», а китайцы - что «планеты изменили свой путь. Солнце, Луна и звезды стали двигаться по-новому»... У тарахумара в северной Мексике сохранились легенды о разрушении мира в результате того, что изменился путь Солнца.... Другое племя с Огненной Земли, пехуэнче, связывает наводнение с длительным периодом тьмы: «Солнце и Луна упали с неба, и мир оставался без света» .

    «У ряда племен австралийских аборигенов... есть поверье, что своим происхождением они обязаны великому наводнению, которое смыло ранее существовавший ландшафт вместе с обитателями. Согласно мифам о происхождении ряда других племен, ответственность за потоп лежит на космическом змее Юрлунгуре, символом которого является радуга» (там же).

    «В гимнах Виракоче, записанных Пачакути Ямки, встречается термин ананкоча, буквально - «море сверху», в прямом отношении к звездным небесам. Что бы еще ни означал данный миф, источники надвигавшегося потопа находились где-то снаружи, в астрономической сфере» (У.Салливан, «Тайны инков»).

    «В другом мифе о Кецалькоатле, также записанном на науатле, мы узнаем, что смерть Четвертого Солнца (предшествующего Пятому Солнцу, которое ацтеки старались сохранить в живых) пришла от рук звезд. Этот миф, переработка несколько более старой (и, вероятно, уничтоженной) версии, имеет свой точный дубликат в Андах, в мифе о ламе и потопе. Для ацтеков звезды были врагами Солнца, Пятого Солнца» (там же).
    «...древние, да и более поздние традиции неоднократно связывали предание о всемирном потопе с символикой комет...» (Н.Мамуна, «Зодиак мистерий»).

    Подобное сходство мифов практически на всей Земле может иметь одну из двух причин.

    Во-первых, сходство мифов могло было быть порождено их единым автором. Однако результаты различных достаточно глубоких исследований реально отметают подобную точку зрения.

    «Всего в мире таких легенд [о потопе] известно более 500. Исследовав 86 из них (20 азиатских, 3 европейских, 7 африканских, 46 американских и 10 из Австралии и Океании), доктор Ришар Андре пришел к выводу, что 62 полностью независимы от месопотамского и еврейского вариантов» (там же).

    Тогда остается признать, что за всеми этими древними преданиями стоит некий реальный катаклизм, следы которого неизбежно должны обнаруживаться и в наше время.