Конспект открытого урока по чтению на тему "Н. А

МКОУ «Богородская школа №8»

Конспект

открытого урока по чтению и развитию речи в 9 «а» классе

на тему:

Н. А. Некрасов « Саша».

Подготовила: Кузнецова Л.С.

2016 год.

Тема: Н. А. Некрасов « Саша».

Цель урока:

Познакомить учащихся с отрывком из поэмы.

Задачи урока:

1 . Обучающая : ввести учащихся во внутренний мир Н.А. Некрасова, через анализ поэтического текста подвести к пониманию индивидуальности поэта в раскрытии темы природы, в которой присутствует человек со своей болью, сочувствием.

2. Коррекционная : развивать у учащихся навыки анализа поэтического текста, внимание, мышление, виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, обогащать словарный запас.

3 . Воспитывающая : воспитывать любовь к природе, родному краю, Родине, эмоциональную отзывчивость.

Оборудование: презентация, учебник, аудиозапись отрывка поэмы «Саша», карточки со словами.

Ход урока:

    Орг. момент .

    Рапорт дежурного.

(число, месяц, время года, погода, присутствие учащихся в классе)

    Достать тетради и необходимые для урока предметы.

Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы повторим пройденный материал, познакомимся со стихотворением Н.А. Некрасова «Саша», будем его читать, слушать, анализировать, постараемся понять и доказать, что главная тема этого стихотворения любовь к природе.

    Повторение пройденной темы.

    Фронтальный опрос

Ответить на вопросы:

Где родился Н. А. Некрасов?

( Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821г в селе …. на Волге .)

Каков был путь поэта в жизни и в поэзии?

(Путь Некрасова в жизни и поэзии был нелёгким.)

Каким человеком был отец Некрасова?

(Отец поэта был человеком жадным, невежественным и жестоким).

А какой была мать поэта?

(Мать Николая была образованной женщиной. Она много читала, играла на фортепиано, хорошо пела)

Что посвятил ей Некрасов, став известным поэтом?

(Он посвятил ей несколько стихотворений)

Какое стихотворение, посвящённое матери поэта вы знаете?

(Рыцарь на час)

Какие факты из жизни матери вспоминает Некрасов в этом стихотворении?

(Как она жила нелюбимая и защищала своих детей от избиения мужа.)

Сломили ли поэта жизненные невзгоды?

(Жизненные невзгоды не сломили поэта).

Чем он упорно занимается?

(Он упорно занимается самообразованием: много читает, пишет поэмы и стихи, комедии и сказки, рассказы и повести)

Каким поэтом он становится?

(Он становится первым народным поэтом, который рассказывает в своих стихах о многострадальном русском мужике, о тяжёлом положении женщины).

Что любит и хорошо знает Некрасов?

(Некрасов влюблён в русскую природу, он хорошо её знает).

    Индивидуальный опрос.

Стихотворение «Рыцарь на час» - наизусть.

III. Новая тема:

Слово учителя.

Мы с вами знаем, что Н.А. Некрасов очень любил русскую природу и хорошо её знает. Сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из стихотворения Н.А.Некрасова «Саша» и проследим, что и в стихах о природе присутствует человек со своей болью, страданием, сочувствием к тому, что он видит вокруг.

Чтобы усилить впечатление читателя от описания гибели деревьев Некрасов используют л итературный приём олицетворение , при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам.

(Слайд 2)

Чтение эпиграфа к теме: (слайд 3)

«И у леса есть судьба, бывает радостной, бывает роковой она».

Ребята, прочитав эпиграф, как вы думаете, о чём пойдёт речь в стихотворении?

(выслушать ответы учащихся)

В тексте нам встретятся эти слова. Установите их лексическое значение.

Карточки на доске:

Березняк - берёзовый лес;

дубняк - дубовый лес;

осинник - осиновый лес;

аркан - длинная верёвка с затягивающейся петлёй на конце;

роковой - приносящий вред, несчастье;

Проверяем (Слайд 4)

Физминутка! (Слайд 5)

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело!

Работа с учебником:

Чтение текста стихотворения учителем (стр. 138-140).

IV . Закрепление темы:

    Ответить на вопросы:

Кто главный герой этого произведения?

(девочка Саша)

Каким Саша видела лес до вырубки? Найдите в тексте ответ, зачитайте или расскажите.

(Сколько тут было кудрявых берёз; там из-за старой, нахмуренной ели

Красные грозды калины глядели; Там поднимался дубок молодой; птицы царили в вершине лесной; понизу всякие звери таились)

Как поэт описывает страдания деревьев во время вырубки? Зачитайте ответы из текста.

(лес зазвенел, застонал, затрещал; стоном стонали верхушки осин, раненый стонет, зовёт, проклинает. тени ходили;)

Какой приём описывает автор для того, чтобы усилить впечатление читателя от описания гибели деревьев?

(Олицетворение - это литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам).

С кем сравнивает поэт погибшие деревья? Найдите эти строчки.

(С мёртвым героем)

Как вели себя животные во время вырубки леса?

(Заяц послушал и вон побежал; в тёмную нору забилась лиса; машет крылом осторожнее птица; низко… летали совы; звонко кукушка вдали куковала; да, как безумная галка кричала)

Чем грозила им эта работа людей?

(гибелью)

Объясните состояние Саши. Почему она плакала, когда вырубали лес, а потом целый месяц не могла прийти на место гибели деревьев?

(У Саши было печальное, грустное состояние при воспоминании о былой красоте леса, возмущение и гнев от работы мужиков, жалость к срубленным деревьям и растерявшимся жителям леса.)

- О каких качествах характера говорят слезы девочки?

(О доброте девочки)

- А сейчас послушайте стихотворение в исполнении мастеров художественного слова .

Аудиозапись стихотворения. ( Слайд 6)

Работа в группах:

1 группа – деревья (какая польза: кров, пища для птиц и животных, веники, кислород, сок, лекарство, здоровье)

2 группа – птицы (какая польза: уничтожают вредных насекомых).

V. Итог урока.

Ответить на вопросы. (Слайд 7)

1.О чём говорится в стихотворении?

(о природе, о лесе).

2. Какая судьба была у леса?

Роковая (несчастная)

3. через кого поэт показал любовь к родной природе?

(через девочку Сашу).

(Слайд 8) Вывод:

Это стихотворение – яркий пример того, как в творчестве Некрасова показана любовь к русской природе, родному краю, сострадание и сочувствие ко всему тому, что он видит вокруг.

Выставление оценок:

Сегодня за урок получили следующие оценки…

VI. Задание на дом:

Стр. 138-140 выразительно читать.

Приложение 1.

Березняк

берёзовый лес

дубняк

дубовый лес

осинник

осиновый лес

аркан

длинная верёвка с затягивающейся петлёй на конце

роковой

приносящий вред, несчастье

олицетворение

литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам

Некрасов работал над поэмой «Саша » более трех лет. Она была напечатана в январской книжке «Современника» за 1856 г, на заре 60 годов, когда общество постепенно пробуждалось, когда казалось, что все усилия мыслящих людей направлены к единой цели, все воодушевлены и ждут грядущих преобразований.

С высоким художественным совершенством воспроизвел Некрасов чудесные, полные настроения картины природы в поэме. Как глубоко, интимно связаны они с духовным обликом героини — молодой девушки. Легко и радостно дышится ей в 16 лет:

Полем идешь — все цветы да цветы,

В небо глядишь — с голубой высоты Солнце смеется… Ликует природа!

Всюду приволье, покой и свобода.. .

Но как только появляются первые сомнения, тревоги, раздумья о судьбах родимой земли, картина меняется. В поэме даны живые приметы времени, и в ней отзвуки отгремевших недавно героических битв Крымской войны:

Словно как мать над сыновней могилой,

Стонет кулик над равниной унылой.. .

Горько плакала Саша, увидев, как вырубают лес. Из перерубленной старой березы градом лились прощальные слезы. Лес повержен:

Трупы деревьев недвижно лежали;

Сучья ломились, скрипели, трещали,

Жалобно листья шумели кругом.

Так, после битвы, во мраке ночном Раненый стонет, зовет, проклинает.

Ветер над полем кровавым летает — Праздно лежащим оружьем звенит,

Волосы мертвых бойцов шевелит!

Этот реквием защитникам Севастополя потряс многих людей, которым «было больно за весь этот бесплодно погибший героизм, за сотни тысяч убитых и умерших в лазарете солдат, выступавших чуть не с кремневыми ружьями против штуцеров, за истребленные мужицкие ополчения, ходившие в рукопашную с топором» (Н. Шелгунов)

В деревенской глуши зреют семена протеста и бунта. Кипят ярость и ненависть народа против угнетателей.

В солнечный, радостный, светлый день, когда юной Саше кажется, что всюду царят покой и свобода,

… У мельницы злится река;

Нет ей простора… неволя горька!

Бедная! как она вырваться хочет!

Брызжется пеной, бурлит и клокочет,

Но не прорвать ей плотины своей.

«Не суждена, видно, волюшка ей… » — думает Саша.

Модный «современный герой» Агарин — красноречивый либерал:

Книги читает да по свету рыщет — Дела себе исполинского ищет,

Благо, наследье богатых отцов Освободило от малых трудов.. .

Что ему книга последняя скажет,

То на душе его сверху и ляжет:

Верить не верить — ему все равно,

Лишь бы доказано было умно!

Этот герой пробудил много нетронутых сил в Саше, но он же принес ей тяжкие разочарования. Выросшая в деревенской глуши, наслушавшаяся умных его речей, прочитавшая множество книг и приглядевшаяся к окружающей действительности, Саша зажглась верой в то, что нужно трудиться, нужно всеми силами содействовать тому, чтобы «солнышо правды» взошло над землей.

Добрые семена глубоко запали ей в душу. Возмужал ее ум, окрепла воля. Агарин с присущим ему верхоглядством... сменяет прежние речи новыми, высмеивает все, что недавно с таким красноречием внушал Саше, втаптывает в грязь «сятые» идеалы. Саша поняла, как жалок и слаб мнимый «герой», и решила побороть свою пылкую девичью любовь к Агарину. Ей удалось пережить душевную травму, боль первой утраты, горечь разочарования, но светлый, чистый образ девушки побеждает.

Знайте и верьте, друзья: благодатна Всякая буря душе молодой — Зреет и крепнет душа под грозой.

Культ Прекрасной Дамы возник еще в Средневековье. Уже тогда в произведениях поэтов этот образ вбирал в себя черты и конкретной красавицы, и Мадонны. И у Блока Прекрасная Дама — это слияние земной женщины и Пресвятой Девы. Она предстает в трех обликах: в космическом восприятии — это Душа мира, в религиозном — это Царица Небесная, в повседневном — это нежная, немного надменная девушка, в образе которой угадываются черты Л. Д. Менделеевой. Лирический герой называет ее высокими словами: Дева, Заря, Величавая Вечная Жена, светлая, ясная, лучезарная, непостижимая,

Владычица вселенной. Во всех стихах цикла слова, обозначающие этот образ, написаны автором с заглавной буквы. Образ Прекрасной Дамы неотделим от образа на иконах в золоте риз и сиянии лампад. Лирический герой мыслит свою жизнь лишь как молитвенное служение своей возлюбленной. Он предчувствует Ее появление — «весь горизонт в огне». Свет, огонь являются цветовой доминантой в стихотворении: «горизонт в огне», «ясен нестерпимо», «лучезарность близко». Над Ней льется поток света. Свет исходит и от Нее самой, словно от святой.

Но, предчувствуя, что Ее появление близко, лирический герой вдруг ощущает страх. Он боится, что Ее «привычные черты» изменятся, что он не узнает своего идеала и что его мечты окажутся только сном. Об этом говорит и эпиграф к стихотворению: «И тяжкий сон… ты отряхнешь». С символом крушения мечты связаны такие выразительные средства, как эпитеты (дерзкое подозренье; падение горестное и низкое) и метафора (смертельные мечты).

«Лучезарность близко», но герою страшно, что Прекрасная Дама изменит свой облик. Мотив нетерпеливого ожидания возлюбленной перекликается с мотивом боязни этой встречи. Герой боится, что непорочная Прекрасная Дама может превратиться в греховное земное создание, а ее схождение в мир окажется падением. Как хотелось бы лирическому герою, чтобы его Прекрасная Дама всегда воплощалась в некое Божественное начало, способное спасти человечество и возродить его к новой прекрасной жизни!

Александр Блок придерживался теории символизма не только в творчестве, но и в повседневной жизни, поэтому каждое событие воспринимал, как предзнаменование. Стихотворение «Предчувствую Тебя» было написано за два года до того, как Любовь Менделеева стала его женой. Оно действительно оказалось пророческим. Предчувствия Блока оправдались, его семейная жизнь была сложной, но поэт до самой смерти верил в то, что его избранница дарована ему свыше.

Стихотворение написано двустишиями, разностопным ямбом.

«Саша» Некрасов

«Саша» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Поэма «Саша» была написана в 1855 г. и опубликована со значительными цензурными правками в 1856 г. в журнале «Современник» № 1 . Действие поэмы относится к сороковым - началу пятидесятых годов.

Литературное направление, жанр

Реалистическая поэма «Саша» по-разному воспринималась современниками Некрасова. Все читатели высоко оценили лирические части. Революционные демократы рассмотрели в поэме обличение либеральных взглядов как недостаточно радикальных.

Тема, основная мысль и композиция

Поэма делится на 4 части. В первой части рассказчик (он же лирический герой) приезжает на родину в своё поместье. Он разочарован, ум его озлоблен. Современники Некрасова находили причину этого в недавних европейских революциях, подавленных с помощью Николая I, после чего наступила жестокая реакция, «гордую волю погнули напасти». Герой переживает невзгоды в личной жизни: могучие страсти сломили его силу.

Вторая глава ретроспективная. Лирический герой рассказывает о жизни и взрослении дочери соседей-помещиков Саши. В этой главе больше всего внесюжетных элементов: пейзажи и портрет Саши, жанровые сценки.

В третьей главе старик-отец рассказывает, что произошло с Сашей за 3 года, пока рассказчика не было дома. В пустовавшую давно соседскую усадьбу приехал Лев Алексеич Агарин, который увлёк Сашу новыми идеями, которым простодушный старик - отец Саши не может дать названия. Таким образом Некрасов пытался обмануть цензуру. Читатель же понимает, что помещик-сосед был либералом и Саше привил либеральные взгляды. Вскоре он уехал, одержимый жаждой деятельности.

Саша влюбляется в Агарина, но тот не отвечает ей взаимностью. Прослеживается параллель с отношениями Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Когда через два года Агарин приезжает к Саше, ситуация повторяется зеркально: Саша отказывает ему, хотя любит, потому что поняла его сущность. Он отверг то, чему Саша посвятила свою жизнь, назвав её занятия игрушкой: «Оба тогда мы болтали пустое! Умные люди решили другое...»

В четвёртой части рассказчик даёт характеристику Агарину, успокаивая стариков-родителей. Он называет Агарина современным героем, единственной положительной чертой которого он считает умение сеять добрые семена в разуме других. Рассказчик предсказывает Саше светлую плодотворную жизнь и велит родителям не жалеть о том, что она отвергла богатого и тихого жениха.

Тема поэмы - влияние разных факторов на становление личности и её самосознания.

Основная мысль . Мировоззрение человека зависит от многих факторов: среда и даже природа, которая окружает его в детстве, воспитание и образование, круг чтения, люди и идеи, которые повлияли на него в юности. Дальнейшее становление человека зависит от его воли, от его деятельной природы. Именно поэтому люди, не имеющие твёрдой позиции, становятся «лишними людьми», а другие способны отдать свою жизнь служению людям.

Проблема, которая поднимается в поэме: почему так много людей с подобными Агарину взглядами и как из раба сделать человека? «Нужны столетья, и кровь, и борьба, чтоб человека создать из раба».

Герои и образы

Лирический герой - рассказчик близок к образу Некрасова. В первой главе он предстаёт уставшим, озлобленным человеком: «Силу сломили могучие страсти, гордую волю погнули напасти», жизнью измят, убитая муза моя, озлобленный ум, накипевшие слёзы, бесплодные нивы, ранняя тоска и печаль, вечные бури, боязливая душа (метафоры и эпитеты). Художественный параллелизм раскрывает внутреннее состояние героя: хлынувшие горькие слёзы добавили сил, и преобразилась природа, которая в начале поэмы была безрадостной: кулик стонет над равниной унылой, как мать над могилой сына (сравнение и эпитеты), песня пахаря берёт за сердце (метафора), родная картина невесела (эпитеты).

Образ Саши - центральный образ поэмы. Лирический герой сравнивает смуглую Сашу с полевым цветком. Саша не была обременена воспитанием, не читала книг, но обладала «первоначальной ясность души», благодаря чему впоследствии нашла своё призвание в общественном служении, помощи крестьянам: «Кормит, ласкает и лечит недуги».

Она не оторвана от корней, родной культуры и природы, в отличие от Агарина.

Сашина красота естественна. В портрете подчёркиваются её смуглость, румяные щёки, чёрные глаза. Она резва, свободна. Деревенская природа описана глазами Саши, поэтому она прекрасна: «Жизни кругом разлитой ликованье Саше порукой, что милостив Бог». Саша любуется жизнью крестьян и считает её гармоничной.

Единственный случай, вызвавший у Саши огорчение - вырубка леса. Деревья умирают, как люди: «Трупы деревьев недвижно лежали». Некрасов сравнивает их с павшими воинами, очевидно, под влиянием кровавой Крымской войны.

Образ Агарина отрицательный. Он тонок, бледен, лысоват. Некрасов сравнивает его с орлом, опалившим крылья. Фамилия у него тоже говорящая: Агарин - огарок.

Некрасов его характеризует резко: «Что ему книга последняя скажет, то на душе его сверху и ляжет». Это человек с пустой душой: «Верить, не верить - ему всё равно, лишь бы доказано было умно». Такие люди хотят осчастливить мир, но губят то, что рядом с ними, не умея любить. С точки зрения Некрасова, «современные герои» - порождение векового рабства.

Размер и рифмовка

Поэма написана двустишьями четырёхстопным дактилем, женская рифма чередуется с мужской, рифмовка парная.

Одна из первых поэм Николая Алексеевича Некрасова «Саша», родилась в 1855 году. Незамысловатая история молодой деревенской девушки несет в себе глубокий смысл и отражает становление современного молодого поколения, пылающего жаждой изменить жизнь и ищущего для этого новые пути.

Начинается поэма с безрадостной исповеди автора странника, возвращающегося домой. В его глазах родная земля уныла и бесплодна. Песня стон кулика и убогая нива наполняют сердце тоской и болью. И, словно отзываясь на грусть и слезы сына, родимые просторы внезапно оживают и воодушевляют и автора, и читателя своим жизнерадостным великолепием.

Описание природы особенно удается Некрасову. Перед читателем открывается чудесная картина русской глубинки. Сладкий воздух, приветливые сосны и непокорная пенная река – вот тот, почти сказочный, мир, в котором живут славные добрые старики и их милая Саша, героиня поэмы.

Автор описывает русское раздолье, чтобы показать какая благодать питала светлую и щедрую натуру девушки. Саша живет жизнью, полной радости и веселья, хотя и грусть не обходит её стороной. И читатель невольно плачет с героиней, жалея вырубленные кудрявые берёзки.

Девушка искренне любит родную природу, и с собой, и с ней живет в мире и согласии. Она гармонична в единстве с окружающим ее миром и родными людьми, а ведь это - большое счастье. Богатая душевной красотой, Саша еще не задумывается о великих свершениях на благо общества. Она просто живет и наслаждается юностью и свободой. Хотя её ум уже чутко ждет внешнего зова. И этот зов появляется в образе соседа помещика Льва Алексеевича Агарина.

Либерал Агарин открывает Саше огромный новый мир, заражает её жаждой знаний и свободолюбивыми взглядами. Его речи и образованность завораживают девушку. Они много времени проводят вместе и говорят о преображении мира и удивительном будущем, которое ждет Россию. Вскоре Агарин, сославшись на необходимость переходить от слов к делу, покидает родину.

Учитель уехал, но семена легли в благодатную почву. Саша стремится быть деятельной, активной и полезной обществу.

Теперь девушка подолгу размышляет, с целью понять окружающих её людей и саму себя. Она пишет Агарину, ждет его возвращения, предвкушая радость единения с учителем. Но человек, так страстно призывавший не стоять на месте, сам к этому оказался неспособным. Повзрослевшая героиня в умении понимать, чувствовать, а главное делать превзошла своего учителя.

Агарин вернулся разуверившимся, разочаровавшимся и полностью отказавшимся от демократических идей.

Лев Агарин - «современный герой», он призывает, но не действует, ищет, но не находит, то загорается, то остывает.

Саша разочарована. Она любит Агарина, но не согласна на союз без общих идейных стремлений. Девушка поняла, что любимый мужчина душевно холоден, его ум повелевает чувствами, а мечты и разговоры заменяют дело.

Саша не будет бездействовать, ее душа открыта навстречу людям, ведь она постигла истину и это самое главное.

Чему учит нас Некрасов в своей поэме? Учит, как жить, к чему стремиться. Как слово должно быть согласовано с делом. И о том, что требовать этой согласованности следует не только от других, но и от себя.

Анализ стихотворения Саша по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Тютчева Рассвет 5 класс

    Стихотворение Федора Ивановича под названием «Рассвет» было опубликовано в 1849 году. Оно яркое, наполненное положительными эмоциями, немного призывное.

Поэма «Саша» является первой в творчестве известного русского поэта Некрасова. Сюжет произведения, который включает в себя обширные отступления автора, характеристики действующих в поэме персонажей, а также непревзойденные картины живой природы, построен на истории отношений между Агариным и молодой красивой девушкой с именем Саша. Она является дочерью либерального помещика, не сильно богатого, но и не бедного.

Главный герой поэмы не в силах выдерживать суровые жизненные испытания, которые наступили после 1848 года, во времена так называемого

«мрачного семилетия», резко отвергает свои свободолюбивые взгляды, которых он недавно придерживался. При первой же его встречи с Сашей он – приверженец правды и веры в добро. Однако затем он постепенно утрачивает веру.

Основной проблемой данного произведения можно назвать проблему, которая связана с процессом формирования демократических убеждений у передовой молодежи того времени.

Стоит отметить, что ранее данной проблемы автор неоднократно касался в своей ранней лирике (произведение «Родина»), а также в прозе (речь идет о произведении «Жизнь и похождения Тихона Тростникова»). Однако именно

В поэме «Саша» Некрасову удалось выяснить основополагающее отличие между такими социальными явлениями, как демократизм и либерализм.

В «Саше» неизменная рифма к слову Агарин – это «барин» что, конечно же, нельзя считать случайностью. Некрасов естественным образом включает Агарина в типологический ряд так называемых «лишних людей».

И в данном случае именно молодая девушка по имени Саша противопоставляется Агарину, как человек, человек который всей душой жаждет новой жизни. Кроме того, довольно символическим является тот факт, что произведение названо не в честь героя, а в честь героини, что, к слову, создает определенный контраст с произведением еще одного талантливого российского писателя Тургенева «Рудин», которое было опубликовано одновременно с произведением Некрасова.

Конечно же, роман и поэма имеют ряд общих моментов, как в характерах и поведении главных действующих персонажей, так и частично в самих сюжетах. Но более интересными являются, безусловно, отличия. Если говорить о Некрасове, то он более критично относится к своему герою, нежели Тургенев.

По глубоким убеждениям Некрасова, духовная сила любого человека, прежде всего, зависит от степени его родства с народом. Этот критерий будет у него основополагающим. Именно поэтому в поэме два главных героя друг другу противопоставляются. И можно невооруженным глазом заметить, что все авторские симпатии принадлежат именно героине.