Менеджмент на транспорте. Учебное пособие

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ

РОЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА В ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ТРАНСПОРТНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Управление - это целенаправленная координация производственной деятельности человека и важная организационная функция в интересах достижения определенных результатов.

Чтобы определить масштабы и характер управленческой деятельности на транспорте, необходимо рассмотреть, что представляет собой современный транспорт в мировом хозяйстве. Исследованиями установлено, что доля транспорта в валовом общественном продукте составляет 5?8 %. Примерно пятая часть стоимости производственных основных фондов приходится на долю транспорта. В перевозках грузов и пассажиров во всех странах мира занято свыше 100 млн человек. В промышленно развитых странах мира капиталовложения в транспорт ежегодно измеряются сотнями миллиардов долларов и составляют не менее 10?12 % всех капиталовложений в мировое хозяйство. По величине государственных ассигнований транспорт занимает в бюджете ведущих стран мира второе-третье место. Транспортные расходы входят значительной частью в стоимость продукции промышленности и сельского хозяйства.

За последнее десятилетие XX века резко ухудшились показатели использования транспортных средств и в нашей стране. Из-за недостатков в организации перевозочного процесса возникают непроизводительные простои транспортных средств, что снижает их эффективность. В процессе доставки каждая тонна груза подвергается многократным перегрузочным операциям, что вызывает гигантскую дополнительную работу и снижает скорость доставки, которая в среднем не превышает 8?10 км/ч. По причине частых перегрузок и недостаточной контейнеризации перевозок растет трудоемкость операций и численность работников, занятых на транспорте.

Малые скорости доставки грузов и пассажиров, низкое качество транспортного обслуживания хозяйства и населения страны принято объяснять недостатками технических возможностей транспорта.

Механизм обмена услугами между сферами материального производства в современных условиях превратился в сложную, многоотраслевую транспортную систему , характеризующуюся огромным количеством транспортных предприятий, тесно взаимосвязанных друг с другом и обслуживающих многие тысячи объектов промышленности, сельского хозяйства и строительства. Это сложная система общественно-производ-ственной деятельности людей, связанной с перемещением готового продукта из места производства в другое место, пространственно отделенное от него, и является предметом науки управления на транспорте.

Основными вещественными элементами этой системы являются :

пути сообщения разных видов транспорта с расположенными на них постоянными устройствами (здания, мосты, тоннели, путепроводы, гидроузлы и другие искусственные сооружения), средствами сигнализации, централизации и блокировки сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) и связи;

транспортные средства (подвижной состав) разных видов транспорта (локомотивы, вагоны, суда, самолеты, автомобили и т. п.);

погрузочно-разгрузочные машины, механизмы и другие устройства, обеспечивающие транспортный процесс в пунктах отправления и назначения грузов, также в местах их перевалки с одного вида транспорта на другой;

материалы, топливо и электроэнергия, обеспечивающие работу средств тяги и подъемно-транспортных машин;

промышленные предприятия по производству и ремонту транспортных средств и других устройств, необходимые для эксплуатации и содержания основных фондов транспорта в технически исправном состоянии (заводы по ремонту локомотивов, вагонов, самолетов, погрузочно-разгрузочных машин и другой техники).

Сами по себе перечисленные выше вещественные элементы не являются «производительными». Для приведения их в действие и получения специфической транспортной продукции (эффект перемещения) необходимы физические усилия и знания человека, т. е. трудовые ресурсы. Поэтому основным содержанием процесса управления на транспорте является объединение, координация и обеспечение эффективного использования вещественных и трудовых элементов предприятий транспорта. Это, в свою очередь, связано с выполнением ряда сложных процессов и операций, без которых перевозка оказалась бы невозможной и которые выступают в качестве объектов управления.

Методы управления транспортным производством

Чем сложнее задачи, стоящие перед транспортом, чем шире круг этих задач, тем острее ощущается потребность решать их целенаправленно и взаимоувязано, т. е. системно.

Системный подход ? неотъемлемая часть диалектического метода. Понятия «системный», «диалектический», «комплексный» являются по существу адекватными.

Сформулируем, прежде всего, некоторые общие положения, которые необходимо учитывать при управлении транспортным производством, общие в том смысле, что они носят принципиальный характер и сохраняют свою значимость для всех видов транспорта и уровней управления перевозочным процессом. управленческий транспорт производство

Для успешного управления транспортным производством надо хорошо знать объект управления ? его современное состояние, историю и тенденции развития в изменяющейся социально-экономической и производственно-технологической среде. Объект управления нужно видеть внутренне неоднородным (структурным), части которого и взаимосвязи изменчивы.

Критерии управления в транспортных системах объективны и не могут выбираться произвольно, их установление требует не формального акта, а содержательно-существенного подхода на базе изучения закономерностей развития самого объекта.

Критерием оценки эффективности системы управления объектом может служить только практика, но не та, которая сложилась на сегодняшний день, а та, к которой должен выйти объект в своем развитии.

Знание внутренних возможностей транспорта и тенденций развития внешней среды позволяет сделать транспортную систему целенаправленно развивающейся, обладающей высокой производительностью и эффективностью.

Транспортное производство обладает существенными особенностями, что отражается в структуре его материально-технической базы, характере производственной деятельности и организации управления.

Управление подвижными средствами производства на транспорте много сложнее, чем, например, управление стационарным станочным оборудованием в машиностроении.

Перевозка грузов и пассажиров на огромные расстояния предъявляет повышенные требования к координации действий работников транспорта и транспортной техники для обеспечения непрерывности перевозочного процесса. Это усложняет контроль за работой транспортных предприятий и порождает ряд характерных только для транспортного производства управленческих задач, например, контроль за дислокацией парков подвижного состава (локомотив, вагон, судно, самолет и автомобиль), регулирование порожними потоками подвижного состава и др.

Перевозочный процесс обладает повышенной энергоемкостью, что объясняется природой транспортирования, связанного с преодолением сопротивления той среды, в которой осуществляется движение, а также с преодолением всякого рода трений в двигателях и ходовых частях подвижного состава

Перевозочный процесс осуществляется на огромных пространствах суши, воздушного бассейна и Мирового океана, поэтому транспортная отрасль функционирует как огромный цех под открытым небом. Отсюда повышенная зависимость его производственных процессов и территориальной организации от естественно-географических факторов. Климатические условия, состояние погоды, характер рельефа местности оказывают существенное влияние на эксплуатационно-экономические показатели перевозок (регулярность движения, среднесуточные пробеги транспортных средств, производительность труда, себестоимость перевозок и др.). На отдельных видах транспорта (особенно воздушном, водном и автомобильном) потери перевозочных возможностей в связи с этим составляют не менее 10?15 %.

Транспорт относится к числу отраслей производства повышенной опасности. Имеется в виду не только аварийность и производственный травматизм, которые на транспорте все еще довольно высоки, но и отрицательное влияние транспорта на окружающую природную среду, включая человека. Социально-экономическая природа транспорта обусловила в целом довольно раннюю и высокую степень концентрации транспортного производства. Стремление к монополизации присуще транспорту в большей степени, чем другим отраслям хозяйства. Правда, она различна в разных странах и на разных видах транспорта: наиболее высокая? на железнодорожном, наименее? на автомобильном. Однако в странах Западной Европы и России возникновение крупных железнодорожных обществ имело место еще в прошлом веке.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Анализ деятельности организации по управлению персоналом. Организация производства, труда и управления на предприятии Деятельность по функциям менеджмента. Кадровая политика на ОАО ПО "ЭХЗ". Структура денежного вознаграждения и стимулирования труда.

    отчет по практике , добавлен 10.07.2011

    Особая роль методов управления и создание целостной системы менеджмента. Механизм использования, классификация и основные принципы методов управленческой деятельности. Техника и технология управления, влияние на коллективы и эффективность применения.

    реферат , добавлен 09.10.2009

    курсовая работа , добавлен 12.05.2012

    История развития управленческой мысли. Недостатки и достоинства теории менеджмента для осуществления грамотной управленческой деятельности. Основные положения, принципы и идеи современных направлений менеджмента. Концепция "Бережливого производства".

    реферат , добавлен 04.01.2016

    Анализ значения изучения типов, форм и методов организации производства для управления промышленным предприятием. Логистические особенности единичного, серийного и массового производства. Расчет технических характеристик однопредметной поточной линии.

    курсовая работа , добавлен 04.04.2015

    Современные методики, сущность, содержание, методы и принципы операционного менеджмента. Организация производства в современных условиях, анализ менеджмента компании. Организация производственного процесса предприятия, пути развития управления компанией.

    курсовая работа , добавлен 01.10.2014

    Функции менеджмента, виды управленческой работы в сфере материального производства. Общие принципы управленческой деятельности, постиндустриальная стадия развития производительных сил. Повышения производительности труда и использования новой техники.

    реферат , добавлен 15.10.2009

    Форма, структура и принципы управления транспортным комплексом. Характеристика и модели организации муниципального управления транспортным комплексом Тульской области и анализ его финансирования. Показатели транспортного обслуживания в Тульской области.

    дипломная работа , добавлен 23.01.2012

    Структура экономического механизма менеджмента. Принципы, функции и методы внутрифирменного управления. Управление производством через обеспечение процесса производства, его развитие и сбыт продукции. Состав системы управления персоналом предприятия.

    контрольная работа , добавлен 04.05.2009

    Процессы жизнедеятельности организации. Функции и принципы менеджмента. Экономические и организационные методы управления. Информационные потоки и документооборот в системе организации производства. Развитие науки организации производства в России.

Инновационный менеджмент на транспорте – полезная и выгодная услуга для предприятий, осуществляющих пассажирские или грузовые перевозки. В таких компаниях имеются собственные автопарки для доставки готовой продукции, товаров, материалов или сырья. В процессе деятельности может использоваться железнодорожный, морской или авиационный транспорт. Осуществить полноценное управление парком транспортных средств – сложная задача, требующая больших затрат времени и средств. Поручая менеджмент транспортного процесса специализированной организации, компания имеет возможность сэкономить средства и максимально оптимизировать работу транспорта.

Чем выгоден менеджмент на транспорте

Поручая сторонним специалистам менеджмент на транспорте, предприятие получает возможность:

  • сократить объем работы бухгалтерии и отдела снабжения;
  • снизить расходы на содержание автопарка на 15-30%;
  • организовать строгий и прозрачный учет расхода автомобильного топлива
  • повысить уровень безопасности транспорта, снизить риск возможных аварийных ситуаций;
  • обеспечить экстренный ремонт транспортного средства на дальнем маршруте в любом городе РФ;
  • обезопасить подведомственное транспортное хозяйство от фактов хищения ГСМ;
  • установить дисциплинарный контроль водительского персонала;
  • контролировать техническое состояние транспорта на маршруте, заблаговременно выявлять возможные поломки;
  • осуществить аутсаффинг водителей;
  • круглосуточно получать необходимую информацию и консультационную помощь специалистов;
  • получать заблаговременную информацию о необходимости дополнительных расходов на приобретение запасных частей и проведения экстренного ремонта техники;
  • приобретать и продавать транспортные средства оптимальных моделей на максимально выгодных условиях;
  • выполнять процедуры страхования, техобслуживания, шиномонтажа, осуществлять хранение зимних шин по минимальной цене.


Как осуществляется транспортный менеджмент

Кафедра «Менеджмент на транспорте» является выпускающей кафедрой по направлению «Менеджмент», профиль «Производственный менеджмент». Заведующей кафедрой «Менеджмент на транспорте» является Лунина Татьяна Аркадьевна.

Педагогами кафедры преподаются экономические дисциплины для студентов пятнадцати специальностей университета.
Выпускники по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (железнодорожный транспорт)» должны быть подготовлены к профессиональной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономикой, производством и социальным развитием железнодорожных предприятий всех организационно-правовых форм с учетом специфики, техники, технологии, организации производства, эффективного природопользования на должностях, требующих базового высшего экономического или инженерно-экономического образования, согласно квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, а также к работе на научно-педагогических должностях, в органах государственного управления и местного самоуправления в должностях, требующих профессиональных экономических навыков.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом профессорско-преподавательский состав кафедры проводит обучение студентов по следующим основным дисциплинам:
- общий менеджмент;
- основы менеджмента;
- менеджмент;
- менеджмент на железнодорожном транспорте;
- финансовый менеджмент;
- стратегический менеджмент;
- инновационный менеджмент;
- менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме;
- государственное и муниципальное управление;
- экономические проблемы управления железнодорожным транспортом;
- проблемы бюджетного управления предприятиями железнодорожного транспорта;
- управление материальными ресурсами;
- управление качеством;
- управление трудовыми ресурсами;
- информационные технологии управления персоналом;
- организация, нормирование и оплата труда на железнодорожном транспорте;
- единая корпоративная система управления трудовыми и финансовыми ресурсами на железнодорожном транспорте;
- организация труда персонала;
- экономика и социология труда;
- математические методы и модели в управлении;
- экономико-математические методы;
- маркетинг;
- организация предпринимательской деятельности;
- логистика;
- инвестирование;
- стратегическое планирование;
- экономика недвижимости;
- документирование управленческой деятельности;
- информационные системы бухгалтерского учета;
- автоматизированное рабочее место «Кадры»
- факультатив «Управление корпорацией в конкурентной среде».

В последние годы в процессе обучения и дипломного проектирования широко используют современные программные комплексы, такие как Project Expert, "Общий Менеджмент", "Отдел кадров", КонСи-Анкетер, КонСи-Сегментирование, KonSi-SWOT Analysis, БК «Корпорация плюс» и другие программы для анализа и проведения расчетов при решении сложных управленческих задач.

После третьего курса студенты проходят практику по организации и нормированию труда под руководством заведующего кафедрой «Менеджмент на транспорте» и ответственного по практике на кафедре. Производственная практика является продолжением учебного процесса в условиях производства. В процессе этой практики студенты должны ознакомиться с основными характеристиками предприятия, системой управления предприятием, изучить существующее состояние технологических процессов производства, методов организации нормирования и оплаты труда.

С этого времени студент так же участвуют в работе НИЛ «Экономика транспорта» в качестве техников в научно-исследовательских темах лаборатории. Они принимают активное участие в выполнении научно-исследовательских работ в структурных подразделениях Западно-Сибирской и Красноярской железных дорог по разработке нормативов расхода ресурсов на ремонт подвижного состава и учёту расходов в части прямых затрат на предприятиях эксплуатационного сектора вагонных хозяйств: ПТО, МППВ, ТОР.
В девятом семестре перед дипломным проектированием проводится Государственный экзамен по специальности. В экзаменационные билеты включены вопросы по дисциплинам «Экономика железнодорожного транспорта», «Планирование на предприятиях транспорта», «Менеджмент», «Себестоимость железнодорожных перевозок».
Дипломное проектирование является завершающим этапом подготовки специалистов. Кафедра «Менеджмент на транспорте» совместно с кафедрой «Экономика транспорта» разрабатывает задание на дипломное проектирование, темы дипломных проектов ежегодно обновляются и согласуются с начальником экономической службы Западно-Сибирской железной дороги.

К дипломному проектированию кафедра готовится на 4 курсе, когда студенты выбирают тему дипломного проекта и руководителя. Уже в период планово-экономической практики после восьмого семестра они начинают собирать материал для будущего дипломного проекта, знакомятся с научной, нормативной и справочной литературой.
В последние годы значительно расширена тематика дипломных проектов за счет появления тем, связанных с реформированием, проводимом на железнодорожном транспорте, работой в новых экономических условиях, организацией бюджетирования в структурных подразделениях ОАО «РЖД», совершенствованием систем оплаты труда, совершенствованием организационной структуры и системы управления на предприятиях, экономической эффективностью проектных решений, бизнес-планированием.
Для организации защиты дипломных проектов создается Государственная аттестационная комиссия. Ее состав комплектуется из ведущих специалистов железнодорожного транспорта, профессоров и доцентов выпускающих кафедр «Менеджмент на транспорте» и «Экономика транспорта».

На кафедре есть аспирантура по специальности "Экономика и управление в народном хозяйстве".

На кафедре «Менеджмент на транспорте» работает ее филиал на Западно-Сибирской железной дороге. Работники экономической службы и отдела организации и нормирования труда участвуют в работе ГАК, руководят производственной практикой студентов и стажировкой преподавателей, читают лекции и проводят семинары для студентов и преподавателей факультета.

В работе филиала участвуют:

- Шестаков В.Н. – руководитель филиала, начальник экономической службы ЗСЖД;
- Кретов С.П. – к.э.н., генеральный директор Дорожного центра внедрения Западно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО РЖД»;
- Аникина Н.А. – начальник отдела труда и заработной платы ЗСЖД;
- Дмитриенко А.С. –начальник службы управления персоналом ЗСЖД;
- Мисса Е.А.- заместитель начальника экономической службы;
- Титов Д.Ю. – начальник отдела планирования сводного бюджета, бюджетов производства и продаж;
- Прокопенко Е.Г. - заместитель начальника отдела труда и заработной платы;
- Опришко И.В. – ведущий инженер отдела труда и заработной платы.

Преподавателями кафедры за последние годы подготовлено более 20 монографий, учебников и учебных пособий. Наиболее известные из них – “Научная организация труда на железнодорожной станции: теоретические аспекты, методы, модели» (Кретов С.П., Давыдов А.В., Цукарев С.С.), «Общий менеджмент: основа электронного учебника для вузов ж.-д. транспорта» (под ред. С.С. Цукарева, С.П. Кретова), «Основы менеджмента: практикум» (Краснов, О.С., Цевелев В.В., Цукарев С.С.), «Организация автоматизированных рабочих мест на предприятиях железных дорог» (Машуков В. И.), «Управление маркетингом» (Аршба Л. Н.), «Основы организации и развития малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях» (Аксенов В.Н. и др.), «Оценка эффективности управленческого решения» (Цукарев С.С.), «Менеджмент на транспорте» (Цукарев С.С., Окрестина О.Р., Шатунова Т.Е.)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ТРАНСПОРТА 5
2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА В РОССИИ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

ВВЕДЕНИЕ

Добраться из одного места в другое никогда не было так легко и в то же время так сложно. Да, сегодня люди и товары могут перемещаться дальше, быстрее и зачастую дешевле, чем когда-либо раньше. Однако наши быстрые легковые автомобили, грузовики и автобусы застревают в дорожных пробках. Корабли ожидают причаливания, а самолеты - посадки и прохождения таможенного контроля. И это еще не все. Развитие области перевозок всегда сопряжено с возникновением самых значительных мировых проблем - от загрязнения окружающей среды и глобального потепления до вирусов и рисков, связанных с недостаточным уровнем безопасности.
Заглянем в историю развития техники. В какой-то момент экстенсивное развитие того или иного вида транспорта перестает удовлетворять потребностям экономики и заходит в тупик. Становится уже недостаточно незначительного увеличения скорости, дальности, некоторого роста грузоподъемности, повышения комфорта. И тогда появляется новый вид транспорта.
Так пароходы сначала дополнили парусный флот, а затем и целиком вытеснили его в спортивную нишу.
Так железная дорога и автомобили заменили транспорт на конной тяге.
Так авиация стала лидером в пассажирских перевозках на дальние и средние расстояния.
Важно отметить, что если в XIX веке традиционный вид транспорта вытеснялся практически полностью, то в двадцатом и двадцать первом он сохранял определенный сектор перевозок, уступая другие сектора своим более современным конкурентам.
В настоящее время инновационная сфера включает научную сферу, НИОКР, сферу архивирования, распространения и защиты научно-технических знаний (информационную сферу), сферу проектирования инноваций, сферу непосредственной их реализации (материализации), а также систему государственного регулирования и финансового обеспечения инновационной деятельности.
Исследования в области организации и управления инновационной деятельностью на транспорте с целью повышения его эффективности, разработка методических рекомендаций оценки экономической эффективности инноваций вызваны расширением и углублением рыночных отношений в экономике страны и регионов, повышению роли финансового ресурса, как эквивалента и критерия экономического блага.
Инновационные принципы управления и хозяйствования на транспорте потребовали дальнейшего совершенствования инновационной методологии и практики прогнозных и аналитических расчетов эффективности инновационных проектов, их финансовой составляющей на федеральном и территориальном уровне управления дорожным хозяйством.
Актуальность работы обусловлена также необходимостью защиты интересов инвесторов, как в лице государства (при расходовании бюджетных средств), так и в лице частных вкладчиков (при реализации в дорожном хозяйстве коммерческих инновационных проектов и отбору их для финансирования).

1. РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ
ТРАНСПОРТА

Инновационный менеджмент - это комплексная система управления инвестициями, вкладываемыми собственниками в развитие всех видов инноваций. Она включает построение организационных структур, выбор направлений инноваций, оптимизацию инвестиций, разные аспекты управления персоналом .
В теории yпpaвлeния инвecтициoнными пpoцeccaми выдeляeтcя тpи ypoвня иepapxии инвecтициoннoгo мeнeджмeнтa в нaциoнaльнoй экoнoмикe: мaкpoypoвeнь (ypoвeнь cтpaны в цeлoм), мeзoypoвeнь (ypoвeнь oтдeльныx peгиoнoв) и микpoypoвeнь (ypoвeнь oтдeльнoй кopпopaции, фиpмы, пpeдпpиятия).
Глaвнaя з...
**************************************************************

Менеджмент

На транспорте

Пособие по выполнению контрольной работы

Для студентов факультета безотрывного обучения

Гомель 2006


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»


Кафедра "Управление эксплуатационной работой"

О.Н. Лисогурский

Менеджмент на транспорте

Пособие по выполнению контрольной работы

для студентов факультета безотрывного обучения

Одобрено методической комиссией

факультета безотрывного обучения

Гомель 2006

ББК 65.050.9(2)2

Р е ц е н з е н т – заведующий кафедрой «Общетранспортных проблем»,

канд. тех. наук А. А. Михальченко

Л-89 «Менеджмент на транспорте»: Пособие для выполнения контрольной работы/ О.Н. Лисогурский. – Гомель: БелГУТ, 2006. – 56 с.

Излагаются методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Менеджмент на транспорте». Приводятся примеры выполнения задач по контрольной работе и контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям и проверки знаний студентов.

Предназначено для студентов факультета безотрывного обучения специальности «Организация перевозок и управление на транспорте».

УДК 658.01

ББК 65.050.9(2)2


Введение
1 Функции менеджмента
1.1 Понятие функций менеджмента, их классификация
2 Прогнозирование развития организации
2.1 Функция прогнозирования
2.2 Методы прогнозирования
2.3 Пример расчета прогнозных значений
3 Процесс принятия управленческих решений
3.1 Понятие и виды управленческих решений
3.2 Модели и методы принятия решений
3.3 Задача о распределении ресурсов
4 Планирование развития организации
4.1 Методы стратегического планирования
4.2 Формирование продуктовой стратегии организации
5 Определение рационального объема производства и реализации продукции
5.1 Определение оптимальной цены продукта
5.2 Определение объемов производства продукции
5.3 Пример нахождения оптимального объема производства
6 Анализ деятельности организации
6.1 Место анализа в управленческом цикле
6.2 Пример анализа транспортной организации
6.2.1 Анализ внутренней среды отделения дороги
6.2.2. Анализ внешней среды предприятия
Список используемой и рекомендуемой литературы
Приложение А. Перечень вопросов для самостоятельного изучения

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы менеджмента отличаются многообразием, сложностью и неоднозначностью их исследования. Менеджмент имеет много аспектов: экономический, политический, социальный, финансовый, организационный, психологический и др. Наиболее часто понятие «менеджмент» трактуется как наука управления, процесс управления, искусство управления, группа людей, управляющих организацией.

При определении сущности и содержания менеджмента его характеризуют, прежде всего, как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими посредством постановки целей и разработки способов и методов их достижения.

Менеджмент предполагает выполнение функций, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия эффективного труда занятых в организации работников, и получение результатов, соответствующих поставленным целям. Отсюда менеджмент – это умение достигать поставленные цели за счет эффективного использования труда, интеллекта, мотивов поведения людей, работающих в организации, т.е. это процесс активного воздействия на каждого работника, каждую группу и организацию.

Специфика менеджмента на транспорте определяется исходя из значения и понятия самого транспорта как сложной структуры, основным товаром которой является оказание услуг в области перемещения продуктов производства (потребления) или людей на значительные расстояния. Развитая инфраструктура, большая протяженность транспортных коммуникаций, различные задачи, решаемые в процессе управления транспортной организацией дают уникальный опыт и требуют значительных знаний в области современного менеджмента.

Цель данного пособия – ознакомить студентов с основными функциями менеджмента, используемыми для эффективного управления предприятием и его подразделениями и методикой решения основных задач, встающих перед руководителем транспортного предприятия. Задачи контрольной работы выполняются по индивидуальному заданию, выдаваемому преподавателем. Полученные результаты оформляются в виде контрольной работы с решением поставленных задач.