Несвоевременное выставление. Счет не получен вовремя: Будет ли просрочка оплаты

С осени прошлого года штрафы по ст. ст. 126 и 129 НК увеличились в разы. Поэтому знать, за что именно этими статьями и когда она может применяться, нужно каждому. Начнем с самого распространенного штрафа - за непредставление и несвоевременное .

Штраф по пункту 1 статьи 126 НК

Нарушение по п. 1 ст. 126 НК выражается в непредставлении налогоплательщиками (плательщиками сборов) или налоговыми агентами в срок документов или иных сведений , которые согласно налоговому законодательству:
(или) истребованы налоговым органом у лица, в отношении которого проводится камеральная или выездная проверка. С этим все более или менее ясно (Пункты 6, 8, 9 ст. 88, п. 12 ст. 89, п. 1 ст. 93 НК РФ);
(или) организация или предприниматель должны представлять в налоговые органы самостоятельно в силу того, что являются налогоплательщиками или налоговыми агентами.

Для справки
Штраф за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов или сведений, предусмотренных налоговым законодательством, составляет:
(если) срок представления документов истек 02.09.2010 или раньше - 50 руб. за каждый документ (Пункт 1 ст. 126 НК РФ);
(если) срок представления документов истек 03.09.2010 или позже - 200 руб. за каждый документ (Пункт 1 ст. 126 НК РФ).

Следовательно, по этой норме нельзя оштрафовать за непредставление (несвоевременное представление) документов или информации, истребованных в рамках встречной проверки (Пункты 1, 2 ст. 93.1 НК РФ).

Какие документы налогоплательщики должны представлять самостоятельно

Это, в частности:
- сообщения об открытии или закрытии обособленных подразделений организации, а также сообщения об изменении адреса, наименования или руководителя ОП (формы N N С-09-3-1 и С-09-3-2 (Письмо ФНС России от 03.09.2010 N МН-37-6/10623@)) (Подпункты 3, 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ);
- бухгалтерская отчетность организаций (кроме организаций, применяющих УСНО);
- налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций;
- сообщения об участии в российской или иностранной организации, то есть о приобретении акций или доли в уставном капитале ООО (форма N С-09-2) (Подпункт 2 п. 2 ст. 23 НК РФ);
- сообщения о принятом организацией решении о реорганизации или ликвидации (форма N С-09-4) (Подпункт 4 п. 2 ст. 23 НК РФ).
При этом учтите, что если НК установлена специальная ответственность за непредставление конкретного документа, то и штраф должен налагаться по специальной норме, а не по п. 1 ст. 126 НК. К таким документам относятся:
- заявление о постановке на налоговый учет по основаниям, предусмотренным НК (например, заявление о постановке на учет организации в качестве плательщика ЕНВД (форма N ЕНВД-1) (Пункт 2 ст. 346.28 НК РФ));
- сообщения об открытии или закрытии банковского счета (форма N С-09-1) (Подпункт 1 п. 2 ст. 23 НК РФ);
- налоговые декларации (Пункт 1 ст. 80 НК РФ).
Ответственность за непредставление этих документов установлена ст. ст. 116, 118 и 119 НК РФ соответственно.
Нельзя оштрафовать по п. 1 ст. 126 НК и тогда, когда обязанность представить в налоговый орган какие-либо документы или сведения установлена не налоговым, а каким-нибудь другим законодательством. Вполне вероятно, что за их непредставление будет административный штраф, но точно не налоговый.
Например, о смене руководителя организации нужно сообщить в налоговую инспекцию (Подпункт "л" п. 1, п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ). За неисполнение этой обязанности на нового руководителя может быть наложен административный штраф (Часть 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

За непредставление каких документов штрафуют налоговых агентов

Организации и предприниматели - налоговые агенты должны самостоятельно представлять в ИФНС:
- декларации по НДС, даже если сам налоговый агент плательщиком этого налога не является (Пункт 5 ст. 174 НК РФ);
- налоговые расчеты по налогу на прибыль (по доходам, выплаченным в виде дивидендов организациями - неплательщиками этого налога) (Пункт 1 ст. 289 НК РФ);
- информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов;
- сведения о доходах, выплаченных физическим лицам, суммах исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджет налога на доходы физических лиц (форма 2-НДФЛ) (Пункт 2 ст. 230 НК РФ);
- сообщения о невозможности удержать налог из доходов, выплаченных физическому лицу (форма 2-НДФЛ) (Пункт 5 ст. 226 НК РФ; п. 2 Приказа ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@).

Когда за непредставление документов по требованию штрафовать нельзя

Полномочия налоговиков по истребованию документов в ходе выездной или камеральной проверки не безграничны. При камеральной проверке они достаточно жестко ограничены ст. 88 НК РФ. И даже при выездной проверке можно истребовать только документы, относящиеся к проверяемому налогу и периоду . Отсюда вывод: если налоговый орган истребовал документы, которые он требовать не вправе, вы имеете полное право их не представлять и оштрафовать вас за это нельзя (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 N 15333/07). Например, нельзя оштрафовать за непредставление:
- счетов-фактур, истребованных при проведении камеральной проверки декларации по НДС, в которой налог не был заявлен к возмещению (Пункты 7, 8 ст. 88 НК РФ);
- счетов-фактур, выставленных в 2009 г., истребованных при проведении выездной проверки по НДС за 2010 г.;
- любых документов, копии которых уже представлялись налоговому органу при проведении налоговой проверки начиная с 01.01.2010 (Пункт 5 ст. 93 НК РФ; Постановление ФАС ЦО от 14.12.2010 по делу N А68-3284/10-135/18).

Внимание! Если у вас истребуются документы, копии которых вы уже представляли при проведении проверки в 2010 г. и позже, повторно представлять их не нужно.

Еще одно ограничение - налоговый орган вообще не вправе истребовать у проверяемого лица документы вне рамок выездной или камеральной проверки (Пункт 1 ст. 93 НК РФ). Ведь порядка истребования документов для такой ситуации в НК просто нет. Например, 20.07.2010 вы подали декларацию по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога. В ходе камеральной проверки этой декларации инспекция вправе истребовать у вас документы, подтверждающие право на вычеты НДС по этой декларации (Пункт 8 ст. 88, п. 1 ст. 172 НК РФ). Но если требование о представлении этих документов будет выставлено после 20.10.2010 (за рамками трехмесячного срока, отведенного на проведение камеральной проверки(Пункт 2 ст. 88 НК РФ)), вы вправе на него не реагировать и оштрафовать вас по п. 1 ст. 126 НК нельзя. Этот вывод подтверждают и ВАС РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 N 10349/09), и Минфин (Письмо Минфина России от 24.11.2008 N 03-02-07/1-471).

Внимание! Если налоговый орган не вправе истребовать какой-либо документ, то и оштрафовать за его непредставление нельзя.

Также обратите внимание на то, что в п. 1 ст. 126 НК говорится об ответственности только за непредставление документов, предусмотренных налоговым законодательством. То есть если документ в налоговом законодательстве не упомянут , то за его непредставление оштрафовать нельзя (Пункт 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 N 106). И суды, как правило, приходят к выводу, что нельзя оштрафовать по ст. 126 НК за непредставление документов, не предусмотренных ни бухгалтерским, ни налоговым законодательством, а также документов, составлять которые вы можете, но не обязаны. В частности, суды признавали незаконным привлечение к ответственности за непредставление (Пункт 1 ст. 126 НК РФ):
- перечней основных средств, относящихся к разным видам деятельности, перечней арендуемых объектов недвижимости, расчетов распределения доходов и расходов по разным видам деятельности (Постановление ФАС МО от 09.03.2010 N КА-А40/1571-10);
- сертификатов и деклараций соответствия выпущенной продукции требованиям ГОСТа, копий писем Росстата, подтверждающих код по Общероссийскому классификатору внешнеэкономической деятельности (Постановление ФАС СЗО от 24.09.2009 по делу N А42-5230/2006);
- экономического обоснования расчета арендных платежей, детализации переговоров с мобильных телефонов и приказов об установлении лимита расходов на мобильную связь, расчетов, подтверждающих целесообразность отказа от исполнения опциона и целесообразность приобретения финансовых инструментов срочных сделок (Постановление ФАС ЦО от 27.10.2009 по делу N А48-973/2009);
- операторных и диспетчерских листов (Постановление ФАС УО от 20.02.2008 N Ф09-11449/07-С2);
- копий выданных векселей (Постановление ФАС УО от 17.12.2009 N Ф09-10019/09-С3);
- штатного расписания (Постановление ФАС ПО от 22.04.2008 по делу N А55-11630/07).
Следующий вопрос: можно ли оштрафовать за непредставление документов, которые не составлялись, хотя должны были ? Вроде бы ответ очевиден. Неисполнение обязанности по составлению документа не должно освобождать от ответственности за его непредставление. Ведь никто не пытается оспорить штраф за непредставление налоговой декларации (Статья 119 НК РФ) просто потому, что к сроку ее составить не успели.
Есть и суды, которые указывают на законность штрафа по п. 1 ст. 126 НК при непредставлении документов из-за того, что они не составлены (Постановления ФАС ЗСО от 01.07.2009 N Ф04-3216/2009(7623-А03-37); ФАС УО от 24.03.2008 N Ф09-1746/08-С3). Правда, как ни странно, они в меньшинстве. А большинство судов придерживается позиции, согласно которой штрафа в такой ситуации быть не может. Логика проста: раз документ не составлялся, то он и не мог быть представлен в срок, установленный требованием, по объективным причинам. Например, суды указывали, что нельзя штрафовать за несоставленные и непредставленные:
- справки по форме 2-НДФЛ (Постановление ФАС ВВО от 07.04.2008 по делу N А29-5357/2007);
- книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (Постановления ФАС СЗО от 20.02.2009 по делу N А42-3046/2008; ФАС СКО от 27.08.2009 по делу N А32-13466/2006-12/295);
- книги покупок и книги продаж (Постановление ФАС УО от 09.04.2009 N Ф09-1830/09-С3);
- приказы об учетной политике (Постановление ФАС ЦО от 15.02.2010 по делу N А35-9027/08-С21).
Конечно, если решение о привлечении к ответственности уже вынесено, любые аргументы, позволяющие его оспорить, хороши. И благоприятной для налогоплательщиков практикой можно и нужно пользоваться.
Вместе с тем имейте в виду: обосновывая во время проверки непредставление обязательных первичных документов и счетов-фактур тем, что они не составлялись, можно "попасть" на штраф по ст. 120 НК.
Кроме того, естественно, что суды признают незаконными штрафы по п. 1 ст. 126 НК, если документы не представлены из-за того, что они:
(или) похищены (Постановления ФАС ЦО от 23.10.2008 по делу N А36-686/2008; ФАС УО от 28.07.2008 N Ф09-1296/08-С3);
(или) изъяты другим госорганом (в частности, милицией) (Постановления ФАС ПО от 22.05.2009 по делу N А57-11985/06; ФАС СЗО от 18.06.2009 по делу N А21-8111/2008);
(или) утрачены по иным причинам (например, при аварии или стихийном бедствии (Постановления ФАС СЗО от 03.09.2010 по делу N А56-47676/2009; ФАС ВВО от 08.06.2009 по делу N А17-7256/2008).
Как вы понимаете, это вызвано тем, что при таких обстоятельствах отсутствует вина организации или предпринимателя в непредставлении документов. А без вины нет и ответственности (Статья 106, п. 2 ст. 109 НК РФ). По этой же причине суды признают незаконным штраф за непредставление документов из-за того, что организация или предприниматель не получили требование налогового органа, направленное им по почте (Пункт 2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 08.04.2010 N 468-О-О; Постановления ФАС МО от 11.01.2009 N КА-А41/12621-08). Причем доказать получение требования должен именно налоговый орган (Пункт 6 ст. 108 НК РФ; ч. 5 ст. 200 АПК РФ).

Можно ли оштрафовать за неправильное представление документов

Правила представления документов по требованию налогового органа просты (Пункты 2, 3 ст. 93 НК РФ):
- документы на бумажном носителе представляются лично или направляются по почте заказным письмом в виде копий, заверенных подписью проверяемого предпринимателя или подписью руководителя и печатью проверяемой организации;
- документы, составленные в электронном виде по установленным форматам, могут представляться через телекоммуникационные каналы связи;
- документы должны быть представлены в течение 10 рабочих дней со дня получения требования. Этот срок может быть продлен по письменному ходатайству организации или предпринимателя. Такое ходатайство нужно подать на следующий рабочий день за днем получения требования (Пункт 6 ст. 6.1 НК РФ).
То, что за нарушение срока представления документов можно штрафовать, сомнений не вызывает, на это прямо указано в Кодексе (Пункт 4 ст. 93, п. 1 ст. 126 НК РФ).
А вот можно ли оштрафовать, если организация или предприниматель подавали ходатайство о продлении срока, но инспекция его не удовлетворила? В настоящее время большинство судов отвечает на этот вопрос отрицательно (Постановления ФАС МО от 08.12.2010 N КА-А40/14679-10; ФАС СЗО от 03.09.2010 по делу N А56-47676/2009).
Конечно, для того чтобы суд встал в подобной ситуации на вашу сторону, ходатайство о продлении срока для представления документов должно быть мотивированным. То есть в нем должны быть указаны причины, по которым вы объективно не можете представить документы в обычный срок. Это может быть большое количество истребованных документов или необходимость их доставки из другого населенного пункта (например, когда при проверке филиала истребованы документы, находящиеся в головном офисе компании). В вашу пользу также будет свидетельствовать и то, что хотя бы часть документов, истребованных налоговым органом, вы в срок представите.

Посоветуй руководителю
Если есть хоть малейший риск не представить в срок документы, истребованные инспекцией, нужно подать ходатайство о продлении срока. Даже если инспекция его не продлит, а документы мы в срок представить не сможем, сам факт подачи такого ходатайства поможет оспорить штраф по п. 1 ст. 126 НК.

Следующий вопрос: можно ли оштрафовать за представление в срок незаверенных (или заверенных ненадлежащим образом) копий истребованных документов? Формально такое деяние состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК, не образует. Однажды с этим согласился и ФАС Уральского округа (Постановление от 15.09.2008 N Ф09-6550/08-С3). Однако имейте в виду, что, вместо того чтобы штрафовать за представление незаверенных копий, налоговый орган может просто отказаться их принять. Правомерность такого отказа признавал ФАС Московского округа (Постановление от 05.11.2009 N КА-А41/11390-09). И если в результате копии документов, заверенные надлежащим образом, будут представлены вами с нарушением срока, налоговики без сомнений оштрафуют вас за это. И, к сожалению, не факт, что суд признает такой штраф незаконным.
Иногда налоговые органы штрафуют по п. 1 ст. 126 НК за представление документов, заполненных неправильно. Но, как вы понимаете, это неправомерно. Поэтому шансы оспорить такой штраф в суде весьма высоки (Постановления ФАС ЦО от 22.08.2006 по делу N А09-1974/06-12; ФАС МО от 15.01.2010 N КА-А40/14964-09). В том числе в случае, если документы представлялись в электронном виде, а ошибки в них привели к тому, что в протоколе входного контроля было указано, что документы не приняты (Постановления ФАС ЗСО от 20.03.2008 N Ф04-1001/2008(669-А67-19); ФАС МО от 14.09.2009 N КА-А40/9158-09).

Как рассчитывается штраф по пункту 1 статьи 126 НК

Штраф установлен в размере 200 руб. за каждый непредставленный или представленный с опозданием документ (Пункт 1 ст. 126 НК РФ). Вроде бы арифметика проста: не представили один документ - штраф 200 руб., не представили 100 документов - штраф 20 000 руб. Таким образом, для исчисления штрафа нужно всего-то знать, сколько именно документов организация или предприниматель не представили.
Когда документы пусть и с опозданием, но все-таки будут представлены, налоговый орган сможет просто посчитать их количество. А для определения размера штрафа за непредставление документов в идеале в требовании налоговиков должно быть указано их точное количество. Например, в требовании написано: "Представьте счет-фактуру, выставленный ОАО "Леший" при отгрузке клюквы в сентябре 2010 г., - 1 штука". Однако на практике так не бывает. Потому как налоговый орган просто не имеет данных о количестве счетов-фактур, полученных налогоплательщиком. И тогда он пишет в требовании: "Представьте счета-фактуры по товарам (работам, услугам), приобретенным в III квартале 2010 г.".
И как в этом случае рассчитать сумму штрафа, если налогоплательщик счета-фактуры не представил? Исчислить штраф на глазок нельзя, это 3 года назад налоговым органам разъяснил ВАС РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 N 15333/07). Поэтому для исчисления штрафа налоговый орган может и должен получить данные, позволяющие определить точное количество непредставленных документов. Причем сделать он это может двумя способами.
Способ первый: установить количество непредставленных документов по результатам встречных проверок, в рамках которых от контрагентов проверяемого лица будут получены документы, экземпляры которых должны быть у этого лица. Такими документами могут быть счета-фактуры, договоры, товарные накладные. То есть любые документы, которые составляются в двух экземплярах либо у которых есть отрывная часть, передаваемая контрагенту. Так, о существовании приходного кассового ордера (форма КО-1) налоговики могут узнать, получив копию квитанции к ПКО (Указания, утв. Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88).
Второй способ: установить количество непредставленных документов по результатам выемки документов у проверяемого лица. Если будет изъято 100 счетов-фактур, полученных при приобретении товаров (работ, услуг) в III квартале 2010 г., то исходя именно из этого количества и нужно считать штраф. Правда, воспользоваться этим способом налоговый орган может только при выездной проверке (Пункт 4 ст. 93, п. 1 ст. 94 НК РФ).

Вывод
Правильность исчисления размера штрафа по п. 1 ст. 126 НК должна подтверждаться документами, позволяющими установить точное количество документов, не представленных (несвоевременно представленных) налогоплательщиком или налоговым агентом. Это может быть:
(или) опись документов, представленных с нарушением срока;
(или) требование о представлении документов, в котором указано точное количество запрашиваемых документов (Приложение N 5 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@);
(или) протокол выемки либо опись документов, изъятых при ее проведении;
(или) опись документов, представленных контрагентами проверяемого лица при встречной проверке.

Когда штраф налоговиками рассчитан на глазок, решение о привлечении к ответственности стоит обжаловать. Конечно, управление ФНС по субъекту РФ может и оставить его в силе. Зато шансы на выигрыш в суде весьма велики (Постановления ФАС МО от 29.09.2010 N КА-А41/10263-10; ФАС ДВО от 25.06.2010 N Ф03-3822/2010).
Главное - не забудьте указать суду на то, что определить размер штрафа невозможно. Ведь иногда налогоплательщики проигрывают такие споры, так сказать, по собственной вине. Например, оспаривая штраф по любым другим основаниям и не заявляя о невозможности определить размер штрафа. Или соглашаясь в судебном заседании с расчетом, сделанным инспекцией (Постановления ФАС СЗО от 07.07.2009 по делу N А52-4907/2008; ФАС ВСО от 28.08.2008 N А58-7613/07-Ф02-4173/08).

Штраф по пункту 2 статьи 126 НК

Основное различие нарушений, ответственность за которые установлена п. п. 1 и 2 ст. 126 НК, заключается в том, что субъекты (то есть лица, которых можно за эти нарушения оштрафовать) у них разные.
Пункт 2 ст. 126 НК установил штраф не для налогоплательщиков (плательщиков сбора) или налоговых агентов, а для какой-то третьей организации, у которой налоговый орган запрашивает документы со сведениями о налогоплательщике (Пункт 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71). То есть о совершении нарушения можно говорить только при наличии трех условий (Пункт 2 ст. 126, ст. 106, п. 2 ст. 109 НК РФ):
- налоговый орган потребовал у организации некие документы со сведениями о другом налогоплательщике;
- эти документы у организации есть;
- организация эти документы не представила или представила с заведомо недостоверными сведениями.

Для справки
Штраф за непредставление организацией по требованию налогового органа документов, предусмотренных НК, со сведениями о другом налогоплательщике или их представление с заведомо недостоверными сведениями равен:
(если) правонарушение совершено до 03.09.2010 - 5000 руб. (Пункт 2 ст. 126 НК РФ);
(если) правонарушение совершено после 02.09.2010 - 10 000 руб. (Пункт 2 ст. 126 НК РФ).

Единственное, что из этого понятно, - это то, что оштрафовать по п. 2 ст. 126 НК могут только организацию. Но какую? Истребовать какие-либо документы со сведениями о налогоплательщиках у третьих лиц налоговый орган может только в порядке, установленном ст. 93.1 НК. Другой процедуры просто нет. Так значит, по п. 2 ст. 126 НК можно оштрафовать организацию, которая не представила документы, запрошенные при "встречке"? А вот и нет! Ведь есть специальная норма, согласно которой отказ лица от представления документов, запрошенных при "встречке", или их непредставление в срок влекут ответственность по ст. 129.1 НК (Пункты 1, 6 ст. 93.1 НК РФ). Поэтому привлечь за непредставление документов при "встречке" по п. 2 ст. 126 НК в настоящее время нельзя. Этой позиции придерживаются и многие суды (Постановления ФАС ЗСО от 02.03.2009 N Ф04-623/2009(1322-А75-49); ФАС ВСО от 17.03.2009 N А33-9821/08-Ф02-942/09).

Из авторитетных источников
Петрова Светлана Михайловна, судья Высшего Арбитражного Суда РФ, кандидат юридических наук
"В силу прямого указания п. 6 ст. 93.1 НК РФ организация, не представившая в установленный срок (в том числе отказавшаяся представить) документы со сведениями о налогоплательщике, истребованные у нее налоговым органом при проведении налоговой проверки, должна привлекаться к ответственности, установленной ст. 129.1 НК РФ".

Почему налоговые органы пытаются штрафовать за непредставление документов при "встречке" по п. 2 ст. 126, а не по п. 1 ст. 129.1 НК, понять можно. Ведь первый штраф в два раза больше. Но такой штраф можно и нужно оспаривать. Ведь неправильная квалификация правонарушения налоговым органом - основание для отмены решения о привлечении к ответственности (Пункт 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71).
Как видите, получается, что сейчас по п. 2 ст. 126 НК штрафовать можно только организацию, представившую по запросу налогового органа документы с заведомо недостоверными сведениями о налогоплательщике. Хотя, конечно, выявить и доказать заведомую недостоверность сведений почти нереально.
Правда, есть несколько решений, в которых суды пришли к выводу, что организацию, не представившую документы при "встречке", нужно штрафовать именно по п. 2 ст. 126 НК (Постановления ФАС ВСО от 06.03.2008 N А33-13491/07-Ф02-679/08; ФАС ВВО от 08.05.2008 по делу N А43-5565/2007-35-117).
Кстати, "резидентам" налоговых инспекций Москвы и Московской области стоит знать, что ФАС Московского округа считает, что штрафовать по п. 2 ст. 126 НК нужно не просто за непредставление документов при "встречке", а именно за отказ от их представления (Постановления ФАС МО от 16.11.2009 N КА-А40/11998-09, от 30.01.2008 N КА-А40/12590-07). Хотя, напомним, п. 6 ст. 93.1 НК прямо указывает на то, что и к "отказникам" должна применяться ответственность, установленная ст. 129.1 НК.

Штраф по статье 129.1 НК

Этот штраф применяется при непредставлении (несвоевременном представлении) налоговому органу:
- сведений, которые лицо обязано представить в силу прямого указания ст. 85 НК РФ. Это касается таких организаций, как, например, органы ФМС России, органы ГИБДД и Гостехнадзора, органы Росреестра, отделы ЗАГСов. Понятно, что к обычным организациям и предпринимателям это основание для штрафа отношения не имеет, поэтому дальше рассматривать его мы не будем;
- документов или информации, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), истребованных в ходе налоговой проверки;
- информации по конкретной сделке, истребованной налоговым органом вне рамок проверки (Пункт 2 ст. 93.1 НК РФ).

Для справки
За однократное в течение календарного года непредставление документов или сведений, истребованных при "встречке", могут оштрафовать:
(если) срок представления документов или информации истек 02.09.2010 или раньше - 1000 руб. (Пункт 1 ст. 129.1 НК РФ (ред., действовавшая до 03.09.2010));
(если) срок представления документов или информации истек 02.09.2010 или позже - 5000 руб. (Пункт 1 ст. 129.1 НК РФ).
При совершении такого правонарушения два раза и более в течение календарного года штраф составит:
(если) правонарушение совершено до 03.09.2010 - 5000 руб. (Пункт 2 ст. 129.1 НК РФ (ред., действовавшая до 03.09.2010));
(если) правонарушение совершено после 02.09.2010 - 20 000 руб. (Пункт 2 ст. 129.1 НК РФ).

Разберемся с двумя последними случаями.
Во-первых, налоговый орган, проводящий камеральную или выездную проверку какого-либо налогоплательщика (налогового агента), вправе потребовать у вас представить имеющиеся документы или информацию (сведения), касающиеся его деятельности. Сделать это он может:
- во время самой проверки (Пункт 1 ст. 93.1 НК РФ);
- после ее завершения, если при рассмотрении материалов проверки руководитель налогового органа решит истребовать такие документы или информацию в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля (Пункт 6 ст. 101 НК РФ).
Во-вторых, вне налоговой проверки у вас может быть истребована имеющаяся информация о конкретной сделке, если у налогового органа возникла обоснованная необходимость получения такой информации (Пункт 2 ст. 93.1 НК РФ).

Когда нельзя оштрафовать

Как видите, речь всегда идет о документах или информации, у вас имеющихся. Поэтому если вы не представите документы или информацию по той причине, что ими не располагаете, то оштрафовать вас по ст. 129.1 НК будет нельзя (Постановления ФАС ВВО от 19.10.2009 по делу N А43-12345/2009-6-321; ФАС ЦО от 12.05.2009 по делу N А09-12352/2008).
Но не стоит злоупотреблять и на любое требование налогового органа отвечать письмом об отсутствии запрашиваемых документов или информации. Ведь если документы у вас все-таки есть и налоговики смогут доказать это (Постановление ФАС ВВО от 08.05.2008 по делу N А43-5565/2007-35-117), то вы не только штраф заплатите, но еще и репутацию себе подмочите.
Если истребуемых документов или информации у вас нет, то вам нужно сообщить об этом в инспекцию в течение 5 рабочих дней со дня получения требования. В этот же срок представляются документы или информация при их наличии. Причем заметьте: за нарушение срока представления документов или информации оштрафовать можно, а вот за опоздание с сообщением об их отсутствии - нет (Статья 129.1 НК РФ).
Если по объективным причинам (большое количество документов, их нахождение в отдаленном обособленном подразделении) вы не успеваете представить истребованные документы в срок, нужно подать ходатайство о его продлении (Пункт 5 ст. 93.1 НК РФ). Даже если срок вам не продлят, сам факт подачи такого ходатайства может помочь оспорить штраф по ст. 129.1 НК (Постановления ФАС ПО от 22.01.2009 по делу N А55-8517/2008; ФАС СЗО от 17.11.2010 по делу N А05-3437/2010).
Обратите внимание: нередко в рамках встречной проверки налоговые органы запрашивают документы, не имеющие отношения к деятельности проверяемого налогоплательщика, касающиеся исключительно деятельности его контрагента. Например, при проверке ОАО "Леший" у его поставщика - ООО "Домовой" - могут истребовать договор оказания услуг, заключенный между ООО "Домовой" и ЗАО "Водяной", которое является покупателем продукции ОАО "Леший". А могут потребовать и какие-то внутренние документы самого ООО "Домовой". Но у налоговиков нет права истребовать что угодно и когда угодно (Статья 93.1 НК РФ). Поэтому если вы не будете представлять документы по таким требованиям, то суд, скорее всего, вас поддержит (Постановления ФАС ВВО от 19.10.2009 по делу N А43-12345/2009-6-321; ФАС ЗСО от 14.12.2010 по делу N А46-6519/2010).
В то же время не стоит игнорировать требования налоговиков о представлении документов только из-за того, что они не имеют прямого отношения к деятельности проверяемого налогоплательщика. Все-таки некоторые документы пусть и косвенно, но могут касаться его деятельности. Например, при проверке комитента таким документом может быть договор поставки, заключенный его комиссионером во исполнение комиссионного поручения. Однако в этом случае налоговый орган должен в требовании пояснить, почему истребуется этот документ и каким образом он относится к деятельности комитента. Иначе требование будет выглядеть произвольным, а это позволит покупателю или поставщику не исполнять его на законных основаниях.
Напомним, что с этого года вы вправе не представлять документы, истребованные при встречной проверке, если копии этих документов вы представляли в свою инспекцию в рамках выездной или камеральной проверки начиная с 01.01.2011 (Пункт 5 ст. 93, п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Соответственно, за непредставление и таких документов оштрафовать вас не могут.

Документ и информация - почувствуйте разницу

С истребованием документов при "встречках" все более или менее понятно. Значительно больше вопросов возникает по поводу права налоговых органов истребовать у любых лиц информацию о конкретных сделках вне рамок проверки (Пункт 2 ст. 93.1 НК РФ).
Проблема в том, что на практике налоговые органы нередко, ссылаясь на это право, требуют представить им именно документы (товарные накладные, договоры, счета-фактуры, платежки и так далее). Между тем слово "документ" в п. 2 ст. 93.1 НК даже не упоминается. А понятия "информация" и "документ" не являются тождественными. Они четко разделены и в тексте ст. 93.1 НК, и в формах поручения об истребовании документов (информации) (Приложение N 6 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@) и требования о представлении документов (информации) (Приложение N 5 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@).
Информация - это любые сведения независимо от формы их представления. То есть истребованную информацию вы в принципе можете представить и устно (например, по телефону), и письменно, и на магнитном носителе, и по электронной почте (Пункт 1 ст. 11 НК РФ; п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ).
Документ же - это всегда конкретный материальный носитель, с определенными реквизитами, в котором зафиксирована информация, в том числе в виде текста (Пункт 1 ст. 11 НК РФ; ст. 1 Федерального закона от 29.12.1994 N 77-ФЗ). И если способ представления информации мы можем выбрать самостоятельно, то документы представляются в налоговый орган в виде заверенных копий (Пункты 2, 5 ст. 93, п. 5 ст. 93.1 НК РФ).
Поэтому, если под видом запроса информации у вас требуют представить конкретные документы, вы можете их не представлять, так как это требование неправомерно (Постановления ФАС ЗСО от 04.08.2008 N Ф04-3684/2008(6766-А75-14); ФАС ДВО от 20.05.2009 N Ф03-2111/2009).
Кстати, запрашивая информацию о сделке, налоговый орган должен указать сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку (Пункты 2, 3 ст. 93.1 НК РФ). То есть как минимум в требовании должны быть указаны наименование контрагента, период совершения сделки, вид сделки (купля-продажа, аренда и т.д.). Если ссылок на конкретную сделку требование не содержит, то штрафовать за непредставление информации нельзя (Постановления ФАС СЗО от 23.11.2010 по делу N А56-4647/2010; ФАС ЦО от 09.08.2010 по делу N А68-13557/09).

Конечно, никто не хочет лишний раз конфликтовать с налоговой инспекцией, но если требования о представлении документов явно незаконны, то их можно не исполнять, не опасаясь штрафов.

Договором принято считать документ, в котором четко прописаны все требования по выполнению каких-либо работ либо услуг, а также права и обязанности сторон, нарушение которых может привести к штрафным санкциям, вплоть до разрыва действующего соглашения.

Договор может быть подписан как двумя, так и более сторонами, каждая из которых в обязательном порядке должна придерживаться своих обязанностей.

Последствия и ответственность невыполнения условий договора согласно законодательству

В том случае, если одна из сторон договора не выполняет свои обязательства, это может привести к различным последствиям.

Существует несколько разновидностей ответственности , а именно:

  • долговая (по согласованию сторон);
  • долевая (на стороне, которая не выполнила обязательства, имеется несколько лиц).

В свою очередь эти разновидности ответственности могут быть в виде :

  • штрафной пени;
  • в виде начисление определенных процентов за каждый день не выполнения обязательств;
  • исполнение невыполненных обязательств третьей стороной за счет должника;
  • взыскание средств, которые должник обязан был передать согласно договору;
  • возмещение всех убытков согласно ГК Российской Федерации.

На самом деле, это далеко не все, что предусматривает действующее законодательство, поскольку последствия могут быть самыми разнообразными.

В первую очередь это напрямую зависит от того, какой ущерб был нанесен в результате не выполнения всех обязательств по договору. Чем больше ущерб, тем суровее будет наказание и как следствие, существенная сумма штрафной пени.

Понятие штрафных санкций

Статья 330 ГК Российской Федерации четко регламентирует понятие штрафных санкций (неустойки).

Неустойка – прописанная законодательством либо соглашением фиксированная сумма, которая должна быть в обязательном порядке выплачена должником, в том случае, если с его стороны были нарушены обязательства, указанные в договоре либо не выполнены в полном объеме.

В процессе требований о выплате штрафных санкций, сторона, которая должна получить оплату за невыполненные обязательства должником, не обязана доказывать свою правоту.

Однако статья 331 Гражданского Кодекса гласит, что акт неустойки должен быть в обязательном порядке оформлен письменно. В том случае, если он составлен иным способом, данный акт будет признан недействительным.

Статья 332 ГК Российской Федерации четко регламентирует понятие “законные штрафные санкции (неустойка)”. Согласно статье, кредитор вправе потребовать возмещение даже в том случае, если она не предусмотрена действующим соглашением между сторонами. Более тог, кредитор самостоятельно определяет сумму неустойки и подтверждает ее составленным актом.

Статья 395 Гражданского Кодекса предусматривает определенную ответственность за нарушение денежных обязательств, а именно:

  • за попытку использования чужого капитала;
  • за попытку уклонения от денежных выплат;
  • другие денежные махинации.

За какое-либо нарушение из вышеперечисленных статья предусматривает наказание в виде выплат определенных процентов по той сумме, которая фигурировала при махинациях.

Проценты, которые будут начисляться в качестве штрафных санкций, напрямую зависят от места пребывания либо жительства кредитора (юридического лица) учетной ставки банковских процентов на момент исполнения денежного обязательства.

В том случае, если денежное взыскание происходит через суд, то последний может назначить ту процентную ставку, которая была на момент подачи . Данное решение может быть возможным, если действующим соглашением не предусмотрены проценты за нарушение обязательств, прописанных в договоре.

Стоит отметить, что законодательная база РФ предусматривает смягчение неустойки, в частности статья 333 Гражданского Кодекса.

Уменьшение процентов штрафных санкций могут быть только в том случае, если суд определил, что неустойка явно не отвечает реальности, то есть существенно завышена.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

За что могут применить наказания

В процессе подписания договора о сотрудничестве между сторонами, оговариваются все обязательства с обеих сторон. В случае, если одни из них не выполнили свои обязательстве им будут начислены штрафные санкции, в размере, который указан в документе сотрудничества.

При этом Гражданский Кодекс РФ предусматривает возможность снижения суммы штрафа в нескольких случаях, если:

  • судом было вынесено решения о том, что в сложившейся ситуации виноваты обе стороны;
  • все меры для устранения этого конфликта были приняты;

Размер взыскания штрафной пени всегда должен оговариваться при составлении договора о сотрудничестве, в противном случае, данная сумма ущерба выноситься на рассмотрение в суд.

Порядок взыскания

Весь порядок выплаты штрафных санкций прописаны в действующем договоре между сторонами.

Как правило, он всегда стандартный, то есть, юридическое либо физическое лиц, имеющее определенные претензии по нарушению действующего соглашения ко второй стороне, обязано направить по его юридическому адресу письмо , в котором обязательно должно быть указано:

  • подробное описание претензии;
  • информацию о штрафных санкциях, которые предусмотрены;
  • установленные сроки, за которые должна быть выплачена неустойка.

Стоит отметить то факт, что сторона, которая выдвигает определенные претензии, в том числе требует выплатить задолженность, в обязательном порядке должна приложить к нему сопутствующий расчетный лист .

Именно это приложение содержит в себе все необходимые расчеты, согласно которым рассчитывается общая сумма штрафных санкций.

Зачастую подобные неустойки имеют одну неприятную особенность – штрафная пеня насчитывается за каждый день просрочки, в том числе во внимания берутся выходные и праздничные.

В ситуации, в которой должник полностью игнорирует все требования о выплате задолженности (уведомления, устные предупреждения и так далее), сторона, которая понесла определенные убытки, подает заявление в суд.

Только через суд можно не только взыскать действующую задолженность и потребовать , которые возникли в результате задержки выплат неустойки.

Правила учета

Согласно действующему законодательству, вся прибыль, вне зависимости от того, каким образом она была получена компанией (получение неустойки, либо прибыль от определенных услуг либо ), должна быть занесена в налоговый и бухгалтерский учет.

Если же, этого не будет, законодательством предусмотрено наказание в виде административного штрафа, либо же, если сумма более чем 250 000 предусмотрена уголовная ответственность.

В бухгалтерском учете

Необходимо понимать, что абсолютно все требования, которые предъявляются контрагенту, относительно получения прибыли, в обязательном порядке должны быть включены в состав прочих доходов.

Согласно Приказу Министерства Финансов РФ, абсолютно все разновидности штрафных санкций, которые предусмотрены денежным взысканием, должны быть включены в бухгалтерский учет. При этом должна быть включена вся сумма в полном объеме.

То есть, при наличии документа либо судебного вердикта, запись в бухгалтерском учете заноситься в следующем виде: Д-т 76 К-т 91.

В налоговом учете

Что касается налогового учета, то в нем записываются также все штрафные санкции, которые подразумевают за собой взыскание с должника определенной суммы.

Закон четко регламентирует это главой 25 Налогового Кодекса РФ. Причем для каждого случая, рассматриваются свои особенности.

Нюансы выплаты НДС в различных ситуациях

В программе “1С: Бухгалтерия” общая сумма начисленного НДС следует отображать документом “Операция (бухгалтерский и налоговый учет)”. Для того чтобы сформировать по начисленному НДС, включая штрафную пеню, достаточно создать документ “Отображение начисления НДС”.

О применении данных видов наказаний рассказано в следующем видеосюжете:

"Арсенал предпринимателя", 2011, N 5

Нередки случаи, когда предприниматели нарушают сроки, определенные законодательством для выставления счетов-фактур. Налоговые органы отвечают на это отказом в вычете по налогу на добавленную стоимость, опираясь в своем решении на разъяснения Минфина России. Однако такое решение вполне возможно оспорить. Это подтверждается и судебной практикой.

В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Однако в практической деятельности не следует исключать случаи, когда поставщики не соблюдают указанные сроки оформления счетов-фактур. При этом существует риск, что налоговые органы откажут в вычете НДС, уплаченного по таким счетам-фактурам.

Прав ли Минфин?

Объясняется это тем, что Министерство финансов РФ в Письме от 26.08.2010 N 03-07-11/370 разъяснило, что если поставщик нарушил установленный законом 5-дневный срок выставления счета-фактуры, то покупатель лишается права на применение вычета <1>. В этом случае финансовое ведомство полагает, что нарушаются требования пп. 1 п. 5 ст. 169 НК РФ, в соответствии с которым в счете-фактуре указывается дата его составления.

Представляется, что возможные претензии налоговой инспекции, основанные на таких разъяснениях Минфина России, будут необоснованны, что подтверждается следующим.

Так, действовавшая до 2010 г. редакция п. 2 ст. 169 НК РФ предусматривала, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. п. 5, 5.1 и 6 статьи, не могут быть основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету (возмещению). Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных указанными пунктами статьи, не может быть основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.

В то же время обязанность продавцов выставлять счета-фактуры в установленный срок предусмотрена п. 3 ст. 168 НК РФ, а не п. п. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ.

Таким образом, из приведенных выше положений прямо следует, что недопустимо отказывать в налоговом вычете за невыполнение требований к срокам выставления счетов-фактур.

Отсылка же Минфина России к п. 5 ст. 169 НК РФ представляется произвольной и не подтверждающей возможность отказа в вычете НДС.

В соответствии с пп. 1 п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должны быть указаны порядковый номер и дата его выписки.

Однако если счета-фактуры выставлены с нарушением установленных сроков, требование о наличии даты тем не менее соблюдается. При этом гл. 21 НК РФ не устанавливает, что если нарушен срок выставления, дата счета-фактуры должна признаваться неверной. Следовательно, такое основание для отказа в вычете НДС, как более позднее оформление счета-фактуры, законом не установлено.

Судебная практика

Аналогичный подход сложился и в арбитражной практике. Так, в Определении от 01.06.2007 N 5664/07 об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора прямо указано, что несвоевременное выставление поставщиком счетов-фактур не лишает налогоплательщика права на возмещение налога.

К выводу о неправомерности отказа в вычете по причине нарушения сроков выставления счетов-фактур приходят и окружные суды (Постановления ФАС ВСО от 05.12.2007 N А19-3318/07-24-Ф02-8943/07; ФАС ЗСО от 15.09.2008 N Ф04-4718/2008(11569-А45-26) и от 23.01.2008 N Ф04-457/2008(1067-А46-14); ФАС МО от 02.04.2009 N КА-А40/2379-09; ФАС ПО от 18.08.2009 N А55-15142/2008; ФАС СКО от 15.10.2008 N Ф08-6073/2008; ФАС УО от 11.01.2008 N Ф09-10201/07-С2).

Такой подход в полной мере учитывает правовую позицию Конституционного Суда РФ, неоднократно указывавшего на то, что налогоплательщик не должен нести ответственность за действия других организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет <2>.

<2> Например , Постановление от 12.10.1998 N 24-П, Определение от 16.10.2003 N 329-О.

Аналогичный подход поддержан и ВАС РФ, который в п. 10 Постановления Пленума от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" указал, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Вероятный подход налоговых органов исходит из противоположного представления о том, что фактически именно налогоплательщик должен быть наказан за ненадлежащее исполнение контрагентами обязанности по своевременному оформлению счетов-фактур.

Даже если согласиться с вероятным подходом контролирующих органов и допустить, что несоблюдение сроков оформления счетов-фактур нарушает п. 5 ст. 169 НК РФ, то и в этом случае в вычете не может быть отказано.

На такой вывод ориентирует позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, сформированная в Постановлении от 20.04.2010 N 18162/09. В этом Постановлении, в частности, указывается, что обязанность по составлению счетов-фактур и отражению в них сведений, определенных ст. 169 Кодекса, возлагается на продавца. Следовательно, при соблюдении контрагентом указанных требований по оформлению необходимых документов оснований для вывода о недостоверности либо противоречивости сведений, содержащихся в счетах-фактурах, не имеется, если не установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о предоставлении продавцом недостоверных либо противоречивых сведений.

Применительно к рассматриваемому вопросу позиция ВАС РФ предполагает, что основания для отказа в применении вычета по причине неверного указания даты в счете-фактуре отсутствуют, если только не будет доказано, что налогоплательщик знал об указании контрагентом недостоверных или противоречивых сведений.

Выставление счета-фактуры с нарушением не является указанием недостоверных или противоречивых сведений, поскольку, во-первых, в счете-фактуре будет указана дата его фактического оформления, то есть достоверные сведения, и, во-вторых, эта же дата будет указана в книгах продаж, журналах выставленных счетов-фактур и так далее, то есть не будет противоречить другим документам и содержащимся в них сведениям.

Таким образом, негативные последствия вероятны только в том случае, если в ходе контрольных мероприятий налоговые органы установят, что указанная в счете-фактуре дата в действительности не является датой фактического ее составления.

Но и в таком случае у налоговых органов не будет безусловных оснований для отказа в вычете, поскольку в этом же Постановлении Президиум ВАС РФ разъяснил, что при отсутствии доказательств несовершения хозяйственных операций вывод о том, что налогоплательщик знал или должен был знать о недостоверности (противоречивости) сведений, может быть сделан судом в результате оценки в совокупности обстоятельств, связанных с заключением и исполнением договора, а также иных обстоятельств, упомянутых в Постановлении Пленума ВАС РФ N 53.

Ведущий юрист

юридической компании

Для выполнения работ исполнителю отводится определенный срок, который закрепляется в договоре и является важным условием сделки.

В случае нарушения данного срока заказчик вправе требовать получения за это определенной компенсации – неустойки (пени).

Стоит более подробно узнать, в каких случаях наступает это право и что нужно сделать заказчику для получения данной компенсации.

В соответствии со ст. 27 ФЗ «О защите прав потребителей» (далее – Закона), исполнитель должен выполнить работу в срок:

  • установленный правилами выполнения отдельных ее видов;
  • определенный в договоре (может быть как больше, так и меньше первого).

В ст. 28 Закона определяются права, которые получает заказчик в случае нарушения установленной продолжительности выполнения работы:

  • назначение нового срока;
  • поручение работы третьим лицам и возмещение расходов на это за счет исполнителя;
  • уменьшение размера оплаты;
  • возмещение уплаченных за работу денег;
  • отказ от договора.

Если вы продлили сроки выполнения работ, то неустойка взыскивается только при нарушении повторного срока

Наряду с реализацией любого из этих прав потребитель также может требовать с виновной стороны выплаты неустойки за просрочку. Однако в случае продления срока действия договора получить неустойку можно будет только в случае повторного нарушения сроков контрагентом.

Право на неустойку возникает у заказчика также в том случае, если он обратился к исполнителю за реализацией одного из этих прав, а последний нарушает установленный для этого срок.

Его продолжительность составляет 10 дней, поэтому после его окончания потребитель имеет право на получение компенсации за каждый последующий день.

Сумма и сроки выплаты неустойки

Для правильного расчета величины неустойки нужно определить несколько моментов:

  • в каких единицах времени исчисляется срок – в днях или часах;
  • с какого момента начинается течение этого срока (с момента подписания договора, после передачи объекта исполнителю, с определенной календарной даты и т. п.);
  • в какой момент работа все-таки была закончена;
  • сколько составляет стоимость выполнения работы (при отсутствии этого показателя к расчетам принимается стоимость всего заказа).

После определения этих показателей рассчитывается общее количество дней просрочки.

Стоит учитывать, что расчет происходит не в рабочих, а в календарных днях, то есть все выходные и праздники также подлежат оплате виновной стороной.

Что касается размера неустойки, то ее минимальная величина составляет 3% от стоимости работы (цены заказа) и начисляется:

  • за каждый день (если срок определен в такой временной единице);
  • за каждый час просрочки.

Однако стороны могут установить и больший размер неустойки, закрепив это значение в договоре. Но стоит учитывать, что п. 5 ст. 28 Закона устанавливает и максимальный размер компенсации – она не должна превышать стоимость выполнения работы или общую цену заказа, если первая величина в договоре не определена.

Минимальная сумма неустойки — 3%, а максимальная — не должна превышать сумму выполнения работ

Если же в документе указана неустойка в меньшем размере, оплате все равно будет подлежать минимум 3%.

Помимо величины неустойки не менее важным является и срок ее выплаты. Законом он не определен, поэтому в данном случае нужно обращаться к гражданскому законодательству.

Например, в соответствии со ст. 314, если срок исполнения обязательств не установлен в договоре или законодательных актах, он составляет 7 дней с момента предъявления требований исполнителю. В случае нарушения данного срока заказчик имеет право обращаться в суд.

Алгоритм взыскания неустойки

В случае нарушения исполнителем установленных сроков заказчик должен выполнить такую последовательность действий:

  1. Обращение к исполнителю с письменной претензией. В ней перечисляются требования:
    • предусмотренные ст. 28 Закона (одно на выбор);
    • о выплате неустойки (также указывается и ее размер).

    На рассмотрение данной претензии и исполнение указанных в ней требований исполнителю отводится 10 дней. После их окончания пеня начинает начисляться снова, а заказчик получает право обращаться в суд или Роспотребнадзор.

  2. Обращение с претензией в Роспотребнадзор. Данный орган рассмотрит обращение и в установленный срок проведет проверку работы исполнителя.
  3. Обращение с иском в суд. Иск может подаваться в суд, расположенный по месту:
    • жительства любой из сторон;
    • выполнения работ или оказания услуг;
    • расположения компании или индивидуального предпринимателя, которые являются исполнителями по договору выполнения работ.

Вместе с иском должны быть поданы документы, подтверждающие вину второй стороны: договор оказания услуг, второй экземпляр письменной претензии (или квитанция об ее отправке по почте) и т.д.

В случае принятия положительно судебного решения исполнитель должен будет возместить заказчику все расходы, а также выплатить неустойку.

Получение неустойки за просрочку выполнения работы – законное право каждого заказчика. Он получает такую возможность в том случае, если исполнитель не сдает законченную работу в срок, установленный договором или конкретными правилами ее выполнения.

При этом минимальная величина просрочки составляет 3% от стоимости работы или цены заказа и начисляется в таком размере ежедневно (ежечасно), а максимальная — 100%. В случае отказа исполнителя от ее уплаты данная компенсация может быть получена в судебном порядке.

При составлении счетов-фактур продавцами можно встретить различные варианты их датирования, которые рассмотрены ниже.

Счет-фактура датирован числом фактической отгрузки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Согласно статье 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению у покупателя в установленном порядке. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 указанной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

На основании статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.

Такие налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты при соблюдении трех условий:

· товары, работы, услуги должны быть приняты к учету;

· указанные товары (работы, услуги) используются в деятельности, облагаемой НДС;

· в наличии есть счет-фактура по приобретенным товарам, работам, услугам.

При соблюдении всех названных условий в налоговом периоде НДС можно предъявить к вычету.

Если дата счета-фактуры совпадает с датой отгрузки, то данный вариант является самым предпочтительным и для продавца, и для покупателя, так как и первичные документы (накладные, акты выполненных работ), и счета-фактуры имеют одинаковое число, что не вызывает разногласий при сверке между контрагентами, и претензий со стороны налоговых органов также не возникает. Это идеальный вариант. Однако на практике зачастую такое идеальное положение вещей не соблюдается.

При ведении книги покупок в графе 2 следует указать „дату и номер счета-фактуры поставщика“. Пункт 8 Правил ведения предписывает регистрировать в книге покупок счета-фактуры, полученные от продавцов, в хронологическом порядке по мере принятия на учет приобретаемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Причем, ни дата выставления счета-фактуры продавцом, ни тем более дата его получения покупателем, исходя из текста пункта 8 Правил, не участвуют в определении очередности регистрации счетов-фактур в книге покупок. Хотя для покупателя эти даты являются основанием для внесения записи в книгу покупок.

Зачастую, при значительном документообороте предприятия нередко возникают ситуации, когда счет-фактура поступает на предприятие далеко за рамками установленного законодательством срока его составления покупателю. Виновником опоздания может выступать и поставщик, который не счел нужным довести выставленный счет-фактуру до покупателя, особенно это касается периодических услуг, иногда это может происходить и по вине почты, и что самое обидное, задержку таких необходимых бухгалтеру для вычета счетов-фактур осуществляют сами сотрудники предприятия, забывающие вовремя донести документы в бухгалтерию. Результатом является то, что требуемый хронологический порядок регистрации счетов-фактур по мере принятия на учет соблюсти не удается.

Счет-фактура датирована числом более поздним, чем дата оказания услуги

В соответствии с п. 3 статьи 168 НК РФ счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней со дня отгрузки товара, оказания услуги или выполнения работы. Под термином „выставление“ понимается составление счета-фактуры поставщиком, причем дата счета-фактуры не должна превышать пятидневный срок со дня отгрузки товара или оказания услуги. Например, отгрузка товара произошла 25 мая 2006 года, следовательно, датироваться счет-фактура должна числом не позднее 30 мая 2006 года. В отношении услуг пункт 3 статьи 168 НК РФ говорит следующее: „при реализации услуг выставляют счета-фактуры не позднее пяти дней, считая со дня оказания“. Таким образом, если заключен договор аренды имущества с ежемесячным начислением арендной платы, то датой оказания услуги будет являться последний день каждого месяца. Арендодатель, следуя нормам налогового законодательства, имеет право составить счет-фактуру пятым числом следующего месяца. Отметим, что такой порядок составления счетов-фактур невыгоден арендатору, так как предъявить НДС к вычету он сможет не в месяце оказания услуги, а лишь в следующем месяце, когда выполняется обязательное условие для предъявления НДС к вычету о наличии счета-фактуры. Чтобы избежать подобных нежелательных последствий для арендатора, можно рекомендовать при заключении договоров указывать, каким числом арендодатель должен датировать счет-фактуру и в какие сроки выставлять арендатору.

Нужно учесть, что, если продавец все-таки настаивает на подобном варианте составления счетов-фактур, то изменить его точку зрения не представляется возможным, только уповать на его сознательность, так как он действует в соответствии с законодательством. А вот что делать со счетами-фактурами, которые могут быть составлены числом, более поздним, чем 5 дней со дня выполнения работ, оказания услуг?

Счет-фактура составлен позднее 5 дней со дня выполнения работ, оказания услуг

В этом случае, также как и в предыдущем варианте, право на вычет возникнет в месяце предъявления счета-фактуры. А если еще поставщик находится в другом городе, существует большая вероятность, что счет-фактура поступит со значительным опозданием. Налогоплательщик сможет предъявить НДС по такому счету-фактуре к вычету тогда, когда он поступит в организацию. Для подтверждения даты поступления следует зарегистрировать счет-фактуру, проставив штамп входящей корреспонденции в соответствии с правилами документооборота. Существуют случаи, когда налоговые органы пытались оспорить подобный порядок предъявления к вычету НДС, однако суды не поддерживают их в этом (постановление ФАС Московского округа от 7 июня 2004 г. по делу № КА-А41/4545-04). Позиция налоговых органов заключалась в том, что поскольку оспариваемый счет-фактура датировался февралем, то предъявлять к вычету в марте его организация не имела права, несмотря на то, что организация фактически заплатила в бюджет большую сумму налога. Но суд эту позицию опроверг, мотивируя это тем, что при отсутствии счета-фактуры, „даже при соблюдении налогоплательщиком иных условий (уплата НДС, оприходование), с которыми закон связывает это право, оснований для предъявления сумм НДС к вычету не имеется“.

Надо отметить, что подобные случаи достаточно редки. Налогоплательщикам при возникновении подобных разногласий можно посоветовать предъявить проверяющим разъяснения финансового ведомства. Например, письмо Минфина России от 23 июня 2004 г. № 03-03-11/107дает такие разъяснения: „право на вычет уплаченных сумм налога на добавленную стоимость возникает у налогоплательщика при совпадении трех вышеперечисленных условий. В связи с изложенным, по оплаченным информационным услугам, счета-фактуры по которым поступили с опозданием, вычет налога на добавленную стоимость производится в том налоговом периоде, в котором фактически получены данные счета-фактуры“.

Таким образом, регистрируя в книге покупок счета-фактуры по дате их фактического получения бухгалтерией от поставщика, целесообразно по каждому факту расхождения этой даты и даты оказания услуг, отгрузки товаров, выполнения работ больше, чем на пять „разрешенных законодательством“ дней, иметь оправдательный документ, например, конверт, где на штемпеле указывается дата поступления на почтовое отделение организации. В случае, когда невозможно доказать факт прихода на предприятие счета-фактуры более поздней датой не по вине покупателя, тогда руководствоваться принципом осторожности, признавая произошедшее искажением, возникшим в предыдущем налоговом периоде, и принимать установленные статьей 54 НК РФ требования по внесению исправления в учет и подаче уточненных налоговых деклараций.

Счет-фактура составлен раньше, чем дата оказания услуги

Такая ситуация может иметь место, когда покупатель сделал предоплату и просит продавца составить документы. Если продавец идет навстречу покупателю, то он оказывает „медвежью“ услугу своему клиенту, так как в этом случае одно из необходимых условий для вычета не соблюдается – услуга еще не оказана, следовательно, НДС не может быть предъявлен к вычету в текущем налоговом периоде, а только после принятия на учет. Налоговые органы при проверке могут заметить подобное несоответствие, что послужит причиной доначисления пеней и санкций.

Самое интересное заключается в том, что покупатель не может заставить продавца выставить счет-фактуру надлежащим образом и тем более не может заставить его принять все меры по своевременной доставке счета-фактуры в адрес покупателя. Получение счета-фактуры является головной болью покупателя. Данные выводы можно сделать из действующих норм законодательства.

Пункт 3 статьи 169 НК РФ обязывает продавца составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения. Причем, как видно из текста, счет-фактура составляется в одном экземпляре. Составлять два экземпляра предписывают Правила ведения, которые утверждены Постановлением Правительства. Хотя в подпункте 8 пункта 1 статьи 6 НК РФ говорится, что те нормативные акты, которые изменяют содержание определенных в нем понятий или используют их в отличном от установленного в нем значения, ему не соответствуют.

Таким образом, в соответствии с НК РФ продавец может составить счет-фактуру и учесть его у себя в журнале, отправлять его покупателю Налоговый кодекс почему-то не предписывает, как и не устанавливает сроки для этого. Более того, Налоговый кодекс не обязывает продавца хранить счет-фактуру у себя. Подпункт 8 пункта 1 статьи 23 НК РФ обязывает сохранять в течение четырех лет документы, необходимые для расчета и уплаты налогов, но счет-фактура к таковым у продавца не относится, так как согласно определению счета-фактуры, которое дается в пункте 1 статьи 169 НК РФ, счет-фактура – это документ, служащий основанием для вычета НДС у покупателя. Следовательно, хранение такого рода документов должен осуществлять именно он для подтверждения вычетов в случае налоговой проверки. За отсутствие счетов-фактур, по которым предъявлялся НДС к вычету, налоговые органы может оштрафовать только покупателя по статье 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета.

Следовательно, продавец не несет никакой ответственности за несвоевременное предъявление счета-фактуры покупателю. Для того чтобы затруднений с получением счетов-фактур на практике не возникало, следует предусмотреть в договоре пункт об обязательном составлении счета-фактуры в оговоренный договором срок и санкции за несвоевременное предоставление продавцом, тем самым появляется возможность дисциплинировать продавца.