Памятник героям первой мировой на поклонной горе. Памятник героям первой мировой на поклонной горе Экскурсия памятник героям первой мировой войны

Памятник героям Первой мировой войны - памятник, открытый в Москве на Поклонной горе 1 августа 2014 года в честь столетия Первой мировой войны. Авторы монумента - скульпторы А. Ковальчук, П. Любимов, В. Юсупов, архитекторы М. Корси, С. Шленкина.

Решение об установке в Москве памятника героям Первой мировой войны было принято в апреле 2013 года. Инициатором установки памятника и организатором проведения конкурса являлось Российское военно-историческое общество. Монумент было решено установить на Поклонной горе между Триумфальной аркой и музеем Великой Отечественной войны. Конкурс начался 15 апреля и проходил в несколько этапов. В первом этапе участвовало участвовали 32 конкурсанта. 12 июля стартовал второй этап конкурса, в котором участвовало 15 работ. На сайте конкурса до 16 августа проводилось интернет-голосование, в котором приняло участие около 200 тысяч пользователей. Выставка проектов-финалистов проходила в Центральном музее Великой Отечественной войны. 18 сентября жюри объявило победителя конкурса. Им оказался проект скульптора Андрея Ковальчука. По итогам интернет-головосания этот проект вошел в пятерку лучших, набрав около 6 % голосов. Российское военно-историческое общество проводило сбор пожертвований на сооружение памятника. Ими было собрано 97 миллионов рублей. Ещё 74 миллиона выделили московские власти.

Открытие

1 августа 2014 года состоялась торжественная церемония открытия памятника. Это было одно из главных мероприятий, приуроченных к 100-летию со дня вступления России в Первую мировую войну. В церемонии принял участие президент России Владимир Путин. Среди гостей присутствовали министр обороны Сергей Шойгу, мэр Москвы Сергей Собянин, патриарх Кирилл. На открытии памятника президент выступил с речью. «Ровно век назад Россия была вынуждена вступить в Первую мировую войну. И сегодня мы открываем мемориал её героям - российским солдатам и офицерам. Открываем на Поклонной горе, которая хранит благодарную память о ратной славе русского воинства. Обо всех, кто на разных этапах истории государства российского защищал его независимость, достоинство и свободу», - сказал Владимир Путин.

Описание

По словам скульптора Андрея Ковальчука, памятник состоит «из двух элементов: русского солдата, прошедшего войну, честно выполнившего свой долг и ставшего георгиевским кавалером, и многофигурной композиции, олицетворяющей флаг России». На открытии памятника скульптор рассказал о своей задумке: «Главный солдат - это точно собирательный образ, причем, создавая его, я преднамеренно не стал делать молодого человека, а хотел показать немного глубже, раскрыть эту тему защиты Родины. И вот русский солдат, XX век, это Русско-японская война, Первая Мировая война, Гражданская война и Великая Отечественная война, и вот этот человек фактически мог пройти все эти войны. И вот такие люди - это настоящие герои, герои, которым сегодня отдается дань памяти, потому что, многие годы, многие десятилетия, у нас в стране не было ни одного памятника…

В Москве на Поклонной горе открыт памятник героям Первой мировой войны. В церемонии приняли участие президент Владимир Владимирович Путин, министр обороны Сергей Кужугетович Шойгу, министр культуры Владимир Ростиславович Мединский, патриарх Московский и всея Руси Кирилл, представители других религиозных конфессий, политики, члены военно-исторических клубов, горожане.


Перед памятником маршем прошла рота почётного караула, возле монумента стояли солдаты в форме времён Первой мировой войны.


Владимир Владимирович Путин отметил, что памятник неслучайно занял своё место на Поклонной горе, мемориальном комплексе, посвящённом Великой Отечественной войне. Ведь некоторые ветераны Первой мировой воевали и во Вторую, показывая пример молодым солдатам.


Идея установить памятник в честь 100-летия вступления Российской империи в Первую мировую войну принадлежит Российскому военно-историческому обществу. Конкурс проектов выиграл скульптор Андрей Николаевич Ковальчук.


Монумент состоит из двух частей - это солдат на высоком постаменте, на котором изображён Георгиевский крест. Позади солдата многофигурная композиция: на фоне флага России офицер поднимает солдат в атаку. В группе солдат казак Козьма Крючков — первый награждённым Георгиевским крестом в Первую мировую войну. Рядом сестра милосердия спасает раненого. В образе сестры милосердия можно узнать великую княгиню Елизавету Фёдоровну.


Памятник был создан на народные деньги, свой вклад внесли и меценаты зарубежья. Так, во Франции по инициативе председателя Общества памяти Императорской гвардии князя Александра Александровича Трубецкого состоялся благотворительный концерт-акция «Симфония мира», по итогам которого было собрано €22 тысячи.


В Москве в поддержку возведения памятника прошли благотворительные мероприятия. МХТ имени А.П. Чехова показал спектакль «Белая гвардия» по роману Михаила Булгакова, Большой театр дал оперу «Тоска» Пуччини.


В Московской филармонии состоялись концерты Юрия Башмета, Бориса Березовского и симфонического оркестра «Новая Россия». Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского устроила благотворительный концерт «Героям Первой мировой», в котором приняли участие лауреаты конкурса юных музыкантов «Щелкунчик» и пианистка Екатерина Мечетина.


74 миллиона рублей было выделено из резервного фонда мэра Москвы. Общая стоимость работ по созданию мемориала составила около 180 миллионов рублей.


«Ровно век назад Россия была вынуждена вступить в Первую мировую войну. И сегодня мы открываем мемориал её героям - российским солдатам и офицерам. Открываем на Поклонной горе, которая хранит благодарную память о ратной славе русского воинства. Обо всех, кто на разных этапах истории государства российского защищал его независимость, достоинство и свободу», - сказал Владимир Владимирович Путин на торжественной церемонии открытия памятника.

Памятник героям Первой мировой войны был открыт в Москве в самом значимом месте столицы - на Поклонной горе между музеем Великой Отечественной войны и Триумфальной аркой. Торжество состоялось 1 августа 2014 года в память о столетии начала этой трагедии - Первой мировой войне. Решение об установке такого монумента в Москве по инициативе Российского военно-историческое общества было принято в апреле 2013 года. Авторами стали скульпторы А. Ковальчук, народный художник России, П. Любимов и В. Юсупов, которые на конкурсной основе выиграли право на воплощение своего замысла. Российское военно-историческое общество проводило сбор средств на сооружение памятника.

Мемориал состоит из двух, композиционно и идейно скомпонованных частей-элементов. На высокой круглой колонне в классическом античном стиле стоит отлитый из бронзы русский солдат. Это, по признанию А.Ковальчука, образ собирательный. Солдат немолод - он прошел, возможно, не одну войну. Он честно выполнял свой долг и был храбр, о чем свидетельствуют украшающие грудь героя Георгиевские кресты. У него простое лицо - слегка усталое, с печатью мудрого отношения к пережитым ужасам войны и утратам. Аккуратно свернутая скатка шинели и винтовка-трехлинейка перекинуты через плечо статной фигуры воина. На колонне рельефно выделяется изображение Георгиевского креста, покрытое сусальным золотом.

Вторая часть памятника на невысоком конусообразном постаменте немного позади солдата. Это многофигурная композиция, изображающая флаг России с рельефным гербом и народ. На гранитном неровном уступе воины. Отельно, чуть впереди, на фоне флага фигура офицера с поднятым мечом. Композиционно (поворотом головы и плеч) от обращен к плотной группе вооруженных воинов, идущих в атаку. В этой группе один узнаваемый солдат. Это казак Козьма Крючков, который первым был награждённым Георгиевским крестом в Первую мировую. Далее - уже горельефно в следующем уступе скалы - двухфигурный элемент. Это раненый молодой солдат и поддерживающая его сестра милосердия. Женщина обликом напоминает великую княгиню Елизавету Фёдоровну. Еще дальше, в следующей каменной складке, повторяющей изгиб полотнища флага, изображение батальных сцен становится рельефным.

Памятник предназначен для кругового обзора - он стоит на большом свободном пространстве. Поэтому и с тыльной стороны флага также находится изображение. Это идущая в атаку кавалерия. В стремительной динамике здесь и люди, и животные.

Как подчеркнул в интервью Андрей Ковальчук, раскрыть тему защиты Родины ему хотелось многопланово. Это памятник не только солдату, а скорее всему народу великой державы.

Меня давно уже интересует, почему у нас в России так мало памятников, посвященных Первой мировой войне?

Нет, я прекрасно понимаю, что во времена Советской власти, эта война считалась "империалистической" (что, в общем-то, по сути своей, совершенно верно), гордиться ее результатами тем более не приходилось, особенно если учитывать, что партия большевиков во время самой войны выступала за поражение царской России, а после свержения монархии либералами, выдвинула лозунг "Долой войну!", чрезвычайно популярный как среди уставших от 4-летней бойни фронтовиков, так и среди основной массы населения, измученного войной, в которой Россия воевала не столько за свои, сколько за чужие интересы .

Памятник Русскому экспедиционному корпусу в Париже .

Очень трогательный памятник, не так ли?
Прямо так и вспоминаются сцены "прощания с конем" (см.: фильм "Служили два товарища").
Вот только русский герой с двумя Георгиевскими крестами держит в руке французскую каску. Ну а как же иначе, ведь он Францию защищал...

Хотя, за этот памятник французам нужно сказать спасибо, все-таки пусть даже таким образом вспомнили о своих союзниках, помогавших им не только на своем фронте, но и там, где немцы вполне могли взять Париж уже осенью 1914 года (и если бы не Россия, пожертвовавшая ради спасения Франции двумя своими армиями в Восточной Пруссии, взяли бы!).

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что именно пацифизм (в данном случае, не важно, насколько искренний) большевиков, вкупе с обещанием немедленно решить аграрную проблему в интересах абсолютного большинства населения преимущественно крестьянской страны (в отличие от либералов, провозглашавших лозунги "Войны до победного конца" и "Верности союзническим обязательствам", и откладывающих решение земельного вопроса на послевоенное время) сыграл главную роль в росте их популярности, обеспечившей в итоге практически бескровный захват ими власти.

Но Советской власти нет уже почти 25 лет (если считать от августа 1991 года). Не так давно, в 2014 году во всех российских СМИ широко обсуждались различные аспекты Первой мировой в связи со столетием ее начала. Но где же памятники, посвященные этой войне, в которой Россия сыграла далеко не маловажную роль, неоднократно спасая своих союзников от казалось бы неминуемого поражения?

Может быть все дело в том, что в Первой мировой Россия, начав на стороне в итоге одержавшей победу Антанты, заключив сепаратный мир с главным противником Германией, оказалась среди стран, потерпевших поражение?

Ну и что? Разве в этой (пусть и проигранной) войне России нечем гордиться и некому ставить памятники?

Например, в Будапеште , в непосредственной близости от Будайской крепости (то есть, в самом центре исторической части города!) есть и музей, посвященный Первой мировой войне, и несколько интересных памятников , посвященых ей. Причем, заметьте, это не монументы полководцам.


Как видите, слева - немецкий солдат, а справа - воин австро-венгерской армии. Экспозиция не является временной (в честь сомнительного юбилея начала войны), что видно хотя бы по тому, что скульптуры солдат явно не из пластмассы изготовлены.


Вот ещё:

Судя по характерной каске, немецкий солдат с яростно сжатым кулаком, лицо которого о многом говорит, грозится отомстить врагам за смерть мирного жителя:


Понимаете ли вы, что врагами для него являются солдаты стран Антанты (в том числе и русские, по крайней мере до того момента, когда прекратила существование не только Российская империя, но и Австро-Венгрия с Германией; ведь Брест-Литовский мирный договор Советской России с Германией, заключенный 3 марта 1918 года, военных действий все-равно не остановил).
Но почему-то он (по крайней мере, для меня) врагом все равно не выглядит.
И вот почему.
Не он начинал эту войну, а политики! А вот смерть соотечественника он воспринимает как повод для мести, хотя такие же немецкие солдаты, да и наверняка он тоже, неоднократно убивали мирных жителей стран, против которых шла война. И русские (а также французские, английские, итальянские и т. д.) солдаты имели не меньшее право на месть.

А вот противоположная ситуация: старик-венгр (что видно по национальному костюму и характерным усам) держит на руках раненого (а скорее, убитого) солдата.
Чья пуля его сразила? Русская, английская или французская? Судя по тому, на каких фронтах воевала армия Австро-Венгрии, либо русская, либо итальянская (хотя, может быть, и какой-то румын при отступлении своей армии в 1916 году "удачно" выстрелил?):

Но дело вовсе не в том, от чьей именно пули погиб этот солдат.
Вглядитесь в лицо этого старика. В нем нет ни обвинений, ни ненависти, а только лишь немой вопрос-укор: "Люди, что же вы делаете?".

Вот эта скульптурная композиция полностью:


Почему у нас в России так мало подобных памятников?

Не считать же таковыми позорную мемореальную доску генералу Маннергейму - союзнику Гитлера, установленную в Питере, или памятник предателю - казачьему генералу Краснову в Ростовской области?!
Да, оба они явллись участниками Первой мировой войны, но ведь памятники им установлены не за это, а по совершенно другой причине, имя которой "извращение исторической памяти"!

В списке самых высоких памятников мира Монумент Победы находится на втором месте, после «Монумента Вашингтона». Высота памятника первому президенту США, Джорджу Вашингтону достигает 169 метров, и до постройки Эйфелевой башни (324 м.) он был самым высоким сооружением на Земле.

Примечательно, что окончание строительства двух самых высоких сооружений на планете (до недавнего времени) пришлось на конец 19 века. Американцы возводили монумент чуть более 40 лет и к 1885 году величавый гигант был окончательно достроен. Предприимчивым французам же, на возведение своей главной достопримечательности понадобилось чуть более 2-х лет и уже к весне 1889 г. железная башня-красавица начала приносить баснословную прибыль своим инвесторам.

Нельзя не упомянуть еще об одном гигантском памятнике, который также возводился в это же время. В 1886 году, на острове Свободы примерно в 3 км к юго-западу от южной оконечности острова Манхэттен «загорелся факел» Статуи Свободы, высота которой составляла 93 метра. Примечательно, что каркас и постамент этого памятника был выполнен по проектам блистательного инженера Гюстава Эйфеля.

Само слово монумент пришло к нам из латинского (monumentum «воспоминание; памятник», от гл. monere «напоминать»). Строить памятники или монументы (что по сути одно и то же) в честь какого-нибудь великого человека или значительного события было принято еще с древних времен. Но большая часть памятников или монументов на планете странным образом связано с миром и войной, с жизнью и смертью. Статуя Свободы по замыслу возводилась к столетию американской независимости. Эйфелева башня к столетнему юбилею Великой французской революции.

Кстати, вы знали, что вместо главной французской достопримечательности на Марсовом поле рассматривался проект «гигантской гильотины», которая должна была напоминать о Великой французской революции? Как известно из учебников истории, в годы революции гигантская гильотина была установлена на «площади Согласия», заменив собой статую короля, и под ликование толпы на площади были обезглавлены король Людовик XVI и королева Мария-Антуанетта, позднее - Дантон и Робеспьер…

В России же самым высоким памятником, символизирующий жизнь и смерть, страшные годы войны и безоговорочную победу, доблесть и героизм отцов, дедов, прадедов и всего советского народа, является Монумент Победы на Поклонной горе. Самый высокий монумент в России, вошедший в «книгу рекордов России» был воздвигнут лишь в 1995 году, а не в запланированное послевоенное время…

Памятник и Парк Победы начали проектироваться еще до окончания войны. Но в мирное послевоенное время приоритетной задачей было — восстановление разрушенной страны в самые кратчайшие сроки. К тому же СССР столкнулся с новой угрозой в лице вооруженной ядерным оружием Америки. Кроме этого между двумя державами развернулась острая борьба в космической отрасли. Помимо внешних угроз были проблемы и внутри страны — смерть Сталина, не оставившего преемника и борьба за власть в партии не угасала долгие годы…

Наконец в 1957 году было окончательно определено место для будущего мемориала - Поклонная гора. Почему именно на Поклонной горе?

Веками по Поклонной горе проходил главный путь из Европы в древнюю столицу России. Православные останавливались на этом месте и по традиции «отдавали поклон» храмам и монастырям Москвы. На этом месте М.И. Кутузов решил судьбу города. Здесь Наполеон напрасно дожидался ключей от Москвы. Отсюда в 1941 году по Можайскому шоссе уходили на запад советские войска.

В 1958 году прошел открытый всесоюзный конкурс на лучший проект мемориала, однако его результаты не были воплощены в жизнь. Тем не менее, 23 февраля 1958 г. на Поклонной горе был установлен памятный гранитный знак с надписью:

«Здесь будет сооружен памятник Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

Закладной камень на Поклонной горе. Семейный архив.

В 1961 году вокруг камня с надписью посадили деревья, заложили парк, который назвали именем Победы. Долгие годы парк выполнял свое природное предназначение — здесь москвичи занимались спортом и гуляли с детьми. Только лишь в начале 1980-х были начаты земляные работы, прокладка коммуникаций, дорог. Стройка некоторое время называлась «Ударной комсомольской» — по количеству заявленных добровольцев и студентов.

В современных источниках возведение Мемориала Победы приписывают к заслугам исключительно мэрии Москвы и тогдашнему градоначальнику Ю.Лужкову и крайне редко и не везде упоминается один очень любопытный факт: в 1970-1980-х годах на сооружение монументального памятника от проведенных субботников и личных взносов граждан было собрано 194 млн. рублей. И естественно, такой внушительной суммы не хватило. Проект был заморожен на 10 с лишним лет.

В 1992 году о долгострое заговорили в правительстве Москвы, и спустя 3 года, 9 мая 1995 года — в год 50-летия Великой Победы, Мемориальный комплекс был официально открыт. С тех пор он продолжает свое развитие и самым последним объектом Мемориала стал памятник Героям Первой Мировой Войны, открытый в 2014 году.

Монумент Победы

Монумент Победы на Поклонной горе — самый высокий памятник в России. Источник фото: Википедия

Обелиск первоначально должен был выглядеть как памятник, где на высоком пьедестале поднимались солдаты под победным Красным знаменем с образом Ленина. Но в связи с смертью автора проекта архитектора А.Т.Полянского этот творчески сложный замысел остался лишь на бумаге. Да и со временем образ Ленина перестал олицетворять собой историю победителей. И это не может не радовать. Благо трезвые умы современных архитекторов и скульпторов увековечили победу советского народа , а не вождей и революционных деятелей…

Итак, проект возглавил известный скульптор-монументалист, в то время вице-президент Российской академии художеств Зураб Церетели. Ему и принадлежит авторство главному Монументу Победы.

Высота Обелиска 141,8 метра - по количеству дней войны (1418).

Форма его в виде трёхгранного штыка. Стела «Штык» весом 1000 тонн изготовлена из особо прочной стали и облицована камнем. Была построена в рекордно короткий срок - всего за 9 месяцев!

Большая часть монумента покрыта бронзовыми барельефами, с самыми важными сражениями: Сталинградская и Курская битвы, а также Белорусская операция, и всеми городами, где шли ожесточенные бои вплоть до Берлина.


Барельеф монумента победы. Источник: loveopium.ru

На высоте 104 метра к стеле крепится 25-тонная бронзовая скульптурная группа, в которую входит богиня победы Ника, несущая венец, и два амура, трубящие победу.


Ника с амурами. Обелиск Победы. Автор: Евгений Чесноков

Для поддержания баланса статуи в ее «ногах» поставили специальные противовесы.

Статуя богини Ники увеличивала неустойчивость монумента, его парусность, поэтому при сооружении фундамента также потребовалось залить дополнительно около 2000 кубометров бетона. Для обслуживания стелы был установлен лифт (его заказали в Швеции), который поднимается на 87 метров.

Внутри холма, на котором стоит Монумент, находятся служебные помещения, в которых оборудована станция мониторинга состояния сооружения, диспетчерские, оборудование для освещения и вентиляции, сигнальные устройства и т. д.

У подножия обелиска расположена статуя Георгию Победоносцу — защитника Москвы, поражающий своим копьем змею, являющуюся символом зла. В данном случае — фашизм.

Георгий Победоносец Парк Победы.