Подготовка к проведению научного исследования. Этапы научного исследования: характеристика основных мероприятий С чего начинается любое исследование

Мне очень нравится следующий отрывок из «Йоги Васиштхи», как модель для начала исследования.

Однажды царь пришел в главный зал дворца и сел на трон. После того, как все ему доложились, в зал вошел уличный жонглер и поприветствовал царя. Он сказал царю: «Я покажу тебе что-то совершенно замечательное!» Он взмахнул пучком павлиньих перьев, и в зал вошел конюший с совершенно замечательным конем в поводу. Он поклонился царю и попросил принять коня в подарок. Уличный жонглер начал упрашивать царя оседлать коня и объехать мир.
Царь увидел коня, закрыл глаза и стал неподвижным. Все в зале замолчали. В зале воцарилась полная тишина, никто не осмеливался нарушить покой царя.
Через некоторое время царь открыл глаза и задрожал как будто от страха. Он почти свалился со своего трона, но его министры не дали ему упасть. Удивленный их видом, царь спросил: «Кто вы такие и что со мной делаете?» Испуганные министры сказали ему: «О Великий, ты могучий и мудрый царь, но что-то с тобой случилось. Что с твоей головой? Только те, кто привязан к мелким объектам этого мира и фальшивыми отношениями к жене, детям и т. д., легко теряют разум, но не такие приверженные высшим идеалам, как ты. Более того, только безумцы подвергаются наговорам, заклинаниям и ядам, а вовсе не те, у кого развит мощный ум».
Услышав это, царь несколько расправил плечи и поднял голову, но при виде жонглера снова задрожал и спросил его: «О волшебник, что ты со мной сделал? Ты распустил надо мной сеть иллюзий. Даже мудрейшие побеждаются волшебством Майи, обмана. Я, в этом же теле, за короткое мгновение пережил замечательные галлюцинации». Повернувшись к залу, царь описал свои ощущения за последний час:
«Как только я увидел, как этот жонглер взмахнул пучком павлиньих перьев, я вскочил на коня, стоящего передо мной и мое сознание несколько помутилось. Потом я поехал в охотничью экспедицию. Конь привез меня в сухую пустыню, где ничего не росло, ничего не жило, где не было воды и вообще было очень холодно. Мне стало ужасно печально. Я провел там целый день. Потом на коне я снова пересек эту пустыню и попал в другую, менее ужасную. Я заснул под деревом, а мой конь убежал, а потом зашло солнце. Я спрятался в кустах. Ночь длилась дольше века.
Наступил день, поднялось солнце. Чуть позже я увидел очень темнокожую девушку в черных одеждах, которая несла блюдо с едой. Я подошел к ней и попросил есть - я был очень голоден. Она прошла мимо без ответа, и я пошел за ней. В конце концов она сказала: «Я тебе дам поесть, если ты на мне женишься». Я согласился - выживание было тогда превыше всего. Она дала мне поесть и потом представила меня своему отцу, который был еще более ужасен видом. В скором времени мы втроем прибыли в их деревню, полную крови и мяса. Всем меня представляли как мужа этой девушки, и все меня уважали. Они развлекали меня чудовищными историями, от которых у меня все переворачивалось внутри. В дьявольской церемонии, нас с девушкой поженили».
Царь продолжил:
«Скоро меня приняли в члены этого примитивного племени. Моя жена родила дочь, что сделало меня еще более несчастным. За ней последовали еще трое младенцев. Я стал семейным человеком в племени. Я провел среди них много лет, страдая агониями семейного человека с женой и детьми, которых надо кормить и защищать. Я рубил дрова и ночью часто спал на земле под деревом. Когда погода стала холодной, я прятался в кустах, чтобы не продувал ветер. Питался я в основном свининой.
Время шло, и я старел. Я начал торговать мясом. Я приносил мясо в деревни в горах Виндхья и продавал там лучшую часть, а что не продавалось, я резал на кусочки и сушил в грязном месте. Когда я был голоден, мне часто приходилось драться с другими членами племени за мясо. Мое тело стало черным, как смоль.
Живя в грехе, мой разум тоже стал склоняться в сторону греха. Хорошие мысли и чувства ушли. Мое сердце перестало сочувствовать, сопереживание сошло с него, как старая кожа со змеи. Сетями, силками и капканами я вызывал страдания зверей и птиц.
Я на собственной шкуре чувствовал все изменения погоды, нося только набедренную повязку. Так я провел семь лет. Связанный цепями дурных наклонностей, я становился берсерком от злости, грязно ругался, рыдал когда не везло, и ел гнилое мясо. Я очень долго жил в этом месте. Меня несло как сухой лист по ветру, как будто единственной целью моей жизни было, что бы поесть.
Потом случилась засуха. Воздух стал таким горячим, что казалось от него сыпятся искры. Лес сгорел, от него остались одни уголья и пепел. Люди начали умирать от голода. Они шли за миражами в надежде найти воду. Они принимали камни за мясо и грызли их.
Некоторые начали есть трупы. Некоторые даже грызли собственные пальцы, измазанные кровью мертвых тел. Таков был ужасный голод.
То, что раньше было цветущим лесом, стало походить на огромный крематорий. То, что раньше было приятными рощами, было наполнено предсмертными криками.
Царь продолжил:
Из-за голода многие люди ушли с насиженных мест куда глядели глаза. Другие, слишком привязанные к женам и детям, которые не могли идти, погибли. Многие другие были сожраны дикими зверями.
Я тоже решил уйти оттуда, взяв с собой жену и детей. Уйдя далеко, я остановился в тени большого дерева, спустил с плеч детей и забылся на некоторое время.
Самый младший из моих детей был мал и невинен, а потому я любил его более остальных. Со слезами на глазах, он требовал еды. Хотя я сказал ему, что мяса нет, он по-детски настаивал, не в силах терпеть муки голода. Я сказал ему в изнеможении: «Ладно, ешь меня!», и он ответил без раздумия: «Дай мне».
Меня растрогала привязанность и жалость. Я видел, что ребенок не может далее терпеть. Я решил покончить с собой, чтобы прекратить страдания. Я развел погребальный огонь и как только я вошел в этот огонь, я вздрогнул - и увидел себя в этом зале и вас вокруг меня».
(Как только царь договорил, уличный жонглер пропал). Министры сказали:
О великий, этот человек не может быть просто уличным фокусником, ведь он не хотел ни денег, ни награды. Скорее всего, какое-то божественное создание хотело показать тебе и всем нам силу космической иллюзии. Изо всего этого понятно, что вид этого мира - ничего кроме игры разума, а сам разум - ничто иное, как игра величайшего бесконечного сознания. Это сознание способно обмануть даже мудреца. Где всезнающий царь и где этот сумасшедший обман? Конечно, это не фокус жонглера - жонглер выступает за деньги. На самом деле это сила иллюзии. Поэтому жонглер и пропал без требования награды.

Есть ли царь в том мире, в котором он оказался из-за гипноза жонглёра?
- И да и нет. Царь одномоментно присутствует и у себя во дворце и в пустыне. Причём в пустыне царь присутсвует в виде своей копии.
Что собой представляет тело царя во дворце?
- Неизвестно.
Что собой представляет тело царя, который оказался в пустыне?
- Копию того тела, которое осталось сидящим во дворце.
Итак, КТО проводит исследование?
- Царь.
Какой царь? Как настоящий, сидящий во дворце, или как копия в пустыне?
- Как царь, сидящий во дворце. Копия не может проводить исследование. Она только лишь ВИДИМОСТЬ.
Каким образом царь, сидящий во дворце может проводить исследование, находясь в пустыне?
- Он не может это сделать, находясь в пустыне. Но может, если осознает себя, сидящим во дворце.
Почему же он тогда не оказывается сразу же во дворце, а продолжает находиться в пустыне?
- Копия должна исчезнуть, прежде, чем царь очнётся во дворце.

Понятие об исследовательском процессе

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЦЕССА

Под исследовательским процессом понимается один из видов деятельности, отличающийся от других видов тем, что:

Содержит творческую часть, которую можно назвать мысленным экспериментом с воображаемыми объектами;

Он устремлен на выяснение существенных характеристик явлений процессов, в итоге выступающих как важные обобщения в форме принципов, закономерностей и законов, знание которых обеспечивает господство человека в соответствующей области;

Исследователь не имеет каких-либо алгоритмических предписаний успеха, нельзя также найти решение проблемы в литературе или выяснить это решение у своих коллег по науке;

Исследователь поставлен в положение, когда он оказывается перед лицом сложности научной проблемы, испытывает объективную недостаточность информации, очевидную неопределенность направления поиска.

Конечно, в творческом процессе возможны всякого рода отклонения. Они возникают под влиянием особенностей предшествующего опыта работы, ассоциативных связей, обусловленных научной средой, состоянием разработанности проблемы.

Главная задача исследователя - выявить причины явлений, законы, ими управляющие. Поэтому и основной разновидностью гипотезы является предположение о причине, об условиях, о законе возникновения, существования, развития изучаемых явлений.

Структурные компоненты исследовательского процесса (предполагающего экспериментальную часть) в оптимальном варианте выстраивается следующим образом.

1-й этап. Изучение состояния проблемы, разработка программы изыскания, выбор методов исследования. На этом этапе устанавливается уровень её разработанности и перспективность. Для этого анализируются результаты ранее проведенных исследований по выбранной теме, которые были выполнены другими и самим исследователем. Выявляются противоречия, нерешенные проблемы, обосновывается актуальность темы изыскания, определяются объект и предмет исследования, составляется стратегический план исследования (вычленяются этапы и задачи на каждом из них), выбирается система методов исследования, составляется набросок основных процедур сбора и анализа первичных данных.. Главный вопрос первого этапа научной работы - проблемный аспект темы, без чего нельзя переходить к следующему этапу научной работы. Качество сформулированного проблемного аспекта избранной темы предопределит в значительной мере конечные результаты исследования.

2-й этап. Формулировка целей исследования. Цель - один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результаты деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и цели; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия.



Цели исследования выступают как достижение неких новых состояний в каком-либо звене исследовательского процесса или как качественно новое состояние - результат преодоления противоречия между должным и сущим.

Помимо формулировки общей цели формулируются частные, промежуточные. Промежуточные цели могут выступать и как препятствия, которые должны быть устранены и как желанная иерархия работ (общих или индивидуальных).

Цели исследования должны конкретно формулироваться и находить свое выражение в описании того прогнозирующего состояния, в котором желательно видеть объект исследования в соответствии с социальным заказом.

Цель исследования есть всегда описание проектируемого нормативного результата, вписанного в контекст связей более общей системы.

Разработка иерархии целей завершается построением сетевого графика (или цепи целей), в котором выделяется критический путь, оптимизирующий последовательность выполнения научно-исследовательской работы и всевозможных работ для достижения конечной цели.

Цель рождается из конкретных потребностей данного научного учреждения (например, школа, лаборатория и др.). Определение цели и задач исследования сразу проясняет сущность диссертации (научного изыскания). По мнению специалистов нужно стремиться к более четкой и конкретной формулировке цели, как-то:

Определить педагогические условия воспитания интеллектуальных мотивов педагога к выявлению приемов эволюционно-интеллектуального стимулирования познавательной активностью обучающихся;

Изучить средства формирования творческого отношения обучающихся к усвоению профессиональных знаний;

Разработать условия, обеспечивающие осознанный выбор обучающимися специальности в многоуровневой системе высшего педагогического образования;

Изучить педагогические условия формирования у обучающихся педвуза эмпатической культуры как составной части их педагогического мастерства.

Исследователь должен много поработать над формулировкой цели изыскания, добиваясь, чтобы она звучала четко и красиво, а главное - действительно отражала цель, которую он поставил перед собой.

3-й этап. Формулировка гипотезы исследования (предположения, которые должны получить подтверждение в изыскании). При разработке гипотезы исследователь должен иметь в виду основные функции научной теории. В качестве проекта гипотезы должна выполнять соответствующие функции в границах предмета исследования - описательную, объяснительную, прогностическую. Удовлетворяя этим требованиям, гипотеза описывает композицию предмета исследования как проявления качества единства целого. Гипотеза прогнозирует конечные результаты преобразования и долговременность их существования.

Исследовательская практика показывает, что в творческом процессе формирования гипотезы определенную роль играет отдельный факт, психологическое состояние исследователя. Здесь особенно ярко проявляется роль аналогий, уровень развития ассоциативного мышления научного работника.

В практике существуют другие конструктивные способы построения гипотез. Например, создание множества вероятных «траекторий» движения объекта исследования, в результате чего последний приобретает качества, запланированные экспериментатором, если из всех возможных «траекторий» выяснена и реализована наилучшая.

4-й этап. Постановка задач, вытекающих из гипотезы исследования. Гипотетически представленные внутренние механизмы функционирования исследуемого явления, процесса, предположительно описанные существенные его характеристики соотносятся с целями исследования, т.е. конечными проектируемыми результатами. Это соотнесение позволяет перейти к формулировке задач исследования. Такая теоретическая работа направлена на выработку формы и содержания конкретных поисков заданий, устремленных на оптимизацию варьирование условий (внешних и внутренних, существующих и экспериментально приносимых), в результате которых гипотетическая причинно-следственная связь приобретает все черты объективной закономерности.

В процессе формулировки исследовательских задач, как правило, возникает необходимость в проведении эксперимента. В педагогическом исследовании используют следующие виды экспериментов: констатирующий, формирующий и контролирующий.

Констатирующий эксперимент проводится с целью установления фактического исходного состояния перед основным формирующим. Проведение констатирующего эксперимента позволяет довести разработку исследовательских задач до высокой степени определенности и конкретности. Констатирующий эксперимент не формирует каких-либо новых, заданных качеств у объекта. Его задача состоит: в объективном исследовании и установлении наличных существенных количественных и качественных характеристик, в установлении законов функционирования процесса в исходном состоянии, в причинном объяснении этого состояния. Именно такого рода знания являются отправным обоснованием для формулировки целей и задач исследования.

Детально же перечислить все стоящие задачи перед исследователем можно в начале каждой из глав диссертации, там, где это потребуется.

После постановки цели и задач диссертант должен отчетливо представлять себе границы своего исследования, как в ширину, так и в глубину и знать, что входит, а что не входит в то исследование, которое ему предстоит выполнить.

5-й этап. Подготовка и организация эксперимента. Новый этап движения научного поиска наступает после формулирования исследовательских задач. Для этого должен быть представлен полный перечень существенных условий, как поддающихся регулированию, так и допускающих хотя бы стабилизацию.

Программа экспериментального исследования (т.е. перечень работ на весь собственно экспериментальный период), методика эксперимента и техника регистрации текущих событий экспериментального процесса осуществления прямыми и косвенными наблюдениями, проведением бесед, анкетированием, изучением всевозможной документации и материальных свидетельств.

Основные качества исследуемых методик, которых надлежит добиваться при планировании эксперимента, состоят в том, чтобы обеспечить с их помощью репрезентативность, валидность, эксперимента, его достаточную разрешающую способность для разделения фактического материала по типическим группам или различения ступеней интенсивности изучаемого качества, функционирования процесса.

6-й этап. Проведение эксперимента и сбор фактических данных. Организация и проведение эксперимента начинается с испытательной проверки экспериментальной документации: исследовательских методик, вопросников, анкет, программ бесед, таблиц или матриц для регистрации и накопления данных. Назначение такой проверки - внести возможные уточнения, изменения в документацию, отсечь излишества по сбору фактических данных, которые впоследствии окажутся обременительными, отнимающими время и отвлекающие внимание от центральных вопросов проблемы.

Экспериментальный процесс - наиболее трудоемкая, напряженная, динамичная часть научного исследования, остановить который невозможно, эксперимент не допускает каких-либо незапланированных пауз. В процессе эксперимента исследователь обязан:

Непрерывно поддерживать условия, обеспечивающие неизменность темпа и ритма протекания эксперимента, сходство и различие экспериментальных и контрольных групп;

Варьировать и дозировать управляемые условия и интенсивность факторов, оказывающих направленное влияние на конечные результаты, подлежащие сопоставлению;

Систематически оценивать, измерять, классифицировать и регистрировать частоту и интенсивность текущих событий экспериментального процесса, включая такие его моменты, когда объект исследования приобретает устойчивые запланированные характеристики;

Параллельно эксперименту вести систематическую первичную обработку фактического материала с тем, чтобы сохранить его свежесть и достоверность деталей, не допустить наслоения на него последующих впечатлений и интерпретаций.

Процесс эксперимента сопровождается качественной и количественной обработкой данных. Качественная предполагает: а) получение показателей, по которым можно судить о конкретных особенностях процесса или отдельного обучающегося, группы; получение предварительных показателей, которые дальше подвергнутся количественной обработке. Количественная обработка включает методы математической статистики: альтернативный, корреляционный, дисперсионный, факторный, таксономический анализ и др.

7-й этап. Систематизация результатов, их интерпретация и изложение. На основе полученных данных начинается воссоздание целостного представления об исследуемом объекте, но уже с точки зрения сущностных отношений. Фактический материал подвергается квалификации по разным основаниям, формируются статистические последовательности, полигоны распределения, обнаруживаются тенденции развития стабильности, скачков в формировании качества объекта экспериментального воздействия и исследования. Индуктивные и дедуктивные обобщения фактического материала строятся в соответствии с требованиями репрезентативности, валидности и релевантности. На основе объективно познанных закономерностей проводятся:

Ретроспективная ревизия выдвинутой гипотезы с целью перевода её в ранг теории, в той её части, в которой она оказалась состоятельной;

Формулирование общих и частных следствий в этой теории, допускающих контрольную её проверку и воспроизведение экспериментального эффекта в иное время и в иное место другими исследователями, но при строгом соблюдении ими условий эксперимента;

Оценка адекватности методов исследования и исходных теоретических концепций с целью приращения и совершенствования методологического знания и включения его в общую систему методологии науки;

Разработка прикладной теории, адресуемой каким-либо категориям потребителей или уровням практики. Рекомендации должны разрабатываться исключительно в такой форме, в которой их в состоянии потребить практика.

Придерживаясь данных рекомендаций, исследователь получает своего рода нормативные методологические ориентиры организации изыскательской деятельности. Последовательное исполнение перечня работ, когда каждая из предшествующих процедур логически обеспечивает исполнение последующей, формирует окончательный результат, который в этом случае будет иметь больше шансов отличаться полнотой доказательности и прикладными качествами.

Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьях, монографиях, учебниках, диссертациях и др.) и лишь затем, после их всесторонней оценки используются в практике, учитываются в процессе практического познания и в снятом, обобщенном виде включаются в руководящие документы.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте характеристику исследовательского процесса.

2. Назовите основные этапы исследования и дайте их краткую характеристику.

3. Как воплощаются результаты исследовательского процесса?

С чего начинается политологическое исследование? Первым шагом политологического исследования является выбор проблемы исследования. Определив характер проблем, с которыми мы хотим иметь дело, и характер результатов, которых мы хотим достичь, необходимо затем более конкретно сформулировать задачу исследования.

После того как определена интересующая тема исследования, необходимо тщательно проанализировать различные элементы, или компоненты, этой темы и выявить те из них, которые могут иметь значение для нашего исследования. Для установления основных факторов поведения необходимо использовать умение наблюдать и делать выводы, а также анализировать проведенные ранее исследования по сходной тематике, как собственные, так и выполненные другими исследователями.

Получив в распоряжение одну или несколько исследовательских проблем и теорию, которой следует руководствоваться в процессе поиска ответов, можно перейти к следующему этапу - эта пу операционализации. Под операционализацией понимается преобразование, или переформулировка, относительно абстрактных теоретических понятий в конкретные понятия. Операционализа- ция предполагает переход от концептуального уровня (обдумывания проблемы) к операциональному (разработке путей ее решения). В ходе этого процесса сужаются используемые понятия и исчезают оттенки значения, рассуждения становятся более точными и существенно возрастают возможности изложить полученные результаты ясно и недвусмысленно.

Выбрав проблему и сформулировав задачу исследования, нужно разработать стратегию исследования. Во-первых, следует выбрать метод или сочетание методов, которые позволили бы задать те конкретные вопросы, которые интересуют, и сделать это необходимо в соответствии с процедурой операционализации. Приемлемость того или иного метода исследования в значительной степени определяется тем, какую именно проблему мы взялись изучать. Во-вторых, в процессе исследования возникает необходимость обратиться к реальной действительности и определить возможность реализации избранного метода или приема в тех конкретных условиях, с которыми предстоит иметь дело.

Итак, проблема исследования определена. Теперь пора строить теории. Построение теории помогает определить, правильно ли понимание проблемы. Именно поэтому создание теории является первым шагом исследовательского процесса. Неподходящая теория может привести к тому, что затраченный труд окажется бесполезным для решения заинтересовавшей проблемы.

Вне зависимости от того, располагаем мы или нет вначале какой-либо теорией, в ходе исследования могут быть получены одни и те же факты. Однако продвинуться в понимании проблемы помогут лишь факты, которые будут связаны друг с другом посредством теории. Теории помогают объяснять, почему факты должны быть связаны так, а не иначе, и дают возможность интерпретировать факты в определенных рамках и установить связи между ними.

К теории не следует относиться как к чему-то завершенному. Ее следует рассматривать в качестве инструмента, время от времени требующего пересмотра и постоянного совершенствования. Проверка теории занимает центральное место в процессе исследования. В ходе проверки теории нужно перейти от того, что наблюдалось при разработке теории, к тому, чего не наблюдалось, для того чтобы выяснить, дает ли теория верное отражение реальной картины. Предположим, например, что мы хотим построить теорию, объясняющую поведение на выборах. Из предшествующих исследований на эту тему известно, что высшее образование по ложительно связано с участием в выборах. Чем дольше человек учился, тем выше вероятность такого участия. Основываясь на этом наблюдении, мы включаем в нашу теорию предположение, утверждающее, что более высокий уровень образования способствует более высокой вероятности участия в голосовании. Мы знаем, что в России эти факторы взаимосвязаны, а как обстоит дело в других странах?

Из предположения, что образование повышает вероятность участия в голосовании, можно сделать вывод, что человек с высшим образованием скорее примет участие в голосовании, чем тот, кто имеет лишь среднее образование.

Это предположение можно проверить, сравнив российские данные с данными других стран. Если данные разных стран согласуются с выдвинутым предположением, то можно сделать вывод, что теория адекватно отражает поведение людей. Однако можно обрести большую или меньшую уверенность в применимости теории, сравнив выводимые из нее предположения со своими наблюдениями. Правильнее сказать, что мы приобретаем уверенность в полезности теории по мере того, как накапливаются наблюдения, согласующиеся с выводимыми из нее ожиданиями, или гипотезами. Гипотеза представляет собой декларативные предположения о том, как обстоят дела в действительности. Она сообщает о том, что мы ожидаем увидеть в результате правильно организованных наблюдений за событиями, происходящими в реальном мире.

Таким образом, научное исследование есть метод проверки теорий и гипотез путем применения некоторых правил анализа к данным, полученным в результате наблюдений и интерпретаций этих наблюдений в строго заданных условиях. Исследование начинается с теории и заканчивается, как правило, созданием теории, но более высокого научного уровня, возникшей в процессе исследования.

Прежде чем предпринять любое серьезное исследование, следует составить его программу, которая не только в точности описывает, что и как следует делать, но и объясняет, почему нужно совершать каждый данный шаг и почему его нужно совершать так, а не иначе. Некоторые исследовательские проекты являются поисковыми. Они предназначены для того, чтобы поближе познакомиться с явлениями, которые предстоит исследовать, дать возможность более точно сформулировать проблемы и, быть может, построить гипотезы. Такие исследования могут играть важную роль, когда изучаются новые явления или явления, которые ранее не изучались.

Некоторые проекты включают описательные исследования. Последние предназначены для того, чтобы дать точное представление о некоторых явлениях, позволяющее лучше сформулировать проблемы и гипотезы. Исследование, проверяющее гипотезы, может быть названо объяснительным исследованием. Такое исследование проводят тогда, когда уже достаточно известно о явлении, чтобы начать искать объяснение того, почему данное явление такое, какое оно есть.

Вне зависимости от конкретной цели исследования программа исследования должна включать следующие основные элементы. 1)

изложение цели исследования; 2)

изложение гипотезы, подлежащей проверке (если таковая имеется); 3)

детальное описание организации и проведения наблюдений; 4)

обобщающее обсуждение будущего анализа собранных данных.

Объекты исследования для различных практических целей могут быть столь же многочисленны. В связи с этим возникает вопрос: что такое репрезентативная выборка? Репрезентативная выборка - это та, в которой все основные признаки совокупности, из которой извлечена данная выборка, представлены приблизительно в той же пропорции или с той же частотой, с которой данный признак выступает в этой совокупности Формируя выборку, необходимо очень внимательно следить за тем, чтобы не только отобрать из данной совокупности достаточное количество объектов, но и взять такую группу, которая, как представляется, будет действительно репрезентативной с точки зрения распределения характеристик внутри данной совокупности. Чтобы ни было объектом исследования - события, политические заявления, подборки новостей, политические организации, общественное мнение или любые другие интересующие вопросы, важно понимать определяющую роль процесса отбора и его влияние на значимость и полезность исследования.

Еще по теме ПОДГОТОВКА ИССЛЕДОВАНИЯ:

  1. 4. ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПИСЬМА
  2. Приложение 8 МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ. «ОБРАЗОВАНИЕ В ЯПОНИИ: ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ» (Травин В. В., Дятлов В. А.)
  3. А. А. Судник ГЕНДЕРНЫЙ ФАКТОР В ПОЛИТИЧЕСКОМ ЛИДЕРСТВЕ (РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) Общая характеристика исследования

Экспериментально-практическое исследование проводилось среди воспитанников Биробиджанской воспитательной колонии на протяжении 2003-2004г. В нем участвовали подростки, средний возраст которых составил 15 лет. Испытуемые были разделены на 2 группы. Группа «А» представлена воспитанниками, совершившими преступления по статьям УК РФ легкой и средней тяжести в количестве 15 человек, в группу «Б» вошли подростки, совершившие тяжкие преступления - 15 человек.

Цель экспериментального исследования заключалась в определении влияния самооценки на социальную дезадаптацию подростков.

Экспериментальное исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

На констатирующем этапе исследования с подростками был проведен ряд методик, с целью выявления уровня тревожности, самооценки, а также уровня социальной дезадаптации.

На формирующем этапе с воспитанниками были проведены мероприятия, цель которых состояла в формировании адекватной самооценки и общей ресоциализации подростков.

На контрольном этапе исследования были подведены итоги экспериментального исследования.

Для достижения цели исследования были выбраны критерии оценки: уровень тревожности, социальная дезадаптация, уровень самооценки.

Согласно заявленных критериев на констатирующем этапе были использованы следующие методики.

Методика № 1 (САН - в интерпретации Л.Д.Столяренко)

Цель: Выявление уровня дезадаптации путем оперативной оценки самочувствия, активности и настроения

Воспитанникам был представлен опросник, который состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым необходимо оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния (см. Приложение 1).

Сводные результаты по данной методике представлены в таблице 2.1.1.

Таблица 2.1.1.

Уровень дезадаптации подростков (констатирующий этап)

Группа «А»

Группа «Б»

№ испытуемого

Средний балл

№ испытуемого

Средний бал

1. Владислав М.

2. Алексей П.

Андрей В.

3. Михаил О.

Алексей М.

4. Борис Г.

Владимир Р.

5. Роман М.

Сергей Ж.

6. Василий И.

7. Леонид А.

Николай С.

8. Сергей Д.

9. Николай Н.

Виктор Е.

10. Алексей З.

Алексей О.

11. Дмитрий Н.

Вячеслав З.

12. Сергей П.

Михаил Ц.

13. Слава Р.

Александр В.

14. Арсен Г.

Сергей А.

15. Анатолий В.

Дмитрий П.

Анализ полученных данных свидетельствует о явной тенденции к дезадаптации воспитанников. Средний бал, у большинства подростков ниже 4, что по данным Л.Д.Столяренко говорит об эмоциональной нестабильности, ведущей к социальной дезадптации.

Трое подростков из группы «А», в которую были включены воспитанники, отбывающие наказание за преступления легкой и средней тяжести показали средний балл в пределах 4, что характеризует их самочувствие как в целом благоприятное. Из группы «Б» (подростки, совершившие тяжкие преступления) 5 воспитанников находятся на данном уровне.

На рисунке 2.1.1. показаны процентные отношения по результатам диагностики.

Группа «А» Группа «Б»

Рис. 2.1.1. Уровень дезадаптации (констатирующий этап)

Что характерно, никто из воспитанников не набрал 5 баллов, а по мнению Л.Д.Столяренко именно в диапазоне 5- 5,5 балов должны лежать результаты которые свидетельствуют о нормальном самочувствии, здоровой активности испытуемого по методике САН.

20% подростков из группы «А» вполне благополучны, средние результаты, показанные ими нельзя отнести к явной дезадаптации, то же самое можно сказать о подростках из группы «Б», показавших вполне благоприятные результаты (33%). 80% подростков из группы «А» и 67% из группы «Б» явно находятся в состоянии дезадаптации.

Окончательные выводы из полученных результатов делать рано, однако можно предположить, что дезадаптация подростков обусловлена средой их нахождения на момент совершения преступления, то есть ее влиянием на поведение подростков.

В связи с этим необходимо провести дополнительное исследование с целью уточнения поученных данных. Для этого проведена методика на выявление уровня тревожности испытуемых (Приложение 2).

Результаты тестирования занесены в таблицу № 2.1.2.

Таблица 2.1.2.

Уровни тревожности по Спилбергеру

Группа «А»

Группа «Б»

№ испытуемого

Личностная тревожность

Ситуативная

№ испытуемого

Личностная тревожность

Ситуативная

1. Владислав М.

2. Алексей П.

Андрей В.

3. Михаил О.

Алексей М.

4. Борис Г.

Владимир Р.

5. Роман М.

Сергей Ж.

6. Василий И.

7. Леонид А.

Николай С.

8. Сергей Д.

9. Николай Н.

Виктор Е.

10. Алексей З.

Алексей О.

11. Дмитрий Н.

Вячеслав З.

12. Сергей П.

Михаил Ц.

13. Слава Р.

Александр В.

14. Арсен Г.

Сергей А.

15. Анатолий В.

Дмитрий П.

Данные представленные выше свидетельствуют, что большинство обследованных подростков из групп «А» и «Б» проявляют довольно высокую тревожность. Это относится, как к проявлениям личностной тревожности, так и ситуативной. Группа «А» характеризуется наличием у 33% испытуемых - очень высокого уровня ситуативной тревожности, у 33% - высокий уровень тревожности. Средний уровень отмечен у 27% подростков из группы воспитанников, отбывающих наказание за преступления, легкой и средней тяжести (в основном кражи ст. 158 УК РФ). Низкого уровня ситуационной тревожности у данной группы выявлено не было, однако 7% подростков показали очень низкий уровень.

Данные по личностной тревожности в группе «А» подтверждают результаты исследования по шкале ситуативной тревожности, за исключением некоторых отличий (см. рис. 2.1.2.).

Рис. 2.1.2. Процентные отношения по методике Спилбергера (группа подростков отбывающих наказание за совершение преступлений легкой и средней тяжести (Группа «А»)

Личностная тревожность этих подростков, как устойчивая черта личности выглядит очень неблагоприятно. 60% воспитанников группы «А» показали очень высокий уровень личностной тревожности. Что касается низкого уровня и очень низкого, здесь также наблюдается некоторые расхождения с уровнем ситуативной тревожности - 13% показали низкий уровень, 7% - очень низкий.

Результаты, показанные группой «Б», то есть подростками, которые отбывают наказание в воспитательной колонии за преступления, относимые уголовным законодательством к тяжким (убийство, изнасилование), так же демонстрируют наличие высокого уровня ситуативной и личностной тревожности. На рисунке 2.1.3. наглядно показано процентное соотношение по двум видам тревожности.

Здесь видно, что ситуативная тревожность в группе «Б», более ярко выражена по сравнению с личностной тревожностью, если очень высокий уровень ситуативной тревожности показали 60% воспитанников, то очень высокий уровень личностной тревожности выявлен у 34% подростков.

Ситуативная тревожность Личностная тревожность

Рис. 2.1.3. Результаты группы «Б» по методике Спилбергера

Таким образом, можно сделать вывод, что подростки, совершившие более тяжкие преступления, находятся на более высоком уровне ситуативной тревожности, личностная же тревожность, выявленная в двух группах подтверждает, что психическое состояние большинства воспитанников характеризуется наличием отклонений в поведении испытуемых.

Следующая методика была проведена с целью выявления уровня самооценки у воспитанников БВК.

Диагностика уровня самооценки проводилась также в группах (отдельно «А» и «Б») с помощью методики Л.Д.Столяренко (см. Приложение 3).

После выполнения ипытуемыми задания, была произведена обработка результатов.

Результаты были подсчитаны по формуле

Дi = (Ri1 - Ri2),

где Ri1 (номер) -- ранг 1-го качества в 1-м столбике; Ri2 -- ранг 1-го качества во 2-м столбике; Д -- разность рангов 1-го качества в столбцах. Возводим Д в квадрат. Затем полученные (Дi2 , в квадрате) и находим коэффициент ранговой корреляции:

где, Rs - коэффициент ранговой корреляции по Спирмену;

di - разница между рангами показателей одних и тех же испытуемых в упорядоченных рядах;

n - число испытуемых или цифровых данных (рангов) в коррелируемых рядах.

Укажем полный расчет по одному из испытуемых (Николай Н.):

Таблица 2.1.3.

Уровень самооценки (контрольный этап)

R i 1

R i 2

Добросовестность

Самостоятельность

Самостоятельность

Добросовестность

Правдивость

Правдивость

Аккуратность

Принципиальность

Скромность

Гордость

Принципиальность

Общительность

Гордость

Скромность

Настойчивость

Зазнайство

Жизнерадостность

Подозрительность

Равнодушие

Общительность

Жизнерадостность

Зазнайство

Трусость

Трусость

Равнодушие

Подозрительность

Аккуратность

Жадность

Настойчивость

Нахальство

Нахальство

Жадность

(1-3)2+(2-2)2+(3-1)2+(4-14)2+(5-5)2+(6-8)2+(7-10)2+(8-19)2+(9-4)2+(10-7)2+(11-15)2+(12-17)2+(13-9)2+(14-12)2+(15-16)2+(16-13)2+(17-6)2+(18-11)2+(19-20)2+(20-18)2 = 522;

R = 6*522 = 3132/ (203-20) = 0,392,

1-0,392 = 0,607519

Таким образом, уровень самооценки (корреляция) данного испытуемого составил 0,6, и если сравнить с психодиагностической шкалой (Приложение 4), то самооценка находится на уровне выше среднего.

В таблице 2.1.4. представлены обобщенные результаты по всей выборке испытуемых (группы «А» и «Б»).

Таблица 2.1.4.

Характеристика самооценки воспитанников (констатирующий этап)

Изучение самооценки подростков свидетельствует о наличии различного уровня оценивания себя испытуемыми. Из таблицы 2.1.4. видно, что в группе «А» присутствует как неадекватно низкий уровень самооценки, так и неадекватно высокий. Подростков показавших промежуточные результаты, так же можно сопоставить как с заниженной самооценкой, так и завышенной. Лишь четверо воспитанников продемонстрировали самооценку, которую можно охарактеризовать как адекватную.

Результаты группы «Б» в общих чертах повторяют данные первой группы.

На рисунке 2.1.4. даны процентные отношения по проведенной диагностике самооценки.

Группа «А» Группа «Б»

Рис. 2.1.4. Уровни самооценки воспитанников

Чтобы достичь цели нашего исследования, выявленные уровни самооценки необходимо сравнить с данными, полученными по диагностике дезадаптации подростков

Для статистической обработки полученной информации обратимся к использованию коэффициента ранговой корреляции (по Спирмену), которую мы уже использовали в исследовании.

Произведем статистическую обработку данных среди подростков группы «А».

Упорядочим оба ряда оценок полученных по методикам на дезадаптацию и результатов тестирования самооценки. Припишем каждому из испытуемых по 2 ранга, один из которых указывает на то, какое место среди остальных данных подросток занимает по уровню дезадаптации, а другой - на то, какое место среди них же он занимает по уровню самооценки (см. Приложение 3).

Для группы «А»:

Для группы «Б»

Таким образом, коэффициент корреляции 0,82 (Группа «А») и 0,881 (Группа «Б») достаточно высок, что говорит о том, что между дезадаптацией выявленной у подростков и самооценкой существует статистически достоверная взаимосвязь.

Исследование показало, что в большинстве случаев социальная дезадаптация ведет к развитию у подростка неадекватной самооценки. Это как уже говорилось, может обуславливаться рядом причин, например, низкой активностью, мотивами избегания и т.д.

Констатирующий этап, показал необходимость проведения коррекционной работы с подростками по их ресоциализации.

Подготовка к проведению научного исследования традиционно предполагает наличие нескольких этапов. Специалисты предлагают различные варианты методических рекомендаций. Однако заметим, что существующие рекомендации касаются в основном не наличия либо отсутствия того или иного этапа, а их последовательности. В связи с этим предлагаемые в наших методических рекомендациях этапы проведения исследования, включают в себя все элементы, признанные наукой как необходимые составляющие исследовательской деятельности, и предлагают лишь особую, возможно, отличную от прочих рекомендации их последовательность, которая представляется наиболее удобной для практического применения. В предварительной схеме предложена последовательность действий и далее подробно рассматривается каждый из ее этапов.

Объектная область, объект и предмет

Научное исследование, в отличие от повседневного опытного познания, носит систематический и целенаправленный характер. Поэтому важной задачей является четкое определение сферы научно-исследовательской деятельности - ее объекта и предмета, своеобразной «системы координат» исследования. Работа над любым исследованием начинается с определения названной «системы». Ее составляют три элемента: «объектная область», «объект» и «предмет» исследования. Этот этап предшествует выбору темы исследования. Дадим краткие определения каждого из элементов «системы».

Определение объектной области, объекта и предмета исследования

Объектная область исследования - это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине, например математике, биологии, литературе, физике и т.д.
Объект исследования - это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект - это своеобразный носитель проблемы - то, на что направлена исследовательская деятельность. С понятием объекта тесно связано понятие предмета исследования.
Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы.
Границы между объектной областью, объектом, предметом условны, подвижны. То, что в одном случае является объектом исследования, в другом - может стать объектной областью; то, что было в данном случае объектом, в ином случае предстает в качестве предмета исследования.
Например, если объектом одного исследования стали творческие связи русской и французской литератур XIX в., то в качестве предмета изучения здесь могут быть выделены особенности межкультурных заимствований. В работе иного характера, напротив, объектом могут стать межкультурные связи, а предметом - особенности взаимодействий русской и французской словесности.

Тема, проблема и актуальность исследования

Тема - еще более узкая сфера исследования в рамках предмета. Выбор темы для многих является весьма трудным этапом. Часто учащиеся выбирают слишком масштабные или сложные темы. Такие темы могут оказаться непосильными для их раскрытия в рамках учебного исследования. Возможен и такой случай, когда учащийся в силу тех или иных причин выбирает тему, давно ставшую «общим местом» или являющуюся «неизвестной землей» лишь для еще не вполне осведомленного начинающего исследователя.
Тема - ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы.

Чтобы облегчить процесс выбора темы, попытаемся выделить основные критерии:

* желательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный, текущий момент, но и вписывалась в общую перспективу профессионального развития ученика, т.е. имела непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности;
* очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее учеником. В какой-то мере это может напомнить традиционные отношения «мастер - ученик»;
* тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература. Примером реализуемой темы может служить тема «Особенности мхов и лишайников городской лесопарковой зоны». Заявленная тема не требует труднодоступных приборов или сложных полевых условий.

Не менее важно с самого начала правильно сформулировать тему. Ведь тема - это своего рода визитная карточка исследования. Сразу оговоримся, что такая формулировка будет носить не окончательный, а предварительный характер. Здесь также целесообразно вспомнить о некоторых традиционных требованиях: тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.
Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известно-го и еще не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы.

Обосновать актуальность - значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования - обязательное требование к любой работе. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т.п.

Тема исследования выбирается с учетом ее актуальности в современной науке, и здесь главную помощь учащемуся оказывает его научный руководитель, ориентирующий начинающего исследователя в степени проработанности той или иной проблемы, в соответствии с чем и будет выбираться тема работы. Освещение актуальности, как и формулировка темы, не должно быть многословным. Не нужно начинать ее описание издалека. Одной страницы, чтобы показать главное, вполне достаточно.
Обосновывая актуальность избранной темы, следует указать, почему именно она и именно на данный момент является актуальной. Здесь желательно кратко осветить причины, по которым изучение этой темы стало необходимым и что мешало ее раскрытию раньше, в предыдущих исследованиях.

Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования.

Когда и почему возникает проблема?

Как правило, ее появление связано с тем, что существующее научное знание уже не позволяет решать новые задачи, познавать новые явления, объяснять ранее неизвестные факты или выявлять несовершенство прежних способов объяснения, признанных фактов и эмпирических закономерностей.
Таким образом, можно представить проблему как некую противоречивую ситуацию, требующую своего разрешения. Разрешение этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью. Это значит, что обращаясь к той или иной проблеме, исследователю нужно четко представить, на какие вопросы практики могут дать ответ результаты его работы.
Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем в ис-следовании очень важны. Она определяет стратегию исследования, на-правление научного поиска.
На данном этапе работы не всегда можно точно определить тему исследования, пути и способы ее разработки и осуществления. Для этого необходимо изучить научную литературу по вопросу. После чего тема обычно уточняется, изменяется.

Определение гипотезы

Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы. Это один из самых от-ветственных моментов работы над исследованием. Сначала обратимся к определению самого понятия.

Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
* быть проверяемой;
* содержать предположение;
* быть логически непротиворечивой;
* соответствовать фактам.
В переводе с древнегреческого гипотеза значит «основание, предположение». В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении.

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа:
«если..., то...»;
«так..., как...»;
«при условии, что...»,

т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей. Процесс формулирования гипотезы не является одномоментным актом. Вначале лучше составить ее рабочий вариант - как первичное, временное предположение, служащее систематизации материала. После накопления значительного количества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы.
Вслед за выработкой гипотезы начинается следующий этап подготовки к исследованию - определение его цели и задач. Точнее, не начинается, а продолжается, так как выработка цели и задач происходит уже в ходе разработки гипотезы. Вообще заметим, что любое деление на этапы достаточно условно, особенно в практической деятельности, какой является и деятельность научно-исследовательская. Тем не менее это деление необходимо в чисто учебных, объяснительных целях для того, чтобы максимально ясно обозначить все составляющие той или иной деятельности. На практике же названные этапы могут протекать параллельно, перекрещиваться и даже меняться местами в зависимости от конкретной ситуации исследования. Важно лишь все их учитывать как необходимые элементы данного вида деятельности. Именно этим оправдывается предпринятое нами структурирование. Но вернемся к определению понятий целей и задач в контексте подготовки к исследованию.

Цель и задачи исследования

В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.
Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Выделим наиболее типичные цели. Ими может быть определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификаций.
Формулировку цели исследования также можно представить различными способами - традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них. Можно поставить целью:
выявить...;
установить...;
обосновать...;
уточнить...;
разработать...
Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Предложим одно из определений понятия «задача».
Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.
Цель - идеальное видение результата, который направляет деятельность человека. Исследователь для достижения поставленной цели и проверки положений сформулированной им гипотезы выделяет конкретные задачи исследования.
После формулирования гипотезы, целей и задач исследования следует этап определения методов.

Определение методов

Метод – это способ достижения цели исследования. Очевидна решающая роль выбора метода в успехе той или иной исследовательской работы. Методы научного познания делятся на общие и специальные. К общим методам относятся: теоретические, эмпирические, математические.

Теоретические методы:

Моделирование позволяет применять экспериментальный метод к объектам, непосредственное действие с которыми затруднительно или невозможно. Оно предполагает мыслительные действия или практические действия с «моделью»;
абстрагирование состоит в мысленном отвлечении от всего несущественного и фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон предмета;
анализ и синтез. Анализ – метод исследования путём разложения предмета на составные части. Синтез – соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Анализ и синтез существуют как целое. Методами анализа и синтеза проводится, например, начальный этап исследования – изучение литературы по теме исследования.
восхождение от абстрактного к конкретному осуществляется в два этапа. На первом этапе единый объект расчленяется на части, описывается при помощи понятий и суждений; а на втором этапе восстанавливается исходная целостность предмета. Эмпирические методы:
наблюдение;
сравнение;
эксперимент. Экспериментальное изучение объекта имеет ряд преимуществ по сравнению с др. методами.
Математические методы:
статистические методы;
методы и модели теории графов и сетевого моделирования;
методы и модели динамического программирования;
методы и модели массового обслуживания;
метод визуализации данных (функции, графики и др.) Отбор методов совершается при обязательном руководстве педагога.

Проведение научного исследования

Проведение научного исследования включает в себя два этапа: собственно проведение (так называемый технологический этап) и аналитический, рефлективный этап.
Составляется рабочий план.

В рабочем плане выделяют три части:
необходимо указать цель планируемых экспериментов; перечислить необходимый для проведения эксперимента инвентарь; формы записей в черновых тетрадях. В рабочий план включается так же первичная обработка и анализ результатов практических действий, этап их проверки. План должен предусматривать всё, что можно предвидеть уже на первом этапе. Определить объект, предмет исследования, методы;
описание экспериментальной части работы. Содержание экспериментальной части зависит от темы работы, объектной области, в соответствие с чем определяется его специфика. Необходимо проанализировать насколько выбранные методы помогут подтвердить гипотезу, уточнить соответствие целям исследования;
оформление результатов исследования. Прописывается способ экспертизы и представления результатов исследования – от рецензии до обсуждения в группе учащихся и выступления на конференции. Чем чаще результаты подвергаются обсуждению в разных по составу аудиториях, тем лучше для её автора. На завершающем этапе целесообразно продумать способ представления результатов своего исследования на городскую конференцию, отработать формы представления в виде статьи и тезисов, осмыслить возможные рекомендации по практическому применению результатов, т.е. спланировать внедренческий этап исследования.

Составляется план-проспект

План-проспект – это такой план, который представляет собой реферативное, более подробное изложение вопросов, по которым будет систематизироваться весь собранный фактический материал. План-проспект служит основой для последующей оценки научным руководителем учащегося соответствия его работы целям и задачам проводимого исследования. По этому плану можно будет судить об основных положениях содержания будущей исследовательской работы, принципах раскрытия темы, о построении и соотношении объёмов отдельных её частей. Практически план-проспект – это черновое оглавление работы с реферативным раскрытием содержания её глав и параграфов. Наличие плана-проспекта позволит анализировать её результаты, проверить их соответствие намеченной цели и при необходимости внести коррективы.