Право на доступ пациентов к информации о состоянии своего здоровья реализуется в россии не в полном объеме. Право на информацию о состоянии здоровья и факторах, влияющих на здоровье Информирование граждан о состоянии здоровья

Достаточно часто возникают ситуации, когда пациенту нужно получить от врачей полную информацию о своем лечении, письменные справки, результаты анализов. Важно знать, что получение такой информации – неотъемлемое право каждого пациента. Давайте рассмотрим подробнее, в чем данное право заключается.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.

Такую информацию пациенту должны лично сообщать лечащий врач и иные медицинские работники, принимающие непосредственное участие в лечении.

Пациент либо его законный представитель вправе непосредственно знакомиться с медицинской документацией и получать на основании такой документации консультации у других специалистов. Однако для получения копий медицинских документов и выписок из них нужно написать заявление (в 2 экземплярах, чтобы на одном из них поставили отметку о приеме с входящим номером).

Стоит иметь в виду, что врач не обязан сообщать информацию и выдавать справки, если пациент прямо об этом не попросит. Также эта информация не может сообщаться пациенту против его воли.

Если пациент еще не достиг возраста 15 лет (16 лет для больных наркоманией) или признан недееспособным, то информация сообщается его законным представителям. Законными представителями детей являются их родители, а для взрослых граждан законные представители могут быть назначены лишь в случае признания их недееспособными через суд. Это означает, что врачи не могут сообщать информацию о здоровье пациента его родственникам без его предварительного согласия.

Исключение составляет случай, когда прогноз развития заболевания неблагоприятный. В этом случае врач должен сообщать информацию в деликатной форме самому пациенту или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам). Пациент имеет право запретить информировать родственников о своем диагнозе и выбрать другое лицо, которому эта информация может быть сообщена.

Во всех остальных случаях действует врачебная тайна. Рассмотрим подробнее, что она в себя включает (ст. 13 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»).

Врачебную тайну составляют сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении.

Разглашение данных сведений недопустимо не только врачам, но и другим лицам, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей.

С письменного согласия пациента эти сведения могут быть разглашены в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях.

Предусмотрен ряд исключений. Так, разглашение информации, составляющей врачебную тайну, допускается:

  1. в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю, если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители;
  2. при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
  3. по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;
  4. в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему для информирования одного из его родителей или иного законного представителя (с учетом п. 2 ч. 2 ст. 20 ФЗ – случаи выявления наркомании);
  5. в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;
  6. в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
  7. в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
  8. при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;
  9. в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;
  10. в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Данный перечень исчерпывающий, и в иных случаях нарушение врачебной тайны недопустимо.

По телефону Всероссийской бесплатной круглосуточной горячей линии для онкологических пациентов и их близких 8-800 100-0191 вы можете получить юридическую консультацию по правам пациента и другим вопросам, связанным с получением медицинской помощи.

Антон Радус, юрисконсульт Проекта «Ясное утро»

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

о состоянии здоровья пациентов, находящихся на стационарном лечении в ФГБУ «ФЦССХ» Минздрава России г. Красноярск (далее-Центр) родственникам и близким пациентов.


1. Предоставление информации о состоянии здоровья пациента, находящегося на стационарном лечении в Центре осуществляется только лицам, указанным пациентом в бланке разрешения на передачу сведений составляющих врачебную тайну. Данный бланк заполняется пациентом при оформлении госпитализации в приемном отделении и помещается в историю болезни. Ответственная за заполнения бланка и размещение в истории болезни является медицинская сестра приемного отделения.

2. Информацию о состоянии здоровья пациента лицам, которым пациент дал согласие на получение информации, может предоставлять лечащий врач, оперирующий хирург, заведующий отделением, врач - реаниматолог или заведующий отделением реанимации при нахождении пациента в отделении реанимации.

3. Информацию о пациенте, возможно, получить при личной беседе с врачом или с заведующим отделением, или в телефонном режиме. В случае указания пациентом конкретного лица для получения информации, путь передачи только очный - после предоставления документов, подтверждающих личность, и сверке их данных с указанными пациентом в согласии на передачу данных.

4. В рабочие дни информация о состоянии здоровья пациента предоставляется лечащим врачом или оперирующим хирургом при личной встрече или телефонному номеру ординаторской с 14.00 до 16.00 (включая информацию о пациентах, находящихся в отделении анестезиологии и реанимации). Информация о состоянии пациентов, переведенных в отделение реанимации после 16.00, предоставляется в этот день врачом дежурным реаниматологом или дежурным детским реаниматологом с 20.00 - 22.00 по телефонному номеру ординаторской или врачебного поста, или при очной встрече.

5. В выходные и праздничные дни информация о состоянии здоровья пациентов, находящихся на лечении в отделении анестезиологии и реанимации предоставляется врачом дежурным реаниматологом или дежурным детским реаниматологом с 10.00 до 12.00 и с 20.00 до 22.00 по телефонному номеру ординаторской или врачебного поста, или при очной встрече.

6. Информацию о состоянии здоровья пациента от заведующего отделением получают либо напрямую, обратившись по номеру телефона кабинета заведующего отделением в рабочее время, либо через лечащего врача, который обязан проинформировать последнего о потребности разъяснения состояния здоровья пациента. Заведующий отделением в течение 2 рабочих дней должен обеспечить предоставление информации в телефонном режиме или при очной встрече.

7. Иным работникам Центра кроме лиц, указанных в п. 2 настоящего Порядка, предоставлять какую-либо информацию о состоянии пациента запрещено. Информацию о поступившем запросе, о состоянии пациента необходимо передать лечащему врачу пациента или оперирующему хирургу, при нахождении пациента в отделении реанимации - врачу реаниматологу.

Здравствуйте!

Право на обладание врачебной тайной является неотъемлемой составляющей гражданских прав, т. к. входит в понятие«личная тайна», установленное ст. 150 ГК РФ, и предоставляет обладателю права им пользоваться (правовой запрет на неразглашение сведений, составляющих врачебную тайну) и распоряжаться (определять круг лиц, допускаемых к врачебной тайне).
Правоспособность гражданина прекращается с его смертью (ч. 2 ст. 17 ГК РФ). Смерть - это юридический факт, изменяющий правовой статус обладателя права на врачебную тайну. Нет субъекта права - нет субъекта правоотношений, если иное не установлено законом. Например, тело умершего защищено от надругательства (ст. 244 УК РФ). Объектом преступления в данном случае является общественная нравственность, которая не приемлет антиобщественное поведение.
Практическим подтверждением снятия правового запрета на врачебную тайну в отношении умершего является врачебное свидетельство о смерти (учетная форма № 10б/у-98), в котором в п. 8 указываются сведения о состоянии здоровья умершего, что имеет прямое отношение к врачебной тайне. Данный документ, исходя из содержания ст. 6 Закона «О погребении и похоронном деле», выдается супругу, близкому родственнику, иным родственникам либо законному представителю умершего, а также может быть выдан иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо сотруднику специализированной службы по вопросам похоронного дела. Таким образом, обладателем сведений, составляющих врачебную тайну умершего, может быть любое физическое лицо, и законодателем не установлена юридическая ответственность за ее разглашение.
Следует ли из этого, что в отсутствие субъекта права на врачебную тайну и юридической ответственности за разглашение врачебной тайны умершего любой желающий имеет право получить в медицинском учреждении копию медицинской карты стационарного больного, который уже умер?
Медицинская документация после смерти больного продолжает оставаться носителем информации, собранной в установленном законом порядке при оказании медицинской помощи. Правоотношения по данному вопросу регулируются Федеральным законом от 27.07.06 № 149-ФЗ«Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее -Закон № 149-ФЗ). Медицинское учреждение, храня медицинскую документацию, выступает в роли обладателя информации.Исходя из вышеизложенного следует, что документальное подтверждение родственных (семейных) отношений при истребовании копии медицинской документации умершего пациента влечет безусловную обязанность медицинского учреждения ее выдать, причем в силу п. 2 ч. 8 ст. 8 Закона № 149-ФЗ данная медицинская документация должна быть предоставлена бесплатно. Соответственно выдача копии медицинской карты умершего пациента любому другому лицу осуществляется на усмотрение медицинского учреждения, которое в т. ч. вправе потребовать оплаты своей услуги.

Парасоцкая Е. Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Пациент поступил в больницу с подозрением на цирроз печени. При поступлении пациент находился в сознании, вел себя адекватно, мог разговаривать и отвечать на вопросы, однако с трудом передвигался. В таком состоянии пациент провел в лечебном учреждении 3 дня. После падения состояние здоровья пациента резко ухудшилось, полностью исчезла возможность самостоятельно передвигаться, питаться, разговаривать. Возможность выбрать законного представителя у пациента отсутствует.

Кто имеет право знать информацию о состоянии здоровья пациента и комплексе проводимых медицинских мероприятий?

Согласно ст. 22 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

При этом в соответствии со ст. 22 Закона N 323-ФЗ каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.

Такая информация предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении. При этом информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли.

В соответствии с п. 4 ст. 22 Закона N 323-ФЗ пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов. Также пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Следует отметить, что согласно п. 1 ст. 13 Закона N 323-ФЗ сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Врачебная тайна Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188 отнесена к перечню сведений конфиденциального характера, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. При этом к врачебной тайне относятся информация о факте обращения за медицинской помощью; о состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания; сведения о наличии у гражданина психического расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечении в учреждении, оказывающем ее, а также иные сведения о состоянии психического здоровья (ст. 9 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"); иные сведения, полученные при обследовании и лечении гражданина.

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя в силу п. 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ допускается в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю, с учетом положений п. 1 ч. 9 ст. 20 Закона N 323-ФЗ. Данный пункт гласит, что медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается, если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю.

Кроме того, п. 3 ст. 22 Закона N 323-ФЗ устанавливает особый случай, когда информация о состоянии здоровья пациента может быть сообщена другим лицам. Так, в случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.

Таким образом, в отсутствие законного основания (п. 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ, п. 3 ст. 22 Закона N 323-ФЗ) медицинская организация не вправе передавать сведения о состоянии здоровья больного кому-либо без его письменного согласия (согласия законных представителей), даже если за такой информацией обращаются родственники пациента. Аналогичные положения закреплены в приказе Минздравсоцразвития РФ от 02.05.2012 N 441н "Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений" (далее - Приказ N 441н). Данный вывод подтверждается и материалами судебной практики (смотрите, например, определение Ленинградского областного суда от 05.02.2012 по делу N 33-626/2012, апелляционное определение СК по гражданским делам Мурманского областного суда от 23.10.2013 по делу N 33-3584, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 21.07.2014 по делу N 33-9939/2014).

Недопустима обработка сведений о состоянии здоровья гражданина без его согласия и с точки зрения положений Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ). Общим правилом обработки персональных данных в силу ст. 6 Закона N 152-ФЗ является наличие согласия субъекта этих данных на их обработку; любое исключение должно быть предусмотрено федеральными законами. Согласно ст. 10 Закона N 152-ФЗ обработка специальных категорий персональных данных, касающихся в том числе и состояния здоровья, не допускается, за исключением случаев, когда субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на такую обработку.

Частью 1 ст. 9 Закона N 152-ФЗ определено, что субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Такое согласие должно быть конкретным, информированным и сознательным. Оно может быть дано гражданином или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме. Если согласие на обработку персональных данных получено от представителя субъекта персональных данных, то его полномочия проверяются оператором. В частности, полномочия представителя могут быть подтверждены доверенностью (п. 1 ст. 185 ГК РФ), договором (п. 4 ст. 185 ГК РФ) или иным документом, который позволит установить содержание полномочия.

Таким образом, Закон N 152-ФЗ также ставит возможность обработки персональных данных пациентов медицинских учреждений в зависимость от наличия их согласия. Без согласия могут обрабатываться данные, относящиеся к состоянию здоровья гражданина, только в случаях, перечисленных в ч.ч. 2 , 3 ст. 10 Закона N 152-ФЗ.

Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что сведения о состоянии здоровья пациента могут быть сообщены самому пациенту и его законным представителям. Другим лицам, в том числе и родственникам пациента, такая информация может предоставляться лишь с письменного согласия самого пациента, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ, ч. 3 ст. 22 Закона N 323-ФЗ, ч. 2 , 3 ст. 10 Закона N 152-ФЗ.

Комментарий к статье 22

  1. Информация о реальном состоянии своего здоровья, получить которую имеет право каждый пациент, в соответствии с комментируемой статьей включает в себя сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе, о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи. Учитывая сложность медицинской терминологии, информация должна предоставляться в доступной для пациента форме. Еще одно необходимое требование к форме предоставления информации – деликатность, поскольку речь идет о частной жизни гражданина.

Информацию о состоянии здоровья пациенту предоставляет лечащий врач или иной медицинский работник, принимающий непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении. Информация о состоянии здоровья несовершеннолетних, больных наркоманией, в возрасте от 16 лет и старше и иных несовершеннолетних в возрасте от 15 лет и старше, как и лиц, признанных недееспособными в установленном законом порядке, предоставляется их законным представителям.

Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов.

В данном случае под медицинской документацией имеется в виду медицинская карта амбулаторного больного, история болезни стационарного больного, результаты обследований и иные письменные источники, содержащие информацию о состоянии здоровья, проводимом обследовании и лечении. Чтобы получить на руки медицинский документ, его копию или выписку из него, пациент или его законный представитель должны обратиться с письменным заявлением на имя главного врача медицинской организации. Исходя из текста комментируемой статьи, пациент может получить на руки не только копии и выписки, но и оригинал медицинского документа. На практике же пациенты зачастую сталкиваются с проблемами в случае необходимости получить медицинские документы. При этом медицинские работники ссылаются на врачебную тайну, устное распоряжение руководителя медицинской организации и на другие причины. Это связано, прежде всего, с тем, что до настоящего времени нормативно-правовой документ, четко регламентирующий порядок и сроки выдачи медицинских документов пациентам, не принят.

Отказ в предоставлении медицинской организацией отражающих состояние здоровья медицинских документов, их копий и выписок из медицинских документов может быть обжалован в судебном порядке, и, исходя из судебной практики, исковые заявления по данным фактам удовлетворяются не во всех случаях. Так, например, Красноярским краевым судом было рассмотрено дело о признании незаконным решения должностного лица учреждения об отказе в предоставлении документов. Заявитель, отбывающий наказание в исправительном учреждении, проходил лечение в стационаре, после чего обратился к должностному лицу учреждения о предоставлении ему копий медицинского заключения врачебной комиссии, в чем ему было отказано. Решением суда в удовлетворении требования отказано, поскольку должностное лицо учреждения в рамках своих полномочий и в установленный законом срок дало письменный ответ на обращение заявителя, в котором разъяснило ему порядок ознакомления с медицинской документацией. Кроме того, действующее законодательство РФ запрещает осужденным иметь при себе испрашиваемые документы (см. Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 23 сентября 2015 г. по делу N 33-10416/2015).

  1. Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его волеизъявления. Если пациент говорит врачу, что он не хочет обсуждать свой диагноз и методы лечения, то врач не может идти против воли человека и настаивать на даче и получении больным информации. Во всех остальных случаях информация о состоянии больного, предусмотренная ч. 1 комментируемой статьи, должна быть предоставлена пациенту в полном объеме.

Особого внимания заслуживает вопрос о получении пациентом информации о состоянии здоровья в случаях возможного неблагоприятного прогноза заболевания. Многие практикующие врачи считают, что они имеют право и даже обязаны не сообщать пациенту тяжелую травмирующую информацию о его заболевании, если речь идет о тяжелых заболеваниях или состояниях, не поддающихся эффективному лечению. Многие пациенты согласны с такой позицией, это их право, и закон обязывает врача не сообщать таким пациентам информацию против их воли. Но оправданна ли позиция пациента, не желающего знать о своей болезни, даже если эта болезнь возможно неизлечима? Представляется, что в данном случае психологический аспект может играть как положительную, так и отрицательную роль. Никто кроме самого пациента не может решить, будет ли он бороться за свою жизнь и соглашаться на все предложенные методы лечения и операции, чтобы получить шанс на выздоровление, либо потеряет надежду и пустит все на самотек, поэтому получение тяжелой информации о болезни на каждого пациента оказывает различное воздействие.

Отказываясь от получения информации, пациент целиком и полностью полагается на то, что его врач сделает все, что необходимо, и наилучшим образом. Но такая уверенность нередко приводит к негативным последствиям. Например, если пациенту сделали операцию по поводу онкологического заболевания, то в последующем ему предписано регулярно проходить курсы лечения специальными препаратами. Но если пациент не знает своего диагноза и возможных последствий, его жизнь и здоровье целиком и полностью зависят от медицинских работников, следящих за графиками обследования и прохождением курсов лечения. При наличии у пациента всей необходимой информации он сам может следить за процессом и контролировать все сроки. Кроме того, если пациент не знает своего диагноза, он лишен возможности обратиться за консультацией к другим специалистам, так как просто не видит в этом необходимости.

Если пациент хочет получить всю информацию, в том числе и о неблагоприятном прогнозе заболевания, то обязанностью врача является передача этой информации в такой форме, чтобы это негативно не повлияло на существующее состояние здоровья больного. Такая информация также может быть передана близким и родственникам пациента, но только в том случае, если сам пациент не запретит сообщать указанным лицам о его заболевании и прогнозах. Кроме того, пациент может определить иное доверенное лицо, которому надлежит сообщить о его состоянии здоровья.

Статья 23. Информация о факторах, влияющих на здоровье

Комментарий к статье 23

  1. Право на получение информации о факторах, влияющих на здоровье, – конституционное право граждан, закрепленное в ст. 42 Конституции РФ и основанное в том числе на международных нормах. Один из принципов Декларации по окружающей среде и развитию, принятой Конференцией ООН в Рио-де-Жанейро, проходившей 3 – 14 июня 1992 г., предусматривает, что “на национальном уровне каждый человек должен иметь соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды, которая имеется в распоряжении государственных органов, включая информацию об опасных материалах и деятельности в их общинах и возможность участвовать в процессах принятия решений. Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем широкого предоставления информации”.

Право на получение указанной информации, помимо комментируемого Закона, установлено и иными законодательными актами. Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” не может быть ограничен доступ к информации о состоянии окружающей среды. Статья 7 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 “О государственной тайне” устанавливает, что не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях, а также о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности и т.д.

Статья 8 ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, как и комментируемая статья, регламентирует право граждан получать в соответствии с законодательством РФ в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Кроме того, право граждан на получение соответствующей информации закреплено в Федеральном законе от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”, Федеральном законе от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ “О гидрометеорологической службе”, Федеральном законе от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ “О радиационной безопасности населения”, Федеральном законе от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ “О качестве и безопасности пищевых продуктов” и т.д.

Праву граждан получать соответствующую информацию соответствует обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также организаций эту информацию предоставлять. Так, к полномочиям органов государственной власти РФ в соответствии со ст. 5 ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” относятся подготовка и опубликование ежегодных государственных докладов о санитарно-эпидемиологической обстановке в РФ.

  1. Порядок предоставления информации, о которой говорится в комментируемой статье, установлен Приказом Минздрава России от 2 декабря 1999 г. N 429 “О порядке предоставления информации”, которым утверждены Порядок предоставления гражданам и пользователям (потребителям), независимо от их правовой формы, информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также Порядок организации деятельности пресс-службы Центра госсанэпиднадзора в субъекте Российской Федерации и на транспорте (водном и воздушном).

Порядок предоставления гражданам и пользователям (потребителям), независимо от их правовой формы, информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг регулирует формы предоставления органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ информационных услуг, то есть информации общего назначения и специализированной информации пользователям (потребителям) независимо от их организационно-правовой формы.

Информация общего назначения о санитарно-эпидемиологической обстановке и деятельности госсанэпидслужбы предоставляется органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, другим органам и организациям, которым в соответствии с действующим законодательством РФ предоставлено право запрашивать и получать информацию, бесплатно.

Гражданам и пользователям (потребителям), независимо от их организационно-правовой формы, бесплатно предоставляется информация о действующих нормативных правовых актах в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также о заболеваемости населения, о результатах выполняемых в рамках госсанэпиднадзора лабораторных и инструментальных исследований объектов среды обитания в объеме, предусмотренном официально утвержденными формами статистического наблюдения.

Информация общего назначения доводится до пользователей (потребителей) в письменной форме, в виде текстов, таблиц и графиков по сетям электронной и почтовой связи, через средства массовой информации (СМИ) в режиме регулярных сообщений или по запросам пользователей (потребителей). Специализированная информация, для получения которой требуется анализ и обработка данных государственного статистического наблюдения, предоставляется за плату в установленном порядке.

Информационное взаимодействие организаций госсанэпидслужбы с населением, СМИ, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в организациях государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ осуществляется пресс-службой центра Госсанэпиднадзора, Порядок организации деятельности которой также утвержден Приказом Минздрава России от 2 декабря 1999 г. N 429 “О порядке предоставления информации”.

3. Говоря о праве граждан на получение информации о факторах, влияющих на здоровье, необходимо обратить внимание на такой нормативно-правовой документ, как Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. N 128 “Об утверждении Положения о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду”. Данным Положением установлен порядок предоставления указанной информации Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды юридическими и физическими лицами, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими сбор информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении. Предоставление указанной информации осуществляется с целью обеспечения потребностей государства, физических и юридических лиц в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, а также в информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении; своевременного выявления и прогнозирования загрязнения окружающей природной среды, развития опасных природных явлений и резких изменений погоды, которые могут угрожать жизни и здоровью населения, безопасности полетов авиации, мореплаванию и наносить ущерб окружающей среде и отраслям экономики; ведения Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении. Информация общего назначения и специализированная информация о состоянии окружающей природной среды представляется в Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении в соответствии с Положением о создании и ведении Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении. Перечень информации о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду, а также перечень территориальных органов, которым эта информация предоставляется, определяются Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.