Резервный фонд российской федерации. Резервный фонд Резервный фонд часть средств федерального бюджета

В декабре правительство потратило все средства Резервного фонда. Более 1 трлн руб. было направлено на покрытие дефицита бюджета. В 2018 году дефицит будет финансироваться за счет средств ФНБ

Фото: Максим Богодвид / РИА Новости

В декабре Минфин полностью потратил средства Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета, говорится в сообщении на сайте ведомства. Остатки Резервного фонда — $7,62 млрд, €6,71 млрд и £1,10 млрд — были реализованы в Центробанке за 1 трлн руб. и зачислены на единый счет федерального бюджета. В результате на счетах Резервного фонда «сформировались нулевые остатки» и 1 февраля 2018 года, как и было задумано в прошлом году, он прекратит свое существование, отмечается в сообщении Минфина.

Резервный фонд обнулился еще 22 декабря, когда на финансирование бюджетного дефицита были потрачены последние 54 млрд руб., показывает статистика казначейства. В январе—ноябре 2017 года Резервный фонд оставался нетронутым. Дефицит бюджета в 2017 году, по оценкам Минфина, составил около 1,6% ВВП (1,5 трлн руб.).

Минфин неоднократно предупреждал об исчерпании Резервного фонда к концу 2017 года. Еще в начале 2016 года , что при сохранении темпов использования средств фонда он будет исчерпан к 2017 году. После этого дефицит бюджета придется покрывать за счет Фонда национального благосостояния (ФНБ), .

В 2017 году правительству удалось значительно сократить траты суверенных резервов — чистая их трата составила около 790 млрд руб. вместо запланированных 1,7 трлн, Силуанов журналистам 10 января. «Это было сделано благодаря работе бюджетного правила, которое предусматривает направление нефтегазовых доходов сверх цены в $40 за баррель в резервы правительства», — сказал он.

Своего максимума в рублевом выражении Резервный фонд достигал в начале 2015 года — 5,86 трлн руб., а максимума в отношении к размеру экономики — в начале 2009 года: 12,5% ВВП. За 2016 год объем Резервного фонда сократился в 3,7 раза — с 3,64 трлн руб. до менее 1 трлн.

Теперь у России остался один суверенный фонд, но он вновь начнет пополняться в этом году. В 2017 году Минфин уже получил дополнительные нефтегазовые доходы на сумму, ориентировочно, 829 млрд руб. — на них покупалась иностранная валюта, которая до 1 октября 2018 года будет перечислена в ФНБ. В рамках постоянного бюджетного правила весь объем нефтегазовых сверхдоходов будет направляться в ФНБ.

Резервный фонд и ФНБ были созданы в 2008 году в результате разделения Стабилизационного фонда. Первый являлся источником финансирования бюджетного дефицита в случае резкого падения доходов казны. Второй же создавался как часть механизма пенсионного обеспечения граждан на длительную перспективу, хотя по существу эта функция так и не заработала. Например, в 2008-2009 годах часть ФНБ была потрачена на антикризисную помощь банкам (в результате фонд сейчас владеет привилегированными акциями ВТБ, Газпромбанка и Россельхозбанка на 279 млрд руб.). Другую часть средств было решено инвестировать в долгосрочные самоокупаемые инфраструктурные проекты, такие как модернизация Транссиба и БАМа или строительство АЭС в Финляндии.

Ликвидные остатки

На 1 января 2018 года объем ФНБ в рублевом эквиваленте составляет 3,75 трлн руб. Но, как следует из расчетов РБК, основанных на данных Казначейства, лишь 59% этого объема (2,2 трлн руб.) — свободные ресурсы, которые могут быть в любое время взяты со счетов в ЦБ и использованы для финансирования бюджетного дефицита или дефицита Пенсионного фонда.

Остальное вложено в финансовые активы — депозиты во Внешэкономбанке (222,5 млрд руб. плюс $6,25 млрд), привилегированные акции ВТБ, Россельхозбанка и Газпромбанка (279 млрд руб.), ценные бумаги, связанные с реализацией инфраструктурных проектов (113 млрд руб. и $4,1 млрд, которые размещены в привилегированных акциях РЖД и Атомной энергостроительной корпорации, облигациях «Ямал СПГ», «Запсибнефтехима» и т.д.), депозиты в ВТБ и Газпромбанке для финансирования инфраструктурных проектов (164 млрд руб.). Еще $3 млрд из ФНБ были инвестированы в конце 2013 года в покупку еврооблигаций Украины, по которым она отказалась платить после смены власти в стране.

Ликвидные средства ФНБ, хранящиеся на валютных счетах в Центробанке, могут размещаться в высоконадежных облигациях иностранных государств, например .

В течение 2018 года Минфин валюту для ФНБ примерно на 2 трлн руб. дополнительных нефтегазовых доходов при ценах на нефть $54-55 за баррель, оценивал Силуанов (эти суммы, соответственно, будут переведены в ФНБ уже в 2019 году). При $60 объем закупок валюты составит 2,8 трлн руб.

В новом году средства ФНБ станут основным наряду с заимствованиями источником покрытия дефицита федерального бюджета — из ФНБ планируется использовать 586 млрд руб. Но в последующие два года, когда ФНБ уже почти не будет тратиться, а только пополняться, главным источником покрытия дефицита станут заимствования. Дефицит бюджета при этом установится в пределах 1% ВВП.

Как известно, хозяйственная деятельность предприятий подвержена многочисленным рискам, среди которых можно отметить локальный, отраслевой, региональный и многие другие. В настоящее время они еще более усиливаются по причине кризисных явлений в российской экономике. В подобной ситуации возрастает значимость резервного фонда предприятия.

Для начала определимся с тем, что из себя представляет резервный организации. Это – специальный фонд, формируемый в денежной форме из чистой прибыли предприятия. Он говорит о финансовой устойчивости той или иной организации.

Цели формирования резервного фонда

Резервный фонд создают в целях защиты интересов как собственников предприятия, так и его кредиторов. Именно за счет средств данного фонда обязано покрывать собственные убытки. В случае если организация имеет форму акционерного общества, средства из резервного фонда могут направляться на осуществление выкупа акций, а также погашение долговых обязательств (облигаций) – при отсутствии других средств.

При расходовании средств резервного фонда на указанные цели, отчисления в него производят из прибыли до налогообложения. Соответственно, компания получает льготу, благодаря тому, что отчисления в указанный фонд не подлежат обложению налогом на . При этом отчисление средств рассматриваемого фонда на другие цели запрещено. Право на принятие решения об использовании средств из данного фонда имеют только члены совета директоров или наблюдательного совета.


Особенности формирования резервного фонда в акционерном обществе и обществе с ограниченной ответственностью различается. Так, для акционерной компании законодательно определена минимальная величина резервного фонда, которая должна составлять 15 % от величины его уставного капитала. При этом организация обязана на ежегодной основе производить в него денежные отчисления – как минимум в размере 5% от величины его чистой прибыли. По достижении резервным фондом минимального размера, определенного законодательством, предприятие имеет право прекратить отчисления в него. Здесь важно учесть тот факт, что оно имеет право сделать это, но не обязано. Вся о резервном фонде должна быть прописана в Уставе предприятия.

Что касается общества с ограниченной ответственностью, то оно не обязано формировать резервный фонд. Если собственники предприятия все же приняли решение об образовании резервного фонда, то его размер и порядок создания также должны быть обязательно прописаны в Уставе.

Следует отметить, что предельно возможная величина резервного фонда не ограничена. Она определяется самим предприятием, что подлежит отражению в учредительных документах. Вместе с тем, слишком внушительный резервный фонд, также как и слишком маленький, несет в себе определенные риски. Это объясняется тем, что денежные средства, находящиеся в резервном фонде, заморожены в виде нерисковых, но низкодоходных активов, что сокращает общую прибыль компании.

При этом резервный фонд не подразумевает фактического присутствия средств на счете. Так, в иных случаях средства могут быть представлены в виде неликвидных активов, т.е. тех финансовых инструментов, которые трудно реализовать в денежные средства, или же это займет большой промежуток времени. Подобная ситуация несет в себе повышенные риски, поскольку средства из резервного фонда будет трудно реализовать.

В том случае, если по завершении отчетного года, на балансе возникает убыток, то на его ликвидацию может пойти весь резервный фонд или некоторая его часть.


Средства резервного фонда представляют собой часть собственного капитала организации. Согласно международной практике, средства из указанного фонда предприятия, в широком смысле, должны быть направлены на следующие два направления:

На образование производственных запасов, готового продукта, незавершенного производства (при нехватке источников оборотных средств);
- на формирование краткосрочных финансовых вложений (при достаточности данных источников).

Что касается особенностей отражения средств резервного фонда в бухгалтерском учете, то в балансе предприятия предусмотрена специальная статья под названием «Резервный фонд». В ней подлежит отражению общая сумма остатков как резервного, так и остальных аналогичных фондов, таких как:

Резервы, формируемые под падение цены материальных ценностей;
- резервы, создаваемые под обесценение инвестиций в ;
- резервы, создаваемые на покрытие сомнительных долгов.

Собственники предприятия вправе увеличить размер резервного фонда не зависимо от того какая его величина была первоначально зафиксирована в Уставе. Более того, это возможно даже в той ситуации, при которой он еще не достиг уровня, составляющего пять процентных пунктов от уставного капитала. В этих целях необходимо утвердить соответствующее решение, в котором прописать увеличение размера резервного фонда, размер отчислений на ежегодной основе. Эти решения послужат основанием для последующих корректировок в Уставе предприятия.

Целесообразно обратить внимание на тот факт, что размеры резервного фонда, а также уставного капитала являются зависимыми друг от друга. Соответственно, при любом изменении в размере уставного капитала должна происходить соответствующая корректировка величины капитала резервного.

При этом создание и использование фондов, формируемых в акционерном обществе посредством чистой прибыли, подлежит отражению в специализированном Отчете об изменениях капитала.

Если предприятие будет ликвидировано по решению акционеров, то в этом случае резервный фонд должен быть присоединен к части нераспределенной прибыли.

Итак, резервный фонд организации является одним из наиболее значимых фондов для любого предприятия, за счет которого можно осуществить погашение убытков.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Резервный фонд РФ

Резервный фонд РФ был создан в начале 2008 года путем разделения Стабилизационного фонда на фонд национального благосостояния и резервный фонд. Задачей создания нового стало размещение нефтегазовых доходов в ликвидных иностранных валютах или иных активах, выраженных в инвалюте.

Часть средств Резервного фонда являлись частью золотовалютных резервов России. За счет резкого скачка валюты в 2015 году, средства Фонда подскочили с 300 до 400 млрд.долларов. При этом часть ЗВР в Резервном Фонде упала с 70 до 16 млрд.р.

Что такое Резервный фонд РФ?

В результате огромных потоков от нефтегазового сектора в 2008 году было принято решение разделить Стабфонд на ФНБ и Резервный Фонд. В последний фонд направлялись потоки доходов от роста цен на углеводороды. В случае резкого падения прибыли казны и увеличения дефицита бюджета, Резервный Фонд должен быть источником финансирования. Таким образом, в Резервном Фонде хранилась часть федеральных бюджетных денег. Их учет проводился обособленно. В июле 2017 года был одобрен законопроект, согласно которому все средства резервного фонда должны быть переведены в собственность Фонда Благосостояния до конца 2017 года.

С 1 января 2018 года Резервный Фонд присоединился к ФНБ и все дополнительные доходы теперь будут направляться именно сюда. В этом году ФНБ пополнится валютой, которая была закуплена Минфином на валютообменных операциях в течение 2017 года на сумму, свыше 800 млрд.руб. По расчетам властей, этот год также станет последним годом, когда дефицит бюджета будет финансироваться из фонда благосостояния.

На эти цели, а также на софинансирование пенсионных накоплений, будет выделено в 2018 году колоссальная сумма – свыше 1 трлн.руб. С 2019 года на эти цели из ФНБ планируется направлять не более 4 млрд.р. При этом пополнение фонда будет идти также – Минфин ежегодно будет направлять сюда валюту, приобретенную по бюджетным правилам.

Управление резервным Фондом РФ.

Управлением дел Фонда занимается министерство финансов России, согласно установленному порядку. Отдельные полномочия могут осуществляться Банком России. Основной целью управления средства Фонда является обеспечение сохранности бюджетных средств и получение стабильного дохода от размещения в долгосрочной перспективе. На краткосрочных периодах допускается получение отрицательных результатов вложения, поскольку размещение денег идет в инвалюте.

Размещение средств Фонд идет также в иностранных активах. При этом рейтинг долгосрочной кредитоспособности выбранного актива должен быть не ниже АА- по стандартам ведущих рейтинговых агентств, например, S&P.

Откуда поступают деньги в Резервный Фонд?

Формирование фонда идет за счет доходов нефтегазового сектора, а также доходов, полученных от управления деньгами фонда. В ФЗ №245 «О внесении изменений в Бюджетный Кодекс РФ…» с 1 января 2010 года отменена нормативная величина Резервного фонда. Средства фонда направляются только на обеспечение бюджетных расходов. Ранее норматив составлял 7% от прогнозируемого ВВП на следующий год. При наполнении фонда резервов, деньги направлялись в ФНБ.

Сколько составляет резервный фонд РФ?

Динамику средств Резервного Фонда можно увидеть из приложенной таблицы:

Дата в млрд. долл. США в млрд. рублей в %% к ВВП
01.02.2008 125,19 3 057,85 7,4 % ▬
01.01.2009 137,09 4 027,64 9,8 % ▲
01.01.2010 60,52 1 830,51 4,7 % ▼
01.01.2011 25,44 775,21 1,7 % ▼
01.01.2012 25,21 811,52 1,4 % ▬
01.01.2013 62,08 1 885,68 3,0 % ▼
01.01.2014 87,38 2 859,72 4,3 % ▼
01.01.2015 87,91 4 945,49 6,8 % ▲
01.01.2016 49,95 3 640,57 6,0 % к ВВП-2015
01.01.2017 16,03 972,13 1,1 % ▼
01.12.2017 17,05 994,64 1,1 % ▬

Как видно, год от года резервы менялись. Отношение к ВВП также менялось от положительного до отрицательного. Объем денег, выраженный в долларах и рублях, соответствует остаткам на счетах Казначейства в ЦБ. С ноября 2008 года по 2011 год в резервы фонда включались средства, размещенные в МВФ.

Куда используются деньги с Резервного Фонда РФ?

Их основная цель – восполнять дефицит бюджета страны на случай резкого падения доходов казны, а также досрочно погашать внешний долг страны и обеспечивать нефтегазовый трансферт. Лимиты утверждаются каждый финансовый год. Использование денег Резервного фонда на трансферт во времена неблагоприятных колебаний мировых цен на энергоносители позволяет вести благоприятную бюджетную политику и обеспечивать социальное и экономическое развитие страны. Также это снижает зависимость от нестабильности на мировых сырьевых рынках.

Погашение внешнего госдолга России средствами Фонда позволяет снизить долговую нагрузку на бюджет и сократить расходы на обслуживание долговых обязательств России.

Тем не менее, Счетная палата объявила, что средства Резервного Фонда используются нерационально. Много миллиардов потерялось на курсовой разнице при размещении денег Фонда на валютных счетах ЦБ.

После обвала цен на нефть, Резервный фонд пополняться перестал, поэтому было принято решение об расходовании остатков средств и передать Резервный фонд на баланс ФНБ. За счет объединения, объем ФНБ на начало 2018 года составит 3,7 трлн.р., а свободные остатки, не вложенные в какие-либо активы, составят 2,3 трлн.р.
По итогам прошедшего года, дефицит бюджета по предварительной оценке не должен превысить 2%. Объединение двух фондов закончится не позднее 1 февраля 2018 года. Такое решение было принято в условиях резкого снижения цен на нефть за последние 2 года. Новый объединенный фонд будет по-прежнему формироваться за счет дополнительных нефтегазовых доходов.

"...1. Резервный фонд Правительства Российской Федерации создается для финансирования непредвиденных расходов и мероприятий федерального значения, не предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год..."

Источник:

Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 N 838 "Об утверждении Положения о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации"

  • - совхозов, денежные средства, резервируемые для компенсации невозмещённого Госстрахом материального ущерба, нанесённого стихийными бедствиями, покрытия необеспеч...

    Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь

  • - социальный резервный фонд, предусматриваемый в федеральном бюджете для оказания экстренной помощи субъектам РФ в ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации и невозможности субъекта РФ ликвидировать данную...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - целевой государственный фонд, созданный по инициативе правительства, источником его формирования выступают бюджетные ассигнования...

    Большой бухгалтерский словарь

  • - см. Резервный фонд...

    Большой юридический словарь

  • - англ. reserve fund часть прибыли компании, которая аккумулируется и затем расходуется на покрытие убытков, выплату дивидендов в случаях, когда текущей прибыли оказывается недостаточно...

    Словарь бизнес терминов

  • - РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД Суммы, резервируемые в счетах компании из ее прибылей для покрытия определенных обязательств или компенсации уменьшившейся стоимости актива...

    Финансовый словарь

  • - запасы банкнот, казначейских билетов и монеты, которые не выпущены в обращение Центральным банком и находятся в его хранилищах...

    Большой экономический словарь

  • - 1. государственный запас золотых монет, слитков благородных металлов, драгоценных камней и т.п., служащих для обеспечения устойчивости денежной системы и кредитных отношений 2...

    Большой экономический словарь

  • - "...1...

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "...1...

    Официальная терминология

  • - специальный денежный фондак-ционерного общества, предназначенный для покрытия его убытков, атж. для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств...
  • - 1) часть собственных средств предприятия, образуемая за счетсуммазапас товаров, накопленный какой-либо международной ассоциацией для стабилизации цен и предложений...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - в акционерном обществе специальный денежный фонд, предназначенный для покрытия его убытков, а также для погашения облигаций и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств В соответствии с ФЗ "Об акционерных...

    Большой юридический словарь

  • - в бюджетном законодательстве РФ специальный финансовый фонд, создание которого предусматривается федеральным бюджетом на очередной финансовый год в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета...

    Большой юридический словарь

  • - составляется из сумм, отчисляемых из чистой годовой прибыли на случай чрезвычайных и непредвиденных потерь, с целью пополнения и восстановления основного капитала; имеет, так сказать, значение самострахования...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

"Резервный фонд Правительства РФ" в книгах

№ 325 ЛИЧНОЕ И СЕКРЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ МАРШАЛУ СТАЛИНУ ОТ ПРАВИТЕЛЬСТВА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ И ПРАВИТЕЛЬСТВА ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА

автора Сталин Иосиф Виссарионович

№ 325 ЛИЧНОЕ И СЕКРЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ МАРШАЛУ СТАЛИНУ ОТ ПРАВИТЕЛЬСТВА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ И ПРАВИТЕЛЬСТВА ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА На нашем только что закончившемся совещании в Квебеке мы пришли к следующим решениям в отношении военных операций:1. Северо-Западная Европа. Наше

№ 228 ЛИЧНОЕ и СЕКРЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ МАРШАЛУ СТАЛИНУ ОТ ПРАВИТЕЛЬСТВА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ И ПРАВИТЕЛЬСТВА ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА

Из книги Переписка Председателя Совета Министров СССР с Президентами США и Премьер-Министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. автора Сталин Иосиф Виссарионович

№ 228 ЛИЧНОЕ и СЕКРЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ МАРШАЛУ СТАЛИНУ ОТ ПРАВИТЕЛЬСТВА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ И ПРАВИТЕЛЬСТВА ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА На нашем только что закончившемся совещании в Квебеке мы пришли к следующим решениям в отношении военных операций:1. Северо-Западная Европа. Наше

Резервный фонд

Из книги Как составить личный финансовый план и как его реализовать автора Савенок Владимир Степанович

Резервный фонд Если у вас до сих пор нет запаса в размере трех-шести сумм месячных расходов, то вы вряд ли найдете более удобный момент, чтобы начать формировать резервный фонд. И ваш успех в его создании зависит от того, насколько регулярно вы будете откладывать в чулок

23. Резервный фонд бюджета города

Из книги Государственные и муниципальные финансы автора Новикова Мария Владимировна

23. Резервный фонд бюджета города В расходной части бюджета города предусматривается создание резервного фонда. Доля в общей сумме расходов не должна превышать 3 % утвержденных расходов бюджета города.Цель создания фонда– финансирование непредвиденных неотложных

2. Советские партии требуют создания нового Временного правительства, или хотя бы правительства без Ленина и Троцкого

Из книги Великая русская революция, 1905-1922 автора Лысков Дмитрий Юрьевич

2. Советские партии требуют создания нового Временного правительства, или хотя бы правительства без Ленина и Троцкого Дебаты о власти продолжались. Антагонистом ВЦИК и СНК стала Петроградская городская дума, объявившая себя единственной законно избранной властью в

Резервный фонд семьи

Из книги Полная энциклопедия домашнего хозяйства автора Васнецова Елена Геннадьевна

Резервный фонд семьи Выражения «резерв», «резервный фонд семьи» уже не единожды встречались вам в этом разделе. Что же такое «резервный фонд семьи», из чего он складывается и зачем нужен?Резервный фонд – это надежный финансовый «тыл» вашей семьи, гарантирующий, что в

5.10. Резервный фонд акционерного общества

Из книги Акционерные общества. ОАО и ЗАО. От создания до ликвидации автора Сапрыкин Сергей Юрьевич

5.10. Резервный фонд акционерного общества В обществе создается резервный фонд в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 5 процентов от его уставного капитала. Резервный фонд общества формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им

23. АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО: ОПЛАТА АКЦИЙ, РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД

Из книги Предпринимательство: Шпаргалка автора Автор неизвестен

23. АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО: ОПЛАТА АКЦИЙ, РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД Оплата акций и иных ценных бумаг общества может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами либо иными правами, имеющими денежную оценку, которая производится по соглашению между учредителями.Оплата

Вопрос 4 Резервный фонд и Фонд национального благосостояния

Из книги Бюджетная система Российской Федерации автора Федосов Виталий Анатольевич

Вопрос 4 Резервный фонд и Фонд национального благосостояния В 2007 г. финансовая политика Правительства Российской Федерации в отношении использования нефтегазовых доходов стала корректироваться. Во-первых, 26 апреля 2007 г. Федеральным законом № 63-Ф3 были внесены поправки

автора Коллектив авторов

Статья 81.1. Резервный фонд субъекта Российской Федерации 1. Законом субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено создание Резервного фонда субъекта Российской

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Статья 82. Резервный фонд Президента Российской Федерации 1. Федеральным бюджетом на очередной финансовый год и плановый период предусматривается создание резервного фонда Президента Российской Федерации в размере не более 1 процента утвержденных расходов

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Статья 96.9. Резервный фонд Действие пункта 1 статьи 96.9 приостановлено до 1 января 2013 года в части, касающейся целей использования средств Резервного фонда, Федеральным законом от 09.04.2009 № 58-ФЗ.1. Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета,

Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Статья 5. 50. Нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума (введена Федеральным законом от 04.07.2003 №94-ФЗ)Невозврат жертвователю в установленный законодательством о выборах и референдумах срок пожертвований (их части),

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 5.50. Нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума Невозврат жертвователю в установленный законодательством о выборах и референдумах срок пожертвований (их части), перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума с

Резервный фонд - дырка в экономике (Интервью В. В. Геращенко для «Московских новостей»)

Из книги автора

Резервный фонд - дырка в экономике (Интервью В. В. Геращенко для «Московских новостей») - Как вы оцениваете события, которые сейчас происходят на мировых рынках, в частности европейский кризис?- Я еще на первом курсе института, может быть, невнимательно, но читал

Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.

Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

Максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации.

Предназначение Фонда

Стабилизационный фонд Российской Федерации (далее - «Фонд»), основанный 1 января 2004 года, является частью федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс).

Фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.

Формирование и использование средств Фонда

Фонд аккумулирует поступления средств вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефть), при цене на нефть сорта Юралс, превышающей базовую цену.

Средства Фонда могут быть использованы на покрытие дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой цены. Если накопленный объем средств Фонда превышает 500 млрд. рублей, сумма превышения может быть использована на иные цели. Объем использования средств Фонда определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

В 2005 году средства Фонда превысили уровень в 500 млрд. рублей, и их часть была направлена на выплату внешнего долга Российской Федерации и покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих объемах:

  • 93,5 млрд. рублей (эквивалент 3,3 млрд. долларов США) было направлено на погашение долга перед Международным валютным фондом;
  • 430,1 млрд. рублей (эквивалент 15 млрд. долларов США) - на погашение долга перед странами-членами Парижского клуба;
  • 123,8 млрд. рублей (эквивалент 4,3 млрд. долларов США) - на погашение долга перед Внешэкономбанком по кредитам, предоставленным Министерству финансов Российской Федерации в 1998-1999 годах для погашения и обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации;
  • 30 млрд. рублей (эквивалент 1,04 млрд. долларов США) направлено на покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации.

Управление средствами Фонда

Структура управления

Средствами Фонда управляет Министерство финансов Российской Федерации. Порядок управление определяется Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации по договору с Правительством Российской Федерации.

Согласно предназначению Фонда - служить стратегическим финансовым резервом государства, его средства могут размещаться в долговые обязательства иностранных государств, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации наделило Министерство финансов Российской Федерации полномочиями по распределению активов Фонда в разрезе валют, весов и сроков и утвердило порядок управления средствами Фонда.

В соответствии с утвержденным порядком управление средствами Фонда может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):

  • путем приобретения за счет средств Фонда долговых обязательств иностранных государств;
  • путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте в Банке России. За пользование денежными средствами на указанных счетах Банк России уплачивает проценты. Порядок расчета и зачисления указанных процентов утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

В настоящее время Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Фонда согласно второму методу (путем размещения средств на валютных счетах в Банке России). При этом согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности портфелей, сформированных из долговых обязательств иностранных государств, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.

Правила инвестирования средств Фонда

Правительство Российской Федерации определило, что к долговым обязательствам иностранных государств, в которые могут размещаться средства Фонда, относятся:

  • долговые обязательства в форме ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США, номинированные в долларах США, евро и английских фунтах стерлингов;
  • долговые обязательства, страны-эмитенты которых имеют рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «ААА» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтинг» или «Стандарт энд Пурс» (Fitch-Ratings или Standard & Poor"s) либо не ниже уровня «Ааа» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody"s Investors Service);
  • долговые обязательства, срок погашения которых является фиксированным, условия выпуска и обращения не предусматривают права эмитента осуществить досрочно их выкуп (погашение) и права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их к выкупу (погашению) эмитентом;
  • долговые обязательства, ставка купонного дохода (в случае купонных долговых обязательств) и номиналы которых являются фиксированными;
  • долговые обязательства, объем выпуска которых, находящийся в обращении, составляет не менее 1 млрд. долларов США для долговых обязательств, номинированных в долларах США, не менее 1 млрд. евро – для долговых обязательств, номинированных в евро, и не менее 0,5 млрд. фунтов стерлингов – для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов;
  • долговые обязательства, выпуски которых не являются выпусками, предназначенными для частного (непубличного) размещения.

Срок до погашения долговых обязательств иностранных государств на день их приобретения (день формирования портфеля) находится в диапазоне, ограниченном следующими сроками (в годах):

В настоящее время средства Фонда размещаются согласно следующей валютной структуре:

Министерство финансов Российской Федерации утверждает валютную структуру и указанный норматив срока до погашения, которые являются действительными для обоих упомянутых выше методов управления Фондом.

Отчетность по операциям со средствами Фонда

Министерство финансов Российской Федерации ежемесячно опубликовывает сведения об остатках средств Фонда на начало отчетного месяца, объеме поступлений средств и использовании средств Фонда в отчетном месяце.

Министерство финансов Российской Федерации представляет в Правительство Российской Федерации в составе отчетности об исполнении федерального бюджета квартальные и годовые отчеты о поступлении средств в Фонд, их размещении и использовании.

Правительство Российской Федерации направляет ежеквартальные (нарастающим итогом) и годовые отчеты в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о поступлении средств в Фонд, их размещении и использовании в составе отчетности об исполнении федерального бюджета.

Формирование

Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

Налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат);

Вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

Вывозных таможенных пошлин на газ природный;

Вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд.

Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.