Сила защиты кукиша. Защитная магия пальцев Что означает кукиш у славян

Кукиш как мудра позволяет закрыться энергетически от потенциального противника и очень действенна в конфликтных и стрессовых ситуациях.

Считается, что кукиш лучше не показывать врагу открыто, а прятать за спиной или в кармане.
Эта мудра прекрасно защитит ребенка от энергетических вампиров, сглаза и порчи, поможет отстоять свое мнение.
Кукиш может быть защитой. Только чтобы большой палец был между средним и безымянным.
ТАКОЙ МЕТОД ЕЩЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ, КОГДА НА ВАС ХОТЯТ ЧТО ТО НАВЕСТИ ИЛИ ВООБЩЕ ТВОРИТЬ ВОЛШБУ. ЭТО СВОЕОБРАЗНЫЙ ТУШИТЕЛЬ.
Кукиш - универсальная мудра. Но вот что удивляет - дети малые складывают её во всех стрессовых для себя ситуациях. Помню в детстве очень популярны были в общении различные производные от фиги - и дофига (много), и нафига (зачем?), и нифига себе! (прям благородное возмущение), и фигли!, и афигел...!- много в общем было. Потом, с возрастом, мы зашориваемся и немногие взрослые обладают той интуицией и чувствованием недоброго, какой обладают наши детки малые.

Как используют кукиш в разных случаях?

1. ЗАГОВОР НА КУКИШ ПРИ ЗЛОМ И НЕДОБРОМ ЧЕЛОВЕКЕ, КОТОРЫЙ ВРЕДИТ:«ВОТ ТЕБЕ КУКИШ, ВОТ ТЕБЕ ФИГА, ЧТОБЫ НЕ ТВОРИЛ ЛИХА. ЧТО ТВОРИШЬ МНЕ -ЗАБЕРИ СЕБЕ.ОМ!» 2. Для защиты от энергетических вампиров. Такой пример: один клиент приходит в салон, как зайдет 5 минут побудет, так у всех головные боли, одна сотрудница вообще сознание потеряла, и так каждый раз. Ну я девочкам и сказала:«Как зайдет, кукиши под столом сверните и скажите - свое не отдам- твое не возьму, мое при мне останется-твое при тебе»- как ветром сдуло, вылетел из кабинета и более не приходит.
3.Бабка с детства учила показывать в кармане фигу от дурного глаза, если кто-то уставился во все глаза или в слух чему-то позавидовал.
4.Кукиш использую для заговора от ячменя на глазу. Прабабушка еще учила.
КУКИШ (ФИГА, ДУЛЯ, ЖЕСТ СОЮЗА) ПРИ ЛЕЧЕНИИ ЯЧМЕНЯ НА ГЛАЗУ.
ПОКАЗЫВАЮТ КУКИШ ЯЧМЕНЮ И ГОВОРЯТ :
«Ячмень, ячмень, на тебе кукиш, что хочешь, то купишь. Купи себе топорок секи себя поперек.»
РАБОТАЕТ ОТМЕННО!!! МНЕ ХВАТАЕТ ОДНОГО ПРИЕМА ЭТОГО МЕТОДА, ЧТОБЫ ЧЕРЕЗ ПАРУ ЧАСОВ ЯЧМЕНЬ УСОХ. Этот метод применяла еще моя бабушка-работает, но она читала его три зори подряд (излечивала даже множественные ячмени).

В магической практике кукиш, является универсальным оберегом, способным отгонять опасность, особенно сглаз и нечистую силу.
Кукиш как мудра позволяет закрыться энергетически от потенциального противника и очень действенна в конфликтных и стрессовых ситуациях. Считается, что кукиш лучше не показывать врагу открыть, а прятать за спиной или в кармане. Эта мудра прекрасно защитит ребенка от энергетических вампиров,сглаза и порчи, поможет отстоять свое мнение.

КУКИШ, шиш, фига, дуля - жест, символизирующий коитус и имеющий обесцененную семантику. Согласно правилам этикета, кукиш является неприличным жестом, имеющим целью оскорбить и унизить того, кому его показывают, а также способом выразить крайнее неприятие, резкий отказ, смешанный с презрением.

Кукиш входит в число жестов, распространенных у восточных и западных славян. У южных славян, за исключением словенцев, кукиш почти не известен и осмысляется как заимствование из восточно-славянской традиции. Южно-славянскими жестами, синонимичными кукишу, являются «кур» - поднятый вверх средний палец, когда остальные пальцы прижаты к ладони, а также жест, при котором кистью левой руки плашмя ударяют в согнутую в локте правую руку, поднятую вверх. Близкое кукишу охранительное значение имеют т. н. «рога», или «шипак», - ю.-слав. жест, при котором подняты вверх мизинец и указательный палец, а остальные прижаты к ладони. Этим жестом отгоняли от себя мору, вампира или вештицу.

Кукиш - жест, отвращающий сглаз и порчу, а также нечистую силу. Чтобы защитить себя или ребенка от сглаза, следовало незаметно сложить кукиш (в.-слав.). В Полесье, чтобы предотвратить порчу текущегося полотна, хозяйка сквозь кросна показывала кукиш вошедшему в дом постороннему человеку, а когда он выходил из хаты, она показывала кукиш ему вслед; иногда в подобном случае показывали два кукиша через ниты (волын.). По словен. верованиям, чтобы никто не сглазил работу при сбивании масла, следовало плюнуть в маслобойку и показать кукиш. Демонстрация кукиша в охранительных целях часто сопровождалась другими отгонными действиями, например, вслед обладателю «злого» глаза бросали уголь, соль, кусок кирпича от печки и т. п.

В полесской традиции показывание кукиша было средством отгона вихря - при его приближении складывали кукиш правой рукой; впрочем, в некоторых случаях существовал запрет показывать кукиш вихрю, чтобы не разозлить его еще больше. При встрече с волком, чтобы отогнать его от себя, следовало отвернуться, а левой рукой показать ему кукиш (ПА, брест.); кукиш показывали и для того, чтобы отогнать собаку (ПА, гомел.). Для ограждения себя от возможного зла при встрече на дороге с незнакомыми людьми предписывался более сложный прием (на Рус. Севере его называли сеечкой) - следовало, повернувшись задом к встречным людям, наклониться и показать им кукиш между ног (с.-рус.). Согласно полесской быличке, кукиш отгоняет даже смерть - женщина не могла умереть, потому что показывала кукиш пришедшей за ней Смерти, но когда разжала руки, сразу умерла.

У восточных и западных славян кукиш - способ опознания ведьмы и колдуна, а также их обезвреживания. Кукиш или два кукиша показывали ведьме, чтобы она не смогла испортить человека или сглазить девушку, два кукиша показывали колдуну, чтобы он не наслал на человека икоту(рус. архангел.). Часто при встрече с ведьмой или колдуном предписывалось показывать кукиш тайно - в рукаве или в кармане (бл.). Считалось, что колдун или ведьма не могут спокойно пройти мимо человека, сложившего в карманах два кукиша, и обязательно чем-нибудь выдадут себя, например, начав ругать или задирать этого человека (укр.). В другом случае, чтобы опознать ведьму, следовало накануне воскресенья пойти к дому предполагаемой ведьмы, стать спиной к глухой стене, повернуть назад голову, плюнуть, подуть и показать кукиш в сторону стены. На следующее утро ведьма придет к этому человеку и спросит его, зачем он показывал ей кукиш (укр.).

Часто демонстрация кукиша источнику опасности сопровождалась приговором типа:«На тобё, штоб до пары, да иди» (ПА, ровен.); «Ражон табе у горла, дзяркач узубы, соль у вочы» (ПДМ:141). В Полесье, показывая кукиш вихрю, говорили: «Ось тобй дуля, куда дуля, туда и ты» (ПА, Житомир.), или: «Вихор, вихор, на табё дуля»(ПА, гомел.). Приговор с упоминанием кукиша мог заменять соответствующий жест в охранительных целях. Например, чтобы предотвратить т. н. «зное» (болезнь ребенка, возникающую при встрече детей одного возраста), вынося ребенка на улицу, мать говорила: «А зное Бог понёс, а мастерам дуля под нос» (ПА, гомел.).

Имеется одно полесское свидетельство о том, что кукиш мог быть не только жестом, но и специально сделанным амулетом, вырезанным из дерева и прикрепленным к ткацкому станку, чтобы защитить полотно от сглаза (ПА, бреет.).

В медицинской практике глазную болезнь «ячмень» лечили, поднося к глазу кукиш (в.-слав.) и произнося: «Глазной кукиш, на тебе шиш» или: «Ячмень, ячмень, на тебе кукиш, / Что хочешь, то купишь, / Купи себе топорок, / Руби себя поперек». После чего на глаз плевали. Иногда это делал сам больной, иногда неожиданно поднести кукиш к глазу больного должен был посторонний. Кукиш упоминается в некоторых фольклорных текстах. Например, в полес. веснянках говорится, что весна принесла «Девкам цибули, а хлопцам по дули» (ПА).

КУКИШ (ФИГА,ДУЛЯ,ЖЕСТ СОЮЗА) ПРИ ЛЕЧЕНИИ ЯЧМЕНЯ НА ГЛАЗУ. ПОКАЗЫВАЮТ КУКИШ ЯЧМЕНЮ И ГОВОРЯТ:
"Ячмень, ячмень, на тебе кукиш, кобылу купишь. Кобылка сдохнет, ячмень ссохнет". Заговаривать утром, в обед, вечером на пустой желудок...

ИЛИ ТАКОЙ ЗАГОВОР:
*"Ячмень, ячмень, на тебе кукиш, что хочешь, то купишь. Купи себе топорок секи себя поперек."

ЕСЛИ УВИДИТЕ МНОГО ДОБРА,ДЕНЕГ,ЗОЛОТА,ДОСТАТКА ИТД,ТО СЛОЖИТЕ ФИГУ И ЧИТАЙТЕ:
«Вам ни фига, а мне полные короба, а мне полные закрома и амбары, дом добра, кошели с деньгами, злата с серебрами. Я князь и купец, мне счастья венец. Аминь».

Первое, что бросается в глаза наблюдателю live – выступлений рок - групп со стороны, - это море выброшенных в воздух рук, покачивающихся в жесте, с незапамятных времён известном как « » и небывало популярном среди почитателей тяжёлой музыки. Как и любой другой элемент невербального общения, она используется для передачи информации, которая воспринимается на уровне подсознания и не требует особого разъяснения. Так кажется. Тем не менее, разные люди воспринимают «козу» по-разному, исходя из своих познаний о ней. А история у неё обширная, и до сих пор изучена не во всех подробностях.

Мощный, жёсткий ритм, оглушительный звук, сумасшедший восторг зала – настоящий драйв, знакомый любому, присутствующему на концерте любимой рок - группы. Полное осознание своей причастности к происходящему, ощущение единения музыки и человека - и все та же «коза» как символ сплочённости толпы. Вот и самое распространённое объяснение: это как бы сигнал, говорящий о принадлежности к определённому пласту общества и особой культуре. Без лишних затрат слов и времени на концертах и вне их рокеры сообщают друг другу – «мы едины». Не случайно, говоря даже о чисто внешнем сходстве, «козу» довольно часто сравнивают с латинской буквой U, по аналогии с буквой V (victory) из указательного и среднего пальцев. Расшифровывается же эта U как united, или unity, кому что ближе, поскольку смысл один и тот же - единство, объединение. Есть, кстати, ещё одна версия. Трёхпальцевая (указательный, мизинец, большой палец) «коза» является частью фразы «я тебя люблю» в английском языке глухонемых. В мире же музыки с помощью неё фанаты выражают любовь к своему кумиру…

Первым «козу» начал использовать Ronnie James Dio в начале 80-х, ещё будучи в составе Black Sabbath. Просматривая старые концертные видео с Дио, нельзя не заметить то как изящно и естественно он пользоваться этим жестом. Сразу видно, что музыкант хорошо знаком с жестом и знает, как с ним обращаться. Сам же Дио говорит, что ещё в детстве его этому научила родная бабушка. Когда они с ней гуляли и бабушке не нравился кто-то из прохожих, она начинала шипеть и тыкать в него «козой», на вопрос зачем она это делает, она отвечала, что так отгоняет от него зло и порчу, но таким же образом можно и проклятье наложить, если делать это преднамеренно. Надо сказать, что до сих пор отчаянно спорят, он ли на самом деле впервые употребил этот жест и открыл «козе» путь в мир тяжелой музыки. Во всяком случае, он обычно значится в списке кандидатов первым, а среди других назывались и Риччи Блэкмор, и Джимми Хендрикс, и Джордж Клинтон (чернокожий фанковый исполнитель, не президент), и Роджер Долтри…

В некоторых регионах Европы жест двумя пальцами использовали суеверные людьми для защиты от сглаза, колдунов и прочей нечисти. Жест этот древний и корни его уходят в оккультные науки, преследующие человечество с самого его появления. На старых персидских фесках изображались лучники чьи пальцы, натягивающие тетиву лука, сложены необычным образом — указательный палец и мизинец оттопырены, остальные собраны вместе, древко стрелы зажато между безымянным и средним пальцами правой руки, если вы попробуете зажать какой-нибудь предмет подобным образом, то найдёте этот способ крайне неудобным. При стрельбе из лука, в большинстве случаев, древко стрелы зажимается между указательным и средним пальцами. Очевидно персидские стрелки связывали своё ремесло с чем-то мистическим, да и как иначе если цель сего занятия — поражение мишени, её убийство.
Если смотреть на «козу» как на сакральный символ, то ответы можно найти в хиромантии, где указательный палец связывается с Юпитером, а мизинец с Меркурием. В греческой мифологии первый является верховным божеством, богом неба, грома и молний, ведающий всем миром, а второй богом обмана, воровства и ловкости, а ещё он проводник душ умерших в подземное царство. Что же до остальных пальцев, то средний отождествлялся с Сатурном — богом земли, безымянный с Солнцем. Стоит ли говорить о том какой популярностью пользовалась Астрология и Хиромантия на заре цивилизаций и как тесно было связанна их жизнь с этими науками. Таким образом, древние, делая «козу», обращались к двум божествам одновременно, прося защиты у Юпитера, а у Меркурия — помочь недругу добраться в царство Смерти.
Те, кто хорошо знаком с египетской мифологией и держал в руках книгу Мёртвых, наверное, знает, какие статуи стоят в гробницах фараонов. Фигуры, поставленные охранять мумию, держат пальцы сложенными в «козу», тех кто осмеливался осквернить усыпальницу должны были ожидать страшного проклятья, а то и смерти. Очевидно египетские жрецы понимали этот жест, также как древние греки и персы.


В Средневековье тёмные люди, принимавшие знания древних за ересь и дьяволопоклонничество, особенно во времена инквизиции, значение «козы» отождествляли с врагом рода человеческого, его рогами. Думали, что так приветствуют друг друга черти и ведьмы. Хотя и вилками многие тогда не пользовались, ибо она тоже рогатая.
Многие исполнители тяжёлой музыки придумали свои жесты, — фронтмен Soulfly Макс Кавалера зажимает безымянный палец большим, а остальные пальцы оставляя оттопыренными. Основатель легендарных Manowar Джой Де Майо выдумал свой собственный жест — sign of the hammer. Лидер коллектива KISS бас-гитарист Джин Симмонс несколько переиначил «козу» и поднимает 3 пальца: указательный, мизинец и большой палец — издревле символизирующий фаллос, оплодотворение. В добавление ко смыслу первых двух пальцев, большой выражает надежду на воскресение.

Многое говорили об этом жесте в разные времена, особенно в Средневековье. То видели в «козе» рога дьявола, то три шестёрки – дьявольское число. Считали, что так ведьмы приветствовали друг друга.

Все та же «коза» стала Символом Древних (надо понимать, духов), которым, по арабской книге о чёрной магии Некрономикону, можно было этих самых Древних призвать в случае необходимости.
Между прочим, интересно, что «коза» своей формой напоминает мудру (магический жест в виде определённого положения пальцев) Энергии. Отличие в том, что средний и безымянный пальцы в мудре Энергии кончиками соприкасаются с большим, а не просто прижаты. На востоке (и не только) широко практикуется лечение с помощью таких жестов. Причём название многих мудр восходит не столько к религии, сколько к восточной мифологии. В общем, с какой стороны ни посмотри, «коза» является типично языческим знаком.

« » использовалась новыми русскими как знак собственного превосходства. «Коза» — распространённый жест угрозы у блатарей «классического периода» – с начала 30-х по 70-е годы. Заимствован у босяков и беспризорников 20-х годов, сопровождался традиционными угрозами – шнифты выдавлю! или чичи протараню! (то есть выколю глаза).
С середины 80-х годов в арестантской среде у так называемых старых бродяг, правильных пацанов и т.д., то есть у представителей истинного шпанского братства вырабатывается негативно-ироническое отношение к распальцовке (как по-другому называется «блатная коза»). Это считается «дурным тоном», признаком «жужжащих», толстолобых, урлы (туповатой молодёжи). Уважающие себя арестанты посмеивались и издевались над теми, кто растопыривал пальцы веером.

После «перестройки», с начала 90-х годов, жест блатарей переняли бандиты, ракетчики (рэкетиры). В среде представителей новой криминальной волны почти не было людей с тюремно-лагерным опытом, преобладала молодёжь, агрессивная, энергичная, но туповатая и, как говорят правильные пацаны (то есть уголовники, которые следуют воровским законам и традициям), – без понятий. Эти уголовники новой формации переняли некоторые внешние атрибуты блатарей, и прежде всего – распальцовку. Так что в настоящее время выражение пальцы веером чаще всего ассоциируется с представителями бандитского мира (в отличие от воровского), с теми, кого принято называть быками. В местах лишения свободы выражения пальцы веером, пальцы гнуть (см.), распальцовка служат издевательской, негативной характеристикой человека, который стремится подражать отрицательно настроенным осуждённым, добиваться внешнего сходства с ними.

А вот в Италии коза к металлистам отношения не имеет. Это у них жест против сглаза и всяческих плохих примет, но только если пальцами вниз. Обязательно нужно сделать, если например, катафалк увидишь. Тот же жест, но пальцами вверх, как у металлистов – это очень грубое ругательство, «рогоносец». Гораздо грубее, чем средний палец и любые ругательства на словах. «Коза» – почти единственное за что действительно могут морду набить…

Оскорбительный смысл повсеместно вкладывается в знак рукой от локтя и отставленный средний палец. Оба жеста имеют фаллическое значение. Последний из них использовал еще Калигула, протягивая «бесстыдный палец» приближенным для поцелуя. Особо широкое распространение имеет в настоящее время в США. Калифорнийские таксисты применяют его в качестве обозначения неудачи и разочарования. На Ближнем Востоке то же обозначается ладонью, повернутой вниз, с отогнутым средним пальцем и расставленными остальными. Как и в Западном мире, этот жест имеет оскорбительный в сексуальном смысле характер. Более эмоциональной версией данного жеста является показ руки до локтя, когда кисть другой руки кладется перпендикулярно. В Великобритании используется не как оскорбление, а как вульгарный, грубый комплимент чьим-либо сексуальным качествам. У французов жест от локтя называется «рукой почета». А в Японии и Таиланде его воспримут как предложение полного спектра сексуальных услуг…

Упоминания непристойного жеста пальцем имеются уже в античности, у Аристофана в комедии «Облака» и у римлян (лат. digitus impudicus). Французский летописец Жан Фруассар пишет, что англичане во время Столетней войны показывали французам средний палец. В 1976 средний палец показал свистящей толпе вице-президент США Нельсон Рокфеллер.

Средний палец среди футбольных болельщиков известен как жест Эффенберга: немецкий футболист Штефан Эффенберг показал болельщикам средний палец в ответ на оскорбления и свист на Чемпионате мира по футболу в 1994 году, после чего был отчислен из сборной и провёл в ней лишь два товарищеских матча четыре года спустя. Любопытно, что на родине футболиста, в Германии, за такой жест (нем. Stinkefinger) официально по закону может быть наложен штраф.

Также кукиш, дуля, - фигура, выполненная с помощью пальцев одной руки (сложенная в кулак рука с большим пальцем, просунутым между указательным и средним). Этот жест используется людьми в различных конфликтных ситуациях и спорах, как бездоказательный аргумент или элемент утверждения и давления (непозволительная уловка), и, как правило, направляется противнику в лицо («под нос», « на рыло» и др).

Слово «шиш» используется как самостоятельно, для обозначения ситуации, например: «нет ни шиша» - означает отсутствие чего-либо (денег, ценностей и пр.), так и как выражение: «шиш тебе!», «шиш тебе с маслом!» - отказ дать что-либо, подсказать или оказать помощь человеку. Часто применяется в разговоре.

Одна из версий происхождения названия связывает его с борьбой Милана против Фридриха I Барбароссы в XII в. Подняв восстание, миланцы изгнали императора, усадив его верхом на мула. Когда Барбаросса вновь овладел городом, он приказал каждому горожанину снять фиговый листок, прикрепленный к заду мула. Фига являлась также аллегорией небольшой цены. Имея в виду этот смысл, один из персонажей У. Шекспира говорит: «Фига твоей дружбе». Выражение «не дать ни фига» означает, что не была дана даже такая мелочь, как фига.

Существует мнение, что слово «Фига» или «Фиг» как ругательство возникло на основе грубой фразы на немецком - «фик-фик махен» («fick-fick machen»), означающей занятие (или предложение заняться) сексом. Уличные проститутки сопровождали данную фразу жестом, имеющим в русском и других славянских языках несколько своих, оригинальных названий -- «Дуля», «Шиш» или «Кукиш», в силу чего данный жест также стал именоваться «Фига».
Согласно же П. Я. Черных, слово «фига» попало в славянские языки через французский, ср. франц. (с XIII века) faire la figue à - «издеваться над кем-л.», восходящее к средневек. ит. far la fica - «делать, показывать кукиш». В ср.-итальянском языке это выражение (может быть, в следствие контаминации с ficcare - «втыкать», «вгонять», «всовывать») получило непристойно-вульгарный смысл.

На Руси фиги отождествляли с шишками (хотя фиги округлее). Ясно, с чем отождествляли шишки, почему указательный палец донские казаки звали «шишок», и почему венгерское «шишак» — «шлем» — так хорошо прижилось в русском языке, хотя с «шиш» никак не связано? Тут «шиш», «фига» — прежде всего, голова (и старшего из бурлаков звали «шиш»).

«Фига», то есть кулак, в котором большой палец просунут между средним и указательным, изначально предполагает сексуальное оскорбление. Кулак символизирует мошонку, а выглядывающий кончик большой пальца - пенис. .

Фига так же используется против сглаза в некоторых странах, в частности в Португалии. Старообрядцы считали фигу эквивалентом троеперстного крещения. У бразильцев фига служит пожеланием «доброй удачи».

«Умри и будь проклят! И фига твоей дружбе!» – говорит, а вероятно, и показывает при этом фигу персонаж Шекспира в пьесе «Генрих V».

В настоящее время и в Британии, и в России фига часто присутствует в таких выражениях сожаления, как «Не дать ни фига» («Not to give a fig»), «Не получить ни фига», а также используется, чтобы передать незамысловатое восхищение, например «Не фига себе!»; но сам жест при этом не демонстрируется…

Кольцо, образуемое большим и указательным пальцами, связывается со значением выражения «о’кей». По одной из версий, жест был заимствован европейскими колонизаторами у индейцев и являлся знаком одобрения и восхищения. Оксфордский словарь английского языка интерпретировал «о’кей» как «все правильно». Еще задолго до открытия Америки знак кольца упоминался римским оратором I в. Квинтилианом в качестве грациозного обозначения одобрения. В немецкой системе жестов имеет совершенно иное значение - «ослиный зад». Акстелл приводит анекдот, когда на похвалу знаком кольца со стороны американского рабочего его немецкий напарник отказался работать с ним дальше. В ряде латиноамериканских стран кольцо также является оскорблением. Колумбийцы этим жестом обозначают гомосексуалистов. Во Франции он означает «ноль» или «ничего не стоящий». Жест кольца перед носом интерпретируется французами как очень пьяный. У японцев знак кольца символизирует деньги, поскольку вызывает ассоциации с формой монет.

Жест поднятого большого пальца пользуется большой популярностью как знак одобрения. Наоборот, опущенный большой палец обозначает осуждение. Традиционно считается, что жест этот происходит от практики решения римской публикой судьбы гладиаторов. Поднятый палец означал сохранение поверженному бойцу жизни, опущенный был сигналом к его смерти. Впрочем, подтверждений подобной версии не обнаружено. По мнению Дж. Фоли, «неправильное толкование возникло из неверного перевода выражения pollice verso, которое означало «повернутый» большой палец, но не говорило, как этот поворот осуществляется. На самом деле, когда зрители выражали желание добить поверженного гладиатора, «поворот» был вверх, т. е. палец распрямлялся. В случае же, если зрители хотели помиловать гладиатора, они убирали палец внутрь ладони, и этот жест имел название pollice compresso. Согласно Плинию Младшему, жест использовался публикой во время выступлений оратора в целях указания на поддержку его речи или несогласия с ней. В настоящее время поднятый большой палец часто используется как просьба подвезти. Но таким способом не рекомендуется останавливать машину в Австралии или Нигерии, где этот жест является знаком сексуального оскорбления. В Испании поднятый вверх большой палец символизирует поддержку баскского освободительного движения. У греков и сардинцев означает, что человек наелся. Опущенным вниз пальцем греки призывают держать себя в руках.

Статьи на тему:


  • Представьте себе следующую картину. Известный интеллектуал прибегает к знакомому всем жесту, выражая таким образом недовольство высказываниями политика-пустобреха. Он демонстрирует средний палец и зая...

Е. Е. Левкиевская

В книге: Славянские древности. Этнолингвистический словарь под ред.

Н.И.Толстого. Т. 3. М., 1994, с. 26-27.

КУКИШ, шиш, фига, дуля - жест, символизирующий коитус и имеющий обсценную семантику. Согласно правилам этикета, кукиш является неприличным жестом,имеющим целью оскорбить и унизить того,кому его показывают, а также способом выразить крайнее неприятие, резкий отказ,смешанный с презрением. В магическойпрактике кукиш, наряду с другими жестами,обозначающими коитус и гениталии, является универсальным оберегом, способным отгонять опасность, особенно сглаз и нечистую силу. Кукиш входит в число жестов, распространенных у вост. и зап. славян. У юж.славян, за исключением словенцев, кукиш почти не известен и осмысляется как заимствование из в.-слав. традиции. Ю.-слав. жестами,синонимичными кукишу, являются «кур» - поднятый вверх средний палец, когда остальные пальцы прижаты к ладони, а также жест,при котором кистью левой руки плашмяударяют в согнутую в локте правую руку,поднятую вверх (см. Гениталии). Близкоекукишу охранительное значение имеют т. н. «рога»,или «шипак», - ю.-слав. жест, при которомподняты вверх мизинец и указательный палец, а остальные прижаты к ладони. Этим жестом отгоняли от себя мору, вампира иливештицу.

Кукиш - жест, отвращающий сглази порчу, а также нечистую силу. Чтобызащитить себя или ребенка от сглаза, следовало незаметно сложить кукиш (в.-слав.).В Полесье, чтобы предотвратить порчуткущегося полотна, хозяйка сквозь кроснапоказывала кукиш вошедшему в дом постороннему человеку, а когда он выходил из хаты,она показывала кукиш ему вслед; иногда в подобном случае показывали два кукиша черезниты (волын.). По словен. верованиям, чтобы никто не сглазил работу при сбивании масла, следовало плюнуть в маслобойку ипоказать кукиш. Демонстрация кукиша в охранительных целях часто сопровождалась другими отгонными действиями, например, вследобладателю «злого» глаза бросали уголь,соль, кусок кирпича от печки и т. п.

В полесской традиции показывание кукиша было средством отгона вихря - при егоприближении складывали кукиш правой рукой;впрочем, в некоторых случаях существовалзапрет показывать кукиш вихрю, чтобы не разозлить его еще больше. При встрече с волком,чтобы отогнать его от себя, следовало отвернуться, а левой рукой показать ему кукиш (ПА, брес т.); кукиш показывали и для того,чтобы отогнать собаку (ПА, гомел.). Дляограждения себя от возможного зла привстрече на дороге с незнакомыми людьмипредписывался более сложный прием (на Рус.Севере его называли сеечкой) - следовало,повернувшись задом к встречным людям,наклониться и показать им кукиш между ног(с.-рус.). Согласно полесской быличке, кукишотгоняет даже смерть - женщина не моглаумереть, потому что показывала кукиш пришедшей за ней Смерти, но когда разжала руки,сразу умерла.

У вост. и зап. славян кукиш - способ опознания ведьмы и колдуна,а также их обезвреживания. Кукиш или два кукишапоказывали ведьме, чтобы она не смоглаиспортить человека (полес.) или сглазить девушку (с.-пол.), два кукиша показывали колдуну, чтобы он не наслал на человека икоту(рус. архангел.). Часто при встрече с ведьмой или колдуном предписывалось показывать кукиш тайно - в рукаве или в кармане(бел.). Считалось, что колдун или ведьмане могут спокойно пройти мимо человека, сложившего в карманах два кукиша, и обязательно чем-нибудь выдадут себя, например,начав ругать или задирать этого человека(укр.). В другом случае, чтобы опознатьведьму, следовало накануне воскресенья пойти к дому предполагаемой ведьмы, статьспиной к глухой стене, повернуть назадголову, плюнуть, подуть и показать кукиш всторону стены. На следующее утро ведьмапридет к этому человеку и спросит его, зачемон показывал ей кукиш (укр.).

Часто демонстрация кукиша источнику опасности сопровождалась приговором типа:«На тобё, штоб до пары, да иди» (ПА,ровен.); «Ражон табе у горла, дзяркач узубы, соль у вочы» (ПДМ:141). В Полесье,показывая кукиш вихрю, говорили: «Ось тобйдуля, куда дуля, туда и ты» (ПА, Житомир.), или: «Вихор, вихор, на табё дуля»(ПА, гомел.). Приговор с упоминанием кукишамог заменять соответствующий жест в охранительных целях. Например, чтобы предотвратить т. н. «зное» (болезнь ребенка,возникающую при встрече детей одного возраста), вынося ребенка на улицу, мать говорила: «А зное Бог понёс, а матерам дуляпод нос» (ПА, гомел.).

Имеется одно полесское свидетельствоо том, что кукиш мог быть не только жестом,но и специально сделанным амулетом, вырезанным из дерева и прикрепленным к ткацкому станку, чтобы защитить полотно отсглаза (ПА, бреет.).

В медицинской практике глазную болезнь «ячмень» лечили, поднося кглазу кукиш (в.-слав.) и произнося: «Глазнойкукиш, на тебе шиш» или: «Ячмень, ячмень, на тебе кукиш, / Что хочешь, то купишь, /Купи себе топорок, / Руби себя поперек».После чего на глаз плевали (рус., СМ 2 :271 ).Иногда это делал сам больной, иногда неожиданно поднести кукиш к глазу больного должен был посторонний. Кукиш упоминаетсяв некоторых фольклорных текстах. Например, в полес. веснянках говорится, что веснапринесла «Девкам цибули, а хлопцам по дули» (ПА).

Лит.: Байбурин А. К., Топорков А. Л.У истоков этикета. Этнографические очерки. Л.,1990; РСев 1992:119; ЖТК:288,461; Зеч.МБ:148; Чаjк.СД 5:223; Möd.LMS :411.


Почему мы показываем дули? Оказывается у древних славян, да и не только у них, дуля - это что то вроде защитной мудры.

Дуля была у наших предков защитным жестом, при котором три пальца: большой, указательный и средний замыкали внешний контур на человека, а безымянный и мизинец втыкались в середину ладони полностью закольцовывая энергетику человека.

Причем положено было крутить дули на обоих руках, чтобы полностью отгородиться от того же навета. Ноги, при этом старались скрестить, чтобы замкнуть и низ человека на себя.

Кстати, есть примета, очень старая: если дорогу перебежала черная кошка, а обойти этот участок никак нельзя, нужно скрутить дули на обоих руках и в таком состоянии перейти воображаемый путь кошки.

Один вид дули это - большой между средним и безымянным, правильная дуля это - большой между средним и безымянным.

Но, представим, что дуля - это некий вариант ведической мудры.Так что возможно, есть несколько вариантов ее складывания, но классический защитный вариант - обычная дуля. Но, обязательно безымянный и мизинец должны упираться в центр ладони, там есть биологически активная точка (БАТ), на которую они и замыкаются.

Использование кукиша (шиша, фиги) имеет корни в традиции использования небезызвестных мудр.

Десятки комбинаций пальцев условно делятся на несколько категорий: гармонизирующие, стимулирующие, исцеляющие, защитные и т.д.

Наше яблоко раздора относится к группе защитных мудр, чьи свойства основаны на специфике энергий, проводимых большим пальцем.

Именно это палец считается символом силы и мощи, лидерских качеств, авторитета и т.д

Перстень на большом пальце - украшение императоров, великих полководцев и прочих лидеров всех мастей.

Дуля издавна широко использовалась в народной магии, но совсем не как фаллический символ - это трактование вторично.

Кукиши крутят в карманах при разговоре с озлобленными и завистливыми людьми и вслед уходящим из дома неприятным гостям.

Показывают «испорченным» младенцам, чтобы снять сглаз, и взрослым людям, направляя большой палец в точку между бровями.

Также шиш вертят в верхние и нижние углы при энергетической уборке квартиры.

Чистят им и вещи, вернувшиеся к хозяину после использования чужими людьми.

При неприятном разговоре в кормане дулю скрутить, как защиту.
Направлять же в кого-то (тем более сгоряча) нельзя. «Пробивает» человека.

Как вылечить ячмень или воспаление на глазу с помощью дули.

Что означает дуля в разных странах. У нас в стране кукиш – это бездоказательный аргумент в затянувшемся споре. Иными словами, это наш отечественный «фак», который, тем не менее, не такой обидный.

В Японии, Китае и Корее фигу воспринимают как фаллический символ, а в Германии этим жестом можно предложить заняться сексом. И если в Индии трехпальцевая дуля будет воспринята как угроза, то в Турции и Центральной Америке это означает предложение провести экспресс курс орального секса.

Можете в свое удовольствие использовать кукиш в Бразилии и Португалии, потому как местное население привыкло считать, что такая конструкция из пальцев способна приносить удачу и отгонять злые силы.