Страны вошедшие в состав антанты. Страны антанты в первой мировой войне кратко

БРИТАНСКО-РОССИЙСКИЕ ПЕРЕГОВОРЫ В 1907 ГОДУ

В начале 1906 г. русский министр иностранных дел граф Ламздорф вышел в отставку. Вместо него был назначен Извольский, бывший посланник в Копенгагене, долго вращавшийся в германофобской датской придворной среде. Извольский был весьма склонен к англо-русскому сближению. Он очень боялся новых осложнений с Японией и стремился предотвратить их посредством соглашения с Англией. Он надеялся также, что такое соглашение позволит русской дипломатии разрешить вопрос о проливах.

В марте 1907 г. состоялся визит русского флота в Англию, в Портсмут. Группа русских офицеров по приглашению короля приехала в Лондон; здесь им устроили тёплую встречу. На спектакле, организованном для русских моряков, присутствовал сам Грей.

Опасения Извольского в отношении Японии имели под собой серьёзную почву. Переговоры о рыболовной конвенции, начатые на основе Портсмутского договора, протекали не гладко. В начале 1907 г. они привели к новому обострению русско-японских отношений. В Петербурге боялись, что Япония использует временное бессилие России, чтобы отнять у неё её дальневосточные владения. Извольский полагал, что соглашение с Англией будет лучшим способом добиться известных гарантий против Японии. Форейн офис тоже понимал, что нужно обеспечить русский тыл на Дальнем Востоке, для того чтобы в полной мере использовать Россию против Германии. Однако Англия и Япония оставались союзниками. В августе 1905 г., в период портсмутских переговоров, англо-японский союзный договор был возобновлён. Союзные обязательства были при этом распространены и на случай нападения какой-либо державы на Индию. Договор фактически признавал протекторат Японии над Кореей. Таким образом, английская дипломатия сохраняла за собой японскую страховку как от России, так и на случай войны с Германией. Но теперь Англии приходилось налаживать русско-японские отношения, дабы распространить страховку и на своего будущего русского союзника.

28 июля 1907 г. состоялось, наконец, подписание рыболовной конвенции; 30 июля 1907 г. было заключено и русско-японское политическое соглашение. Япония признала Северную Манчжурию - к северу от линии Хуньчун, озеро Биртэн, устье реки Нонни - сферой влияния России. Со своей стороны, царская Россия признала сферой Японии Южную Манчжурию и Корею. Соглашение это значительно улучшило русско-японские отношения. Если русские опасения за безопасность Владивостока, Приморья и КВЖД и не были окончательно рассеяны, то всё же они были ослаблены. Незадолго до заключения русско-японского соглашения состоялось и соглашение между Японией и Францией (10 июня 1907 г.).

Наконец, 31 августа 1907 г. не без содействия Франции было подписано англо-русское соглашение. С русской стороны его подписал Извольский, с английской - посол в Петербурге, поборник англ о-русской Антанты А. Никольсон.

Соглашение касалось Афганистана, Тибета и Персии. Персию разделили на три зоны: северную - русскую, южную (точнее, юго-восточную) - английскую и среднюю - нейтральную. Каждая сторона обязывалась не искать концессий политического или коммерческого свойства в «чужой» зоне и не препятствовать получению их партнёром. В нейтральной зоне каждая сторона сохраняла право добиваться концессий, не мешая таковым же действиям другого участника договора.

Соглашение предусматривало право контроля над доходами персидского правительства в русской и английской зонах. Контроль предполагалось ввести в случае неисправности персидского правительства в платежах по займам русскому Учётно-ссудному банку или английскому Шахиншахскому банку. При этом русское правительство могло установить контроль над доходами персидской казны, поступавшими с областей, отнесённых к русской зоне. Английское правительство получало соответствующие возможности в пределах своей зоны. Оба правительства обязывались «войти предварительно в дружественный обмен мнений в видах определения по взаимному согласию означенных мер контроля».

Афганистан царская Россия признавала находящимся «вне сферы русского влияния» и обязывалась «пользоваться для всех своих политических сношений с Афганистаном посредничеством британского правительства».

И Россия и Англия давали обязательство не вмешиваться во внутренние дела Тибета, не нарушать его территориальной целостности и сноситься с ним исключительно через сюзеренное китайское правительство.

Вопреки стараниям Извольского, о Константинополе и о проливах в соглашении не упоминалось: Англия не дала на этот счёт России никаких обязательств.

Соглашение 1907 г. создало так называемое Тройственное согласие - тройственную Антанту в составе Англии, Франции и России, противостоящую Тройственному союзу Германии, Австро-Венгрии и Италии.

Всемирная история дипломатии.

http://www.diphis.ru/anglo_russkoe_soglashenie-a370.html

КОНЕЦ АНГЛО-РУССКОЙ «БОЛЬШОЙ ИГРЫ» В АЗИИ

Внешняя политика России за переломные годы как бы отошла на второй план перед внутренней, но именно за это время и в ней произошел существенный поворот. Основными чертами русской политики были до тех пор союз с Францией, добрые отношения с Германией, соглашение с Австрией по балканским делам, соперничество с Англией по всему «фронту» Азии и только что прерванная Портсмутским миром открытая вражда с Японией.

Новый английский посол сэр Артур Никольсон прибыл в С.-Петербург в мае 1906 г. с поручением наладить англорусское сближение; он встретил в этом сочувственное отношение у нового министра иностранных дел А. П. Извольского. Английское правительство сначала сильно рассчитывало на русские «кадетские» круги; но сэр А. Никольсон скоро пришел к заключению, что ставку следует делать не на Думу, а на Столыпина, и был сильно встревожен, когда английский премьер Кэмпбелл-Баннерманн после роспуска Первой Думы на междупарламентском банкете воскликнул: «Дума умерла - да здравствует Дума». Король Эдуард VII был этим раздражен не менее, чем посол.

Еще летом 1906 г. визит английских судов в русские порты был отменен по просьбе России. Но переговоры об урегулировании спорных азиатских вопросов тем не менее завязались.

18 (31) августа 1907 г. англо-русское соглашение было подписано. Англия отказывалась от Тибета; обе державы признавали суверенитет Китая над этой страной. Россия отказывалась от притязаний на Афганистан; обе державы обязывались уважать его независимость и неприкосновенность. Персия делилась на три зоны: северная, с Тавризом, Тегераном, южным побережьем Каспийского моря и центральной областью, вплоть до Испагани и Ханикина, входила в русскую сферу влияния; юго-восточная часть, примыкающая к Афганистану и Индии, считалась английской зоной; а между ними оставалась «нейтральная» общая полоса, включавшая почти все побережье Персидского залива. Обе державы при этом взаимно обязались охранять неприкосновенность и независимость Персии.

Русская печать, в общем, встретила соглашение сочувственно. «Новое Время» называло соглашение с Японией и Англией «ликвидацией», завершением старых расчетов и писало: «Соглашение 18 августа знаменует собою новую фазу в азиатской группировке: оно обозначает собой отказ от того индийского похода, который не раз горячил воображения в России…» Сходную мысль высказал и министр иностранных дел А. П. Извольский, защищая проект соглашения в Совете министров. «Мы должны поставить наши интересы в Азии на надлежащее место , иначе мы сами станем государством азиатским, что было бы величайшим несчастьем для России».

С.С. Ольденбург. Царствование императора Николая II

http://www.empire-history.ru/empires-211-16.html

РОЛЬ А.П. ИЗВОЛЬСКОГО В ЗАКЛЮЧЕНИИ АНГЛО-РУССКОГО СОГЛАШЕНИЯ

После образования англо-французской Антанты русской дипломатии приходилось балансировать между своей союзницей и недавним непримиримым врагом - Англией. Россия нуждалась в поддержке Англии для стабилизации положения на Дальнем Востоке: еще будучи посланником в Японии, Извольский пришел к убеждению, что ключ к взаимопониманию между Петербургом и Токио лежит в Лондоне. Курс на соглашение с Англией означал поворот во внешней политике страны. Однако влиятельные консервативные круги в России настаивали на необходимости в условиях революционного кризиса сохранить и укрепить узы с монархическими правительствами Германии и Австро-Венгрии. Извольский должен был считаться с этими взглядами. Он также занялся реорганизацией собственного ведомства, в котором, по словам министра, царили "застой и разложение". Министр поставил на современный уровень информационную службу министерства, ввел в практику систематическую рассылку копий основных дипломатических документов в заграничные представительства. Ему удалось сменить всю министерскую верхушку. Новый министр сократил число дипломатических миссий в Германии и увеличил количество штатных консульств за границей. Это повысило эффективность работы МИД. Первый этап переговоров России, начавшихся в мае - июне 1906 года с Англией, Японией и Германией, можно рассматривать как период дипломатического зондажа и выявления взаимных требований. Слабость внешнеполитических позиций России диктовала Извольскому тактику выдвижения на переговорах сначала неглавных вопросов, а также убеждения правительств трех держав в том, что политика соглашения с каждой из них не направлена против другой и не имеет целью нарушить сложившееся в Европе и на Дальнем Востоке соотношение сил. Тактика лавирования подсказывала Извольскому и дипломатические методы ее осуществления - интенсивные и систематические личные контакты со своими зарубежными коллегами и главами правительств, как официальные, так и частные, впервые примененные в таких крупных масштабах российским министром иностранных дел.

Однако главные трудности Извольского на этом этапе были связаны с внутриполитическими проблемами. Уже в июне 1906 года, едва освоившись с обязанностями министра, Извольский был вынужден включиться в ликвидацию правительственного кризиса, возникшего в связи с разгоном Думы и отставкой правительства И.Л. Горемыкина. Переговоры с Англией были приостановлены. Извольский выступил с предложением о создании "ответственного министерства" с участием либеральной оппозиции. Но самым трудным для Извольского стало преодоление сопротивления в правящих кругах России своему новому курсу при выработке условий соглашений с Англией и Японией. Во время обсуждения условий договора с Англией о разграничении сфер влияния в Персии и об Афганистане его главным оппонентом выступал начальник Генштаба Ф. Палицын, настаивавший на расширении "русской зоны" в Персии. В СГО (Совете государственной обороны) Извольский вынужден был бороться против планов реваншистской войны с Японией. При выработке и обсуждении условий соглашений с Японией и Англией Извольский проявил гибкость, настойчивость и особенно умение убеждать. Впоследствии он признавался французскому послу в Париже: "Вы не можете себе представить всей той борьбы, которую мне пришлось выдержать за 1907 г. со всеми, вплоть до моих сотрудников по министерству".

В начале 1907 года Извольскому удалось склонить на свою сторону Столыпина и с помощью Коковцова изменить настроение членов особого совещания, а также сломить сопротивление военных в СГО. Он искусно использовал прессу, убедив общественность в пользе сближения с Англией и Японией. Заключительный этап переговоров с этими державами охватывает период с начала 1907 года и до подписания конвенций в июне - августе того же года.

Подход Извольского к выработке условий соглашений отличался реализмом. Отдавая себе ясный отчет в ослаблении позиций России в Средней Азии, необходимости отказа, хотя бы временного, от активной политики в этом регионе, но в то же время и защиты уже сделанных завоеваний, он согласился на английское предложение о разделе Персии на три зоны: северную ("русскую"), южную ("английскую") и нейтральную, с равными возможностями для двух стран. Тем самым закреплялось реально сложившееся положение во всем комплексе отношений между двумя соперниками в Персии. Принцип закрепления status quo распространялся и на Тибет, территориальную неприкосновенность которого под суверенитетом Китая признали Россия и Англия. Ожесточенные споры были связаны с Афганистаном, который Россия впервые признала лежащим вне сферы своих интересов. За уступки в Иране и Афганистане Извольский не преминул получить от британской дипломатии важную для его будущей политики на Ближнем Востоке компенсацию: обещание поддержать Россию в решении вопроса о проливах. При определении условий политического разграничения с Японией Извольский отвергнул японские требования, значительно выходившие за рамки Портсмутского договора, и в то же время во имя достижения соглашения он заплатил за него значительными уступками, главным образом в экономических вопросах.

Александр Петрович умел выделить главные проблемы, подчинить второстепенные вопросы основным - политическим. Так, зашедшие к концу 1906 года в тупик переговоры с Японией по реализации условий Портсмутского договора он предложил поднять на более высокий уровень переговоров о заключении общеполитической конвенции. В проведении "политики соглашений" Извольской довольно успешно применял тактику активного внешнеполитического лавирования, используя заинтересованность в России обоих блоков держав. Практически эта позиция выражалась в том, чтобы не форсировать переговоры с Англией, не улучшив вначале отношений с Германией, причем ровно настолько, насколько необходимо, чтобы не посеять иллюзий в Германии о возможности возрождения монархического Союза трех императоров и в то же время не возбудить подозрений Антанты. Одновременно предполагалось не допустить антигерманской направленности соглашения с Англией. В переговорах с Японией и Англией ставилась цель использовать зависимость Токио от Лондона и Парижа, заинтересованность Антанты в скорейшем возвращении России в Европу; поэтому нужно было координировать переговоры с обеими странами, придав им определенную синхронность, отдавая приоритет соглашению с Британией, ибо это, как мыслилось, продвинет и заключение русско-японского соглашения. Однако имелась в виду и обратная связь: в переговорах с Японией рассчитывали использовать американскую карту.

Извольскому удалось достичь в целом приемлемых условий соглашений с Англией и Японией. Хотя современники и обвиняли Извольского в излишней уступчивости своим партнерам, последних в том же упрекали их соотечественники. Большинство историков признает, что оба соглашения в целом соответствовали реальному соотношению сил на Дальнем Востоке и в Средней Азии и зафиксировали занимаемые к тому времени позиции держав. И все же дипломатическое искусство Извольского потерпело поражение на переговорах с Германией. Масштабы и острота противоречий между двумя державами, а главное - союз с Францией и курс на политическое сближение с Англией ограничивали применяемую русским министром "тактику возможного". Ввиду кардинальных разногласий по главным вопросам (балканскому и ближневосточному) Извольскому пришлось удовлетвориться заключением так называемого Балтийского протокола (октябрь 1907 года) о поддержании status quo в районе Балтики, не имевшего принципиального значения для взаимоотношений России и Германии. Этим протоколом создавалась лишь видимость восстановления баланса между Россией и германским блоком, поскольку реальный крен России в сторону Антанты увеличивался. В цепи заключенных Извольским соглашений англо-русская конвенция 1907 года занимала ключевое положение. Объективное общеполитическое значение ее, как и англо-французского соглашения 1904 года по разграничению в Африке, состояло в том, что она заложила фундамент в становление Тройственного согласия.

Оформление противоборствовавших блоков происходило на протяжении ряда лет. Их конфигурация изменялась под влиянием динамики внешнеполитических противоречий.

Тройственный союз - военно-политическое объединение Германии, Австро-Венгрии и Италии - был создан еще в 1882 г. Однако отчетливые формы блоковой конфронтации выявились в ходе локальных вооруженных конфликтов рубежа веков. Это были первые войны за передел территорий: Испано-американская война (1898), Англо-бурская война (1899-1902) и Русско-японская война (1904-1905). Не менее активное воздействие на складывание системы блоковой конфронтации оказали Марокканские кризисы, Балканские войны, национально-освободительные революции в ряде колониальных и полуколониальных стран.

На момент подписания Англией и Францией «Сердечного согласия» (Entente Cordiale) Россия вела войну с Японией. До подписания договора с Францией Англия уже заключила военно-политический союз с Японией, направленный против России, таким образом, англо-французский союз был направлен в основном против Германии. В сложившихся условиях Германия попыталась воспользоваться Русско-японской войной для ослабления политических и экономических позиций России, но одновременно учитывала опасность возникшего альянса Англии и Франции, склоняя Россию к союзничеству. Об этом свидетельствовала встреча кайзера Германии Вильгельма II и российского императора Николая II летом 1905 г.

Дальнейшему обострению противоречий между Германией, Францией и Англией послужил Первый Марокканский кризис 1905-1906 гг. На Альхесирасской (Испания) конференции по проблеме Марокко Франция получила твердую поддержку не только Англии, но и России, что было шагом к вступлению России в Антанту. Участница Тройственного союза - Италия - также поддержала Францию, признав ее притязания на Марокко, отдалившись тем самым от Германии и Австро-Венгрии.

Спустя год после окончания Русско-японской войны Англия, учитывая возникший дисбаланс сил на Востоке и растущую враждебность со стороны Германии, подписала соглашение с Россией, которое определило сферы влияния двух стран в Иране, Афганистане, Северо-Восточном Китае и на Тибете.

Соглашение Англии и России окончательно оформило блок Антанты.

Неуклонный рост мощи военно-морского флота Германии вел к усилению конфронтации ее с первой морской державой мира - Англией.

Главным эпицентром противоречий накануне Первой мировой войны стали Балканы , где столкнулись интересы не только великих дер- воины жав, но и малых народов, населяющих этот

регион. Традиционно ориентировавшиеся на Россию, Болгария и Сербия в 1912 г. заключили союзный договор с рядом секретных приложений, предусматривавших, в случае нарушения их суверенитета, совместное вооруженное выступление, а также попыток раздела Македонии. Этот договор был направлен прежде всего против Австро-Венгрии и Турции. К нему вскоре присоединились Греция и Черногория, образовав широкую коалицию, вошедшую в историю как Балканский союз.

Осенью 1912 г. началась Первая Балканская война созданного военно-политического союза с Турцией. Поводом для войны послужило антитурецкое восстание в Албании и Македонии и отказ Турции предоставить автономию Македонии. Вмешательство в конфликт великих держав (Австро-Венгрии, России и

АНТАНТА (французский - Entente, буквально - согласие), военно-политический союз государств в 1904-22 годах. Международные противоречия в связи с борьбой за передел мира привели в конце 19-начале 20 веков к образованию в Европе двух противостоящих друг другу военно-политических группировок. В 1882 году, после присоединения Италии к австро-германскому договору 1879 года, образовался Тройственный союз. В противовес ему сложился Русско-французский союз, оформленный соглашением 1891 года и военной конвенцией 1892 года. Из крупных европейских держав вне военных блоков до начала 20 века оставалась лишь Великобритания, придерживавшаяся традиционного курса «блестящей изоляции» и рассчитывавшая игрой на противоречиях между соперничавшими группировками достичь своих целей при сохранении за собой роли международного арбитра. Однако нарастание антагонизма с Германией заставило британское правительство изменить позицию и искать сближения с Францией и Россией.

Первым шагом на пути создания Антанты стало подписание англо-французского соглашения 1904 года, получившего название «Сердечное согласие» (Entente cordiale). С заключением в 1907 году русско-английского соглашения процесс формирования союза трёх государств - Тройственного согласия (Triple Entente) - в целом завершился. Возникший союз также сокращённо именовался Антантой.

В отличие от Тройственного союза, участники которого с самого начала были связаны взаимными военными обязательствами, в Антанте такие обязательства имели лишь Россия и Франция. Британское правительство, хотя и поддерживало контакты с генштабом и военно-морским командованием Франции, отказывалось от подписания военных конвенций с союзниками по блоку. Между участниками Антанты неоднократно возникали разногласия и трения. Они проявлялись даже в периоды острых международных кризисов, в частности, Боснийского кризиса 1908-09 годов и Балканских войн 1912-13 годов.

Противоречия внутри Антанты пыталась использовать Германия, стремившаяся оторвать Россию от Франции и Великобритании. Однако все её усилия в этом направлении закончились провалом (смотри Бьёркский договор 1905 года, Потсдамское соглашение 1911 года). В свою очередь страны Антанты предприняли успешные шаги по отрыву Италии от Германии и Австро-Венгрии. Хотя до начала Первой мировой войны 1914-18 годов Италия формально оставалась в составе Тройственного союза, её связи со странами Антанты укреплялись. В мае 1915 года она перешла на сторону Антанты и объявила войну Австро-Венгрии. Тогда же она порвала дипломатические отношения с Германией (объявила ей войну 28.8.1916).

В 1914-18 годах наряду с Италией к Антанте присоединились Бельгия, Боливия, Бразилия, Гаити, Гватемала, Гондурас, Греция, Китай, Куба, Либерия, Никарагуа, Панама, Перу, Португалия, Румыния, Сан-Доминго, Сан-Марино, Сербия, Сиам, США, Уругвай, Черногория, Хиджаз, Эквадор и Япония. Антанта превратилась в военно-политический союз мирового масштаба, в котором ведущую роль играли крупные державы - Великобритания, Франция, Россия, Италия, США и Япония.

С началом 1-й мировой войны сотрудничество участников Тройственного согласия стало более тесным. В сентябре 1914 года Великобритания, Франция и Россия подписали в Лондоне декларацию о незаключении сепаратного мира с Германией и её союзниками, которая заменила союзный военный договор. Начали проводиться политические и военные конференции Антанты, были образованы её политические и военные органы - Верховный совет и Межсоюзный военный комитет, задачей которых являлась координация действий участников Антанты.

Подобно Германии и её союзникам, выработавшим программу передела мира, ведущие державы Антанты с началом войны вступили в секретные переговоры, на которых обсуждались планы захвата чужих земель. Достигнутые договорённости были закреплены в англо-франко-русском соглашении 1915 года (о переходе Константинополя и Черноморских проливов к России), Лондонском договоре 1915 года (о передаче Италии территорий, принадлежавших Австро-Венгрии, Турции и Албании), Сайкс - Пико соглашении 1916 года (о разделе азиатских владений Турции между Великобританией, Францией и Россией). Планы захвата германских колониальных владений вынашивали Япония, США и Португалия.

К середине 1917 года странам Антанты удалось подорвать военную мощь противостоявшей им группировки. Важную роль в этом сыграли действия русской армии. В ноябре 1917 года в России победила социалистическая революция; в декабре 1917 года Россия фактически вышла из войны. Предложение советского правительства заключить демократический мир без аннексий и контрибуций было отвергнуто воюющими странами. В 1918 году державы Антанты начали военную интервенцию в Советскую Россию под лозунгом её принуждения к выполнению союзнических обязательств (в действительности преследовались контрреволюционные и колониальные цели). Деятельность Антанты наряду с антигерманской приобрела также антисоветскую направленность.

С капитуляцией Германии в ноябре 1918 года главная военная цель Антанты была достигнута. В 1919 году в процессе подготовки мирных договоров с Германией и её союзниками противоречия внутри Антанты резко обострились, начался её распад. В 1922 году, после окончательного провала планов военного разгрома Советской России, Антанта как военно-политический союз фактически прекратила своё существование. Сотрудничество между бывшими её участниками в дальнейшем велось по линии поддержания версальско-вашингтонской системы, созданной ими после 1-й мировой войны для обеспечения своего мирового лидерства.

В годы 2-й мировой войны геополитическая конструкция Тройственного согласия возродилась и стала основой для формирования антигитлеровской коалиции.

Лит.: Schmitt В.Е. Triple entente and triple alliance. N. Y., 1934; Тарле Е.В. Европа в эпоху империализма. 1871-1919 годы// Тарле Е.В. Соч. М., 1958. Т. 5; Тэйлор А. Дж. II. Борьба за господство в Европе. 1848-1918. М., 1958; История первой мировой войны. 1914-1918: В 2 т. М., 1975; Манфред А. 3. Образование французско-русского союза. М., 1975; Girault R. Diplomatie europeenne et imperialisme (1871-1914). Р., 1997.

Употреблялось и выражение l’entеnte cordiale («сердечное согласие») в память кратковременного англо-французского союза в 1840-х. Создание А. было реакцией на создание в 1882 Тройственного Союза и усиление Германии и попыткой не допустить германской гегемонии на континенте. Обострение англо-германских противоречий в начале ХХ в. отодвинуло на задний план колониальное соперничество Великобритании, Франции и России. Великобритания, вынужденная отказаться от политики «блестящей изоляции», перешла к политике блокирования против самой сильной державы континента. Важным стимулом такого выбора стала германская военно-морская программа, а также колониальные притязания Германии. Образованию А. предшествовало заключение в 1891-1893 русско-французского союза в ответ на создание возглавленного Германией Тройственного союза. Было подписано англо-французское соглашение 1904 . В этом договоре речь шла о разграничении сфер влияния в Азии и Африке и ни слова не говорилось о союзе против Германии. Однако оно стало первым шагом на пути присоединения Великобритании к франко-русскому союзу. В 1907 заключено русско-английское соглашение о разделе сфер влияния в Иране, Афганистане и Тибете. Сев. Персия попала в зону влияния России, Афганистан был объявлен вне сферы русского влияния, но и Великобритания обязалась не вмешиваться в его внутренние дела. Также был признан суверенитет китайской династии Цин над Тибетом, оккупированном англичанами в 1904. В условиях нарастания противоречий между Францией и Германией (по проблемам колоний и Эльзаса и Лотарингии) и Великобританией и Германией (по проблемам колоний и рынков сбыта) Россия всеми силами оттягивала мировую войну, так как чувствовала свою неготовность к ней. Кроме того, англо-русскому сближению содействовала Франция, использовавшая финансовые рычаги (заем апреля 1906). Однако если Россия и Франция были связаны взаимными военными обязательствами, то английское правительство, несмотря на установленные между английскими и французскими генштабами и военно-морским командованием контакты, не приняло на себя определенных военных обязательств. Тем не менее, с 1912 Россия, прежде тяготившаяся жесткостью условий военной конвенции с Францией, по собственной инициативе идет на развитие этих обязательств. Так, в феврале Россия согласилась с давним предложением скреплять протоколы совещаний начальников генштабов стран подписями министров, что придавало им характер правительственных документов. В июне была подписана морская конвенция, которая предусматривала совместные действия военно-морских сил государств во всех случаях, когда совместно должны были действовать сухопутные войска. Также Россия перестала избегать общеполитического сближения с Великобританией и стала стремиться заручиться английской поддержкой на случай общеевропейского конфликта. Под давлением Франции и в связи с обострением обстановки на Балканах министр иностранных дел России Сазонов в сентябре 1912 решился на визит в Англию, где ему удалось заручиться согласием министра иностранных дел Э. Грея и короля Георга V на проведение морских операций против германского флота в Северном море в случае войны. С конца 1913 Россия выступила инициатором превращения Тройственного согласия в открытый оборонительный союз, в котором Великобритания становится желанным союзником. Но Великобритания и Франция дали на это предложение отрицательный ответ. Причем Франция предлагала ограничиться секретным русско-английским договором, аналогичным русско-французскому, а английский кабинет заявил о намерении добиваться пересмотра условий конвенции 1907. Русская сторона была вынуждена принять вариант союзников. В апреле 1914 Форин Оффис передал МИД России проект новой конвенции о Тибете, который фактически предусматривал установление английского протектората над ним. Кроме того, Великобритания выступила против решения российского правительства увеличить численность казачьей бригады в «русской зоне» на севере Персии. В мае-июне 1914 начались морские переговоры с Великобританией, которые забуксовали, но после согласия России пойти на уступки в Тибетском и Афганском вопросах, в июле проект морского соглашения был выработан. Правда, утвердить его не успели. Если единая линия поведения с Францией была окончательно установлена в ходе визита в Россию президента Р. Пуанкаре и председателя правительства А. Вивиани в июле 1914, то с Великобританией ее пришлось уточнять по дипломатическим каналам. В августе 1914 государства А. вступили в I мировую войну против Германии и ее союзников. В сентябре 1914 в Лондоне между Великобританией, Францией и Россией было подписано соглашение о незаключении сепаратного мира, заменявшее собой союзный военный договор. В октябре 1915 к этому соглашению присоединилась Япония. С первых дней войны Великобритания, Франция и Россия вступили в секретные переговоры о переделе послевоенного мира: англо-франко-русское соглашение 1915 , предусматривавшее переход Черноморских проливов к царской России; Лондонский договор 1915 между А. и Италией, определявший территориальные приобретения Италии в Австрии, Турции и Албании; Сайкс — Пико договор 1916 о разделе азиатских владений Турции между Великобританией, Францией и Россией и др. Политическое и военное руководство А. осуществлялось Межсоюзническими конференциями (1915-1918), Верховным Советом, Межсоюзным военным комитетом, Верховными главнокомандующими союзными войсками и их Главными штабами. Кроме того, применялись такие формы сотрудничества, как двусторонние и многосторонние встречи и консультации, контакты главнокомандующих и генштабов через представителей союзных армий и военных миссий. Однако в силу различий военно-политических целей и отдаленности театров военных действий не удалось создать единое и постоянное руководство блоком. К концу I мировой войны антигерманская коалиция объединила, не считая России, 28 государств: Великобританию, Бельгию, Боливию, Бразилию, Гаити, Гватемалу, Гондурас, Грецию, Италию, Китай, Кубу, Либерию, Никарагуа, Панаму, Перу, Португалию, Румынию, Сан-Доминго, Сан-Марино, Сербию, Сиам, США, Францию, Уругвай, Черногорию, Хиджаз, Эквадор и Японию. Причем США, вступив в войну в мае 1917, в Антанту не входили, выступая в войне против Германии самостоятельно. осле октября 1917 и принятия декрета о мире Россия фактически вышла из А., что было подтверждено заключением сепаратного Брестского мира 1918 . 22 декабря 1917 конференция представителей стран А. в Париже поддержала антибольшевистские правительства Украины, казачьих областей, Сибири, Кавказа и Финляндии; 23 декабря заключено англо-французское соглашение о разделе сфер влияния в России. В английскую зону были включены Кавказ и казачьи области, а в зону Франции — Бессарабия, Украина и Крым. Сибирь и Дальний Восток были отнесены к зоне влияния США и Японии. Антанта заявила о непризнании Брестского мира, войска ее государств приняли участие в Интервенции в гражданскую войну в России и другие регионы бывшей Российской империи, но к военным действиям против советской власти не приступила. После победы над Германией в ноябре 1918 Верховный Совет А. фактически выполнял функции «мирового правительства». Главы Великобритании, Франции и США руководили Парижским мирным конгрессом 1919 . Итоги конгресса, закрепленные в Версальском мире (смотрите Версальская система), провал политики Антанты в отношении России и Турции повлекли за собой обострение противоречий между участниками «Сердечного согласия». Бельгия вернулась к политике нейтралитета, Италия, разочарованная Версальским миром, дистанцировалась от политики Великобритании и Франции. В первой половине 20-х А. прекратила существование.

Российская Историческая Энциклопедия

(фр. entente согласие ), военно-политический блок государств — Великобритании, Франции и России, иначе именовавшийся «Тройственным Согласием»; сложился в основном в 1904—1907 и завершил размежевание великих держав накануне Первой мировой войны.

Термин возник в 1904 первоначально для обозначения англо-французского союза, при чём употреблялось выражение l’entеnte cordiale («сердечное согласие») в память кратковременного англо-французского союза в 1840-х гг., носившего то же имя. Создание Антанты было реакцией на создание Тройственного Союза и вообще усиление Германии и попыткой не допустить её гегемонии на континенте, первоначально со стороны России (Франция изначально занимала антигерманскую позицию), а затем и со стороны Англии. Последняя перед лицом угрозы германской гегемонии была вынуждена оставить традиционную политику «блестящей изоляции» и перейти к — впрочем тоже традиционной — политике блокирования против самой сильной державы континента. Особенно важным стимулом для такого выбора Англии послужила германская военно-морская программа, а также колониальные притязания Германии. В Германии, со своей стороны, такой поворот событий был воспринят как «окружение» и послужил стимулом для новых военных приготовлений, воспринимавшихся как сугубо оборонительные.

1891—93 заключение русско-французского союза в ответ на создание Тройственного союза 1882 — военного блока, возглавленного Германией.

в 1904 было подписано англо-французское соглашение. за которым последовало русско-английское

в 1907 русско-английское.

Эти соглашения фактически оформили создание Антанты.

Военно-политические союзы в Европе перед началом Первой мировой войны.

К концу войны в состав государств антигерманской коалиции (не считая России, вышедшей после Октябрьской революции из войны) входили: Англия, Бельгия, Боливия, Бразилия, Гаити, Гватемала, Гондурас, Греция, Италия, Китай, Куба, Либерия, Никарагуа, Панама, Перу, Португалия, Румыния, Сан-Доминго, Сан-Марино, Сербия, Сиам, США, Франция, Уругвай, Черногория, Хиджаз, Эквадор, Япония.

После победы над Германией Верховный совет Антанты практически выполнял функции «мирового правительства», занимаясь устроением послевоенного порядка. Однако, провал политики Антанты в России и Турции обнаружил предел ее могуществу, подтачиваемому внутренними противоречиями между державами-победительницами. В этом политическом качестве «мирового правительства» Антанта прекратила существование после образования Лиги Наций, тогда как в военном отношении возникла новая, послевоенная система союзов.

Большевистская революция в России первоначально интересовала Антанту прежде всего, в смысле катастрофических для нее военных перспектив (выхода России из войны и ее превращения в сырьевой придаток Германии); впоследствии вопрос свержения большевистского правительства был осознан как вопрос принципа — «защиты цивилизации». Разумеется, это не исключало того, что основные державы-участницы интервенции преследовали и прагматические политики-экономические интересы. Уже 23 декабря 1917 Англия и Франция подписали соглашение о совместной интервенции в России. 9 марта 1918 г. англичане, под предлогом (впрочем реальной) немецкой угрозы Мурманску, высадили там первый отряд; 1 августа ими был занят Архангельск. Чехословацкие легионы, поднявшие восстание в мае 1918 г., также официально считались частью сил Антанты и непосредственно подчинялись ее Верховному совету. После поражения Германии в ноябре 1918 Антанта пытается заполнить образовавшийся с выводом немецких (и турецких — в Закавказье) войск военно-политический вакуум, занимая причерноморские города: Одессу, Севастополь, Новороссийск, а также Закавказье. Интервенционистские войска состояли, по крылатому выражению одного из наиболее активных адептов интервенции Уинстона Черчилля, из представителей 14 государств; прежде всего это были: Англия, Франция, США, Сербия, Греция, Румыния, Италия; Польша, Финляндия, Латвия и Эстония не участвовали в десантах, но вели боевые действия против правительства Ленина. На Дальнем Востоке от имени Антанты активно действовала Япония, преследуя собственные интересы, но впрочем сдерживаемая в этом отношении американцами. В Закавказье Антанта, в лице Англии, распоряжалась практически полностью, что впрочем нельзя (вопреки советской исторической традиции) считать интервенцией в России, так как Закавказье тогда в состав России не входило. Однако обнаружив, что поддержание присутствия в России невозможно без крупномасштабных военных действий, и не имея реальных возможностей для новой большой войны с неясными для масс целями, страны Антанты были вынуждены уже весной 1919 вывести свои войска из большинства занятых районов (кроме Дальнего Востока). Активная материальная, экономическая и отчасти по-прежнему военная (добровольцами) помощь Белому движению продолжалась до начала 1920 года, когда стала очевидна его бесперспективность. Идею свержения большевистского правительства заменила идея «санитарного кордона», и польско-советскую войну 1920 г., которую Польша вела при активной поддержке Франции, можно считать последним крупным антибольшевистским предприятем, связанным с Антантой.