Умер писатель сергей есин. Есин, сергей николаевич Писатель Сергей Есин

Краткая биография

Во многих произведениях Есина объектом исследования становится советский гражданин, интересы которого ограничены материальным благосостоянием и стремлением занять более высокую должность… передача мыслей и рефлексия героев преобладают над сюжетом.

Жена - кинокритик В. Иванова.

Награды

Сочинения

  • «Живём только два раза», 1976 (сборник)
  • «При свете маленького прожектора», 1979 (сборник)
  • «Р-78» // «Юность», 1979, № 3 (повесть)
  • «Мемуары сорокалетнего», 1984 (сборник)
  • «Имитатор» // «Новый мир», 1985, № 3 (роман о художнике среднего таланта, добившемся признания подражанием, копированием и портретами функционеров высшего ранга)
  • «Сам себе хозяин», 1985 (роман о жизни сезонного рабочего)
  • «Дорога в Смольный. Июль-октябрь 1917», 1985, дополненное изд. под назв.: Константин Петрович, 1987 (роман о Ленине)
  • «Гладиатор», 1987 (сборник)
  • «Временитель» // «Знамя», 1989, № 1-2
  • «Типы», 1990 (сборник)
  • «Венок геодезисту» // альманах «Апрель», сб. 2, 1990
  • «Казус, или Эффект близнецов». Однопартийный роман // «Московский вестник», 1992, № 2-5 (антиутопия)
  • «Стоящая в дверях» // «Наш современник», 1992, № 4
  • «Затмение Марса» // «Юность», 1994, № 10
  • «Отступление от романа», или «В сезон засолки огурцов», 1994
  • «Рассказы», 1995
  • «Гувернёр», 1996 (роман)
  • «Культура и власть», 1997 (сборник эссе)
  • «Ленин. Смерть титана», 2002 (роман-биография)
  • «На рубеже веков. Дневник ректора», 2002
  • «Ах, заграница, заграница…», 2006 (в книгу вошли романы «Хургада» и «Марбург»)
  • «Случайная закономерность. Сергей Есин - Марк Авербух. Межконтинентальные разговоры», 2009
  • «Твербуль, или Логово вымысла» (роман), 2009
  • «Маркиз» (роман), 2011

Примечания

Источники

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. - М .: РИК «Культура», 1996. - 492 с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 18 декабря
  • Родившиеся в 1935 году
  • Родившиеся в Москве
  • Кавалеры ордена «За заслуги перед Отечеством» 4 степени
  • Кавалеры ордена Дружбы (Россия)
  • Писатели России XX века
  • Русские писатели XX века
  • Ректоры Литинститута
  • Выпускники филологического факультета МГУ
  • Писатели Москвы
  • Персоналии:Москва
  • Преподаватели Литературного института имени А. М. Горького
  • Лауреаты Бунинской премии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Есин, Сергей Николаевич" в других словарях:

    - (р. 1935), русский писатель. Наибольшую известность получил роман «Имитатор» (1985) о посредственном художнике, добивающемся признания интригами и писанием портретов крупных чиновников. В прозе социально нравственные и психологические проблемы.… … Энциклопедический словарь

    - (р. 1935) русский писатель. Наибольшую известность получил роман Имитатор (1985) о посредственном художнике, добивающемся признания интригами и писанием портретов крупных чиновников. В прозе социально нравственные и психологические проблемы.… … Большой Энциклопедический словарь

    Писатель, общественный деятель, ректор Литературного института им. А. М. Горького; родился 18 декабря 1935 г. в г. Москве; окончил МГУ; работал в Государственном комитете СССР по телевидению и радиовещанию, был главным редактором Главной редакции … Большая биографическая энциклопедия

    - (род. 18 декабря 1935) русский писатель. Окончил филологический факультет МГУ. Публикуется с середины 1970 х гг. С 1992 г. ректор Литературного института. Награды Медаль ЦК КПРФ «90 лет Великой Октябрьской социалистической Революции» Ссылки Есин … Википедия

    Сергей Николаевич Есин (род. 18 декабря 1935) русский писатель. Окончил филологический факультет МГУ. Публикуется с середины 1970 х гг. С 1992 г. ректор Литературного института. Награды Медаль ЦК КПРФ «90 лет Великой Октябрьской социалистической… … Википедия

    Содержание 1 Мужчины 1.1 Б 1.2 Е 1.3 П … Википедия

    Сергей Николаевич Есин (род. 18 декабря 1935) русский писатель. Окончил филологический факультет МГУ. Публикуется с середины 1970 х гг. С 1992 г. ректор Литературного института. Награды Медаль ЦК КПРФ «90 лет Великой Октябрьской социалистической… … Википедия

    Сергей Николаевич Есин (род. 18 декабря 1935) русский писатель. Окончил филологический факультет МГУ. Публикуется с середины 1970 х гг. С 1992 г. ректор Литературного института. Награды Медаль ЦК КПРФ «90 лет Великой Октябрьской социалистической… … Википедия

    Сергей Николаевич Есин (род. 18 декабря 1935) русский писатель. Окончил филологический факультет МГУ. Публикуется с середины 1970 х гг. С 1992 г. ректор Литературного института. Награды Медаль ЦК КПРФ «90 лет Великой Октябрьской социалистической… … Википедия

Книги

  • Собрание сочинений. В 5-ти томах , Есин Сергей Николаевич , Есин Сергей Николаевич (род. 1936 г.) - русский писатель, лауреат многих литературных премий, среди которых государственная премия правительства Москвы и Бунинская премия. Уже в советское… Категория:

Ушёл из жизни писатель Сергей Николаевич Есин , неделю не дожив до своего 82-летия. Умер внезапно.

Жуткий год, конечно. Смерть за смертью выдающихся людей культуры. Только попрощались с Леонидом Броневым – и вот умер Сергей Есин. Чуть раньше, напомню, скончался великий писатель Владимир Маканин .

Кто остаётся? Юрий Васильевич Бондарев , прежде всего. Лимонов, Проханов. Это я о старшем поколении – то, которое беречь нужно. Потому что им есть, что сказать.

С Сергеем же Николаевичем я познакомился позднее чем, то было давно. И познакомился странно. Вёл одну литературную премию. Сергей Николаевич сидел в первом ряду. После я подошёл к нему – познакомиться. Разговорились, и он между делом так бросил, характеризуя меня на сцене: «Всё хорошо, а ботинки просто отличные».

И эта фраза запомнилась. Литераторы, знаете ли, не столь часто обращают внимание на одежду. Но Сергей Николаевич был из тех, в ком всегда чувствовался стиль. Собственно, человек – это стиль, как говорил Вольтер .

Так вот, у Сергея Николаевича стиль был – собранный, зоркий, ироничный. Одной фразочкой он умел столь точно охарактеризовать человека, ситуацию. И разглядеть суть. Фраза о ботинках, к слову, из их числа. Убойная такая ирония.

И ещё – живой. Вот то слово, которое очень подходит Сергею Есину. Его манере говорить, одеваться, держать себя. А «живой» – очень важное слово для русской литературы, языка в принципе. Эта сфера, не терпящая мертвечины, равнодушия.

Собственно, «живой как жизнь» – так о русском языке писал Гоголь. Живость языка, живость тем – то, что отличает хорошую книгу. Всё это у Есина, несомненно, присутствовало. Он и сам – как человек – был очень живой. До последних дней.

Знаю, о чём говорю, потому что мы виделись с Сергеем Николаевиче в конце ноября в Екатеринбурге. Он вёл мастер-класс у молодых писателей, и я тоже. Даже обидно немного стало. Потому что я сам бы с радостью сходил на его мастер-класс. И мнения тех, кто делился впечатления о нём позже, укрепляли моё желание.

Да, «институт наставничества в литературе» звучит старомодно. И как-то даже немного пошло, отдавая совписом в его худших образцах. Но Сергей Николаевич был именно что наставником. Он умел разобрать текст лучше других, но главное – Есин с его умением выхватить основное, фундаментальное направлял человека, давал ему точный вектор. Уверен, будь чуть больше таких – мы бы приобрели многое. Есин – при всех своих экспериментах, местами авангардизме даже – умел сохранять традицию.

С 1992 по 2006 годы он возглавлял Литературный институт имени Горького . И о том периоде, и о ректорстве Есина пишут разное. Не всегда лицеприятное. Но и не представить, как трудно было сохранить Литинститут в те годы – не отдать его на расстрел, на распил. Заслуга Сергея Николаевича в том, что островок слова, где родился Герцен и жил Платонов , сохранился, несомненна.

При этом Есин, хотя ректор отчасти поддавливал в нём писателя, успевал писать книги. Хотя знаковое его произведение было создано всё же в канун «перестройки». Речь, конечно, об «Имитаторе », вышедшем в «Новом мире» и предсказавшем будущее и литературы, и искусства в целом. Предтеча модернизма, перенос симулякров на русскую почву – и диагноз того ненастоящего, искусственного, что позднее заполонит полки, экраны. Есин написал о том, что казаться важнее, чем быть, и как из этого извлекать пользу.

Но важнее, на мой взгляд, то, что Сергей Николаевич фиксировал в своих «Дневниках ». Это большой труд, и он важен, на самом деле, не только своими литературными достоинствами, но и, прежде всего, срезом эпохи. Не знаю, кто ещё с такой точностью, будто хирург анатомировал повседневность, день за днём фиксировал и, главное, преображал нашу реальность. День за днём. Здесь – и ельцинская эпоха, и путинская. Со временем «Дневники» Есина станут чем-то вроде «Истории государства российского» Карамзина . Уверен.

При этом у Есина, конечно, были ученики. И немало. Более того, они старались вести нечто похожее на дневники учителя. Та же фиксация, та же скрупулёзность, тот же подход, но на выходе получалось не то. Совсем не то. Или слишком легковесно, или, наоборот, перегружено, тускло. Одним не хватало глубины резкости, другим – лёгкости слога, третьим – иронии, четвёртым – терпения.

У Есина всё это было. Он умел в дневниковых записях не только поставить важнейшие, как это принято говорить, социально-нравственные вопросы, но и сделать это литературой, перейдя от актуального к универсальному, вечному. И добивался этого Сергей Николаевич, прежде всего, благодаря вниманию и умению подмечать, анализировать подробности.

Исайя Берлин говорил, что есть писатели-ежи и есть писатели-лисы. Так вот, Сергей Есин был, если угодно, писателем-кротом . Он всё время копал, бурил вглубь; его интересовало то, что скрыто, то, что не замечено ни камерой, ни глазом – то, что может зафиксировать лишь душа, и то при должно развитой эмпатии. В глубине Есин отыскивал настоящее. То, что невозможно сымитировать. А вернее – то, что не нуждается в имитации, потому что скрыто на глубине.

Да, это был природный талант, но талант развитый, усиленный, огранённый ежедневными упражнениями. Американцы сказали бы о Есине – self-made man. Из простой семьи, отец репрессирован, но – Сергей Николаевич добился своего. И потому знал, что советовал, говоря: «Человек становится тем, кем он хочет стать». Есину это удалось.

Дай Бог, чтобы удалось и его ученикам. Для этого им, прежде всего, необходимо терпение, о котором Сергей Николаевич вспоминал всякий раз, когда его спрашивали, что он хочет пожелать молодым писателям. И будет тот, кто окажется способен разглядеть глубину настоящего и зафиксировать её, тем самым связав прошлое и будущее через настоящее. Ведь слова побеждают всё.

Прошедшие же 20 лет со временем мы будем изучать по дневникам Сергея Есина. Этим важнейшим и очень терпеливым свидетельствам суетной эпохи, помогающим в подробностях рассмотреть настоящее в пёстрой имитации жизни.

Серге́й Никола́евич Е́син (род. 18 декабря , Москва) - российский писатель.

Краткая биография

Во многих произведениях Есина объектом исследования становится советский гражданин, интересы которого ограничены материальным благосостоянием и стремлением занять более высокую должность… передача мыслей и рефлексия героев преобладают над сюжетом.

Награды и премии

  • Почётное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации » () - за заслуги в области искусства
  • Почётный работник высшего образования РФ
  • Медаль ЦК КПРФ «90 лет Великой Октябрьской социалистической Революции»
  • Премия Правительства Москвы (1995)
  • Международная премия имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства (1999)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (29 марта ) - за большой вклад в развитие отечественной культуры
  • Горьковская литературная премия (2009)
  • Премия «Венец» (2012) Союза писателей Москвы
  • Почётная грамота Президента Российской Федерации (31 июля ) - за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу
  • Премия «Золотой Дельвиг» () - за многолетнюю литературную деятельность и создание произведений, которые стали вехами в советской и русской литературной жизни

Сочинения

  • «Живём только два раза», 1976 (сборник)
  • «При свете маленького прожектора», 1979 (сборник)
  • «Р-78» // «Юность», 1979, № 3 (повесть)
  • «Мемуары сорокалетнего», 1984 (сборник)
  • «Имитатор» // «Новый мир», 1985, № 3 (роман о художнике среднего таланта, добившемся признания подражанием, копированием и портретами функционеров высшего ранга)
  • «Сам себе хозяин», 1985 (роман о жизни сезонного рабочего)
  • «Дорога в Смольный. Июль-октябрь 1917», 1985, дополненное изд. под назв.: Константин Петрович, 1987 (роман о Ленине)
  • «Гладиатор», 1987 (сборник)
  • «Временитель» // «Знамя», 1989, № 1-2
  • «Типы», 1990 (сборник)
  • «Венок геодезисту» // альманах «Апрель», сб. 2, 1990
  • «Казус, или Эффект близнецов». Однопартийный роман // «Московский вестник», 1992, № 2-5 (антиутопия)
  • «Стоящая в дверях» // «Наш современник», 1992, № 4
  • «Затмение Марса» // «Юность», 1994, № 10
  • «Отступление от романа», или «В сезон засолки огурцов», 1994
  • «Рассказы», 1995
  • «Гувернёр», 1996 (роман)
  • «Культура и власть», 1997 (сборник эссе)
  • «Ленин. Смерть титана», 2002 (роман-биография)
  • «На рубеже веков. Дневник ректора», 2002
  • «Ах, заграница, заграница…», 2006 (в книгу вошли романы «Хургада» и «Марбург»)
  • «Случайная закономерность. Сергей Есин - Марк Авербух . Межконтинентальные разговоры», 2009
  • «Твербуль, или Логово вымысла» (роман), 2009
  • «Маркиз» (роман), 2011
  • «Опись имущества одинокого человека» (роман), 2014

Напишите отзыв о статье "Есин, Сергей Николаевич"

Примечания

Источники

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. - М . : РИК «Культура», 1996. - XVIII, 491, с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8 .

Ссылки

  • в библиотеке Максима Мошкова
  • в «Журнальном зале »
  • в каталоге «Библус»
  • // интервью Юрию Кувалдину , «Наша улица», 2004, № 4
Предшественник:
Сидоров, Евгений Юрьевич
ректор
1992-2006
Преемник:
Тарасов, Борис Николаевич

Отрывок, характеризующий Есин, Сергей Николаевич

Сени наполнились безобразными звуками возни и пьяными хрипящими звуками запыхавшегося голоса.
Вдруг новый, пронзительный женский крик раздался от крыльца, и кухарка вбежала в сени.
– Они! Батюшки родимые!.. Ей богу, они. Четверо, конные!.. – кричала она.
Герасим и дворник выпустили из рук Макар Алексеича, и в затихшем коридоре ясно послышался стук нескольких рук во входную дверь.

Пьер, решивший сам с собою, что ему до исполнения своего намерения не надо было открывать ни своего звания, ни знания французского языка, стоял в полураскрытых дверях коридора, намереваясь тотчас же скрыться, как скоро войдут французы. Но французы вошли, и Пьер все не отходил от двери: непреодолимое любопытство удерживало его.
Их было двое. Один – офицер, высокий, бравый и красивый мужчина, другой – очевидно, солдат или денщик, приземистый, худой загорелый человек с ввалившимися щеками и тупым выражением лица. Офицер, опираясь на палку и прихрамывая, шел впереди. Сделав несколько шагов, офицер, как бы решив сам с собою, что квартира эта хороша, остановился, обернулся назад к стоявшим в дверях солдатам и громким начальническим голосом крикнул им, чтобы они вводили лошадей. Окончив это дело, офицер молодецким жестом, высоко подняв локоть руки, расправил усы и дотронулся рукой до шляпы.
– Bonjour la compagnie! [Почтение всей компании!] – весело проговорил он, улыбаясь и оглядываясь вокруг себя. Никто ничего не отвечал.
– Vous etes le bourgeois? [Вы хозяин?] – обратился офицер к Герасиму.
Герасим испуганно вопросительно смотрел на офицера.
– Quartire, quartire, logement, – сказал офицер, сверху вниз, с снисходительной и добродушной улыбкой глядя на маленького человека. – Les Francais sont de bons enfants. Que diable! Voyons! Ne nous fachons pas, mon vieux, [Квартир, квартир… Французы добрые ребята. Черт возьми, не будем ссориться, дедушка.] – прибавил он, трепля по плечу испуганного и молчаливого Герасима.
– A ca! Dites donc, on ne parle donc pas francais dans cette boutique? [Что ж, неужели и тут никто не говорит по французски?] – прибавил он, оглядываясь кругом и встречаясь глазами с Пьером. Пьер отстранился от двери.
Офицер опять обратился к Герасиму. Он требовал, чтобы Герасим показал ему комнаты в доме.
– Барин нету – не понимай… моя ваш… – говорил Герасим, стараясь делать свои слова понятнее тем, что он их говорил навыворот.
Французский офицер, улыбаясь, развел руками перед носом Герасима, давая чувствовать, что и он не понимает его, и, прихрамывая, пошел к двери, у которой стоял Пьер. Пьер хотел отойти, чтобы скрыться от него, но в это самое время он увидал из отворившейся двери кухни высунувшегося Макара Алексеича с пистолетом в руках. С хитростью безумного Макар Алексеич оглядел француза и, приподняв пистолет, прицелился.
– На абордаж!!! – закричал пьяный, нажимая спуск пистолета. Французский офицер обернулся на крик, и в то же мгновенье Пьер бросился на пьяного. В то время как Пьер схватил и приподнял пистолет, Макар Алексеич попал, наконец, пальцем на спуск, и раздался оглушивший и обдавший всех пороховым дымом выстрел. Француз побледнел и бросился назад к двери.
Забывший свое намерение не открывать своего знания французского языка, Пьер, вырвав пистолет и бросив его, подбежал к офицеру и по французски заговорил с ним.
– Vous n"etes pas blesse? [Вы не ранены?] – сказал он.
– Je crois que non, – отвечал офицер, ощупывая себя, – mais je l"ai manque belle cette fois ci, – прибавил он, указывая на отбившуюся штукатурку в стене. – Quel est cet homme? [Кажется, нет… но на этот раз близко было. Кто этот человек?] – строго взглянув на Пьера, сказал офицер.
– Ah, je suis vraiment au desespoir de ce qui vient d"arriver, [Ах, я, право, в отчаянии от того, что случилось,] – быстро говорил Пьер, совершенно забыв свою роль. – C"est un fou, un malheureux qui ne savait pas ce qu"il faisait. [Это несчастный сумасшедший, который не знал, что делал.]
Офицер подошел к Макару Алексеичу и схватил его за ворот.
Макар Алексеич, распустив губы, как бы засыпая, качался, прислонившись к стене.
– Brigand, tu me la payeras, – сказал француз, отнимая руку.
– Nous autres nous sommes clements apres la victoire: mais nous ne pardonnons pas aux traitres, [Разбойник, ты мне поплатишься за это. Наш брат милосерд после победы, но мы не прощаем изменникам,] – прибавил он с мрачной торжественностью в лице и с красивым энергическим жестом.
Пьер продолжал по французски уговаривать офицера не взыскивать с этого пьяного, безумного человека. Француз молча слушал, не изменяя мрачного вида, и вдруг с улыбкой обратился к Пьеру. Он несколько секунд молча посмотрел на него. Красивое лицо его приняло трагически нежное выражение, и он протянул руку.
– Vous m"avez sauve la vie! Vous etes Francais, [Вы спасли мне жизнь. Вы француз,] – сказал он. Для француза вывод этот был несомненен. Совершить великое дело мог только француз, а спасение жизни его, m r Ramball"я capitaine du 13 me leger [мосье Рамбаля, капитана 13 го легкого полка] – было, без сомнения, самым великим делом.
Но как ни несомненен был этот вывод и основанное на нем убеждение офицера, Пьер счел нужным разочаровать его.
– Je suis Russe, [Я русский,] – быстро сказал Пьер.
– Ти ти ти, a d"autres, [рассказывайте это другим,] – сказал француз, махая пальцем себе перед носом и улыбаясь. – Tout a l"heure vous allez me conter tout ca, – сказал он. – Charme de rencontrer un compatriote. Eh bien! qu"allons nous faire de cet homme? [Сейчас вы мне все это расскажете. Очень приятно встретить соотечественника. Ну! что же нам делать с этим человеком?] – прибавил он, обращаясь к Пьеру, уже как к своему брату. Ежели бы даже Пьер не был француз, получив раз это высшее в свете наименование, не мог же он отречься от него, говорило выражение лица и тон французского офицера. На последний вопрос Пьер еще раз объяснил, кто был Макар Алексеич, объяснил, что пред самым их приходом этот пьяный, безумный человек утащил заряженный пистолет, который не успели отнять у него, и просил оставить его поступок без наказания.

ЕСИН , СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (р. 1935), русский писатель. Родился 18 декабря 1935 в Москве в интеллигентной семье. После окончания филологического факультета МГУ (1960) был актером в театре, работал на радио, ТВ; был главным редактором журнала "Кругозор". С 1987 преподаватель, затем профессор кафедры литературного мастерства, с 1992 - ректор Литературного института им. А.М.Горького.

После выхода сборников "Живем только два раза" (1976) и "При свете маленького прожектора" (1979) привлек широкое внимание романом "Имитатор. Записки честолюбивого человека" (1985), открывшим объединенный общей проблематикой своеобразный романический триптих, включающий также романы "Временитель" (1987, др. назв. этого "романа о любви и дружбе" - "Гладиатор") и "Соглядатай" (1989, др. назв. - "Бег в обратную сторону, или Эсхатология"). В центре внимания Есина , писателя-аналитика, сдержанно-респектабельного в стилевой манере и беспощадного в социально-психологическом обличении, современная творческая интеллигенция, с ее вечно новым комплексом славолюбия и зависти, жажды власти и зависимости, с ее труднопреодолимым соблазном искушения хорошо оплачиваемой ложью и позорной уступчивостью перед наглостью современных "конквистадоров", как их называет сам автор, - дельцов от искусства, присваивающих себе чужой труд, талант и время. Напряженность характерного для прозы Есина внутреннего монолога, позволяющего с максимальной тщательностью проследить за всеми этапами борьбы высокого и низкого в душе героя, перипетиями мучительного подавления голоса совести, отказа от призвания во имя "призванности", от истинных творческих прорывов ради внешней успешности, дающего определить причины разлада человеческого в человеке, нарушения гармонии между самооценкой персонажа и мнением о нем окружающих, заставляет видеть в произведении Есина драму этических принципов, родственную драме идей современной научной художественной литературы, в которой важнее самой ситуации аспект и результат ее рассмотрения.

Скептически-ироническая оценка современной отечественной интеллигенции с ее лицемерием, невежеством, конформизмом и корыстолюбием, формирует принципиально новую трактовку этого слоя русского общества, претендующего быть независимым, самоотверженным и бескорыстным наставником народа.

В то же время проблемы интеллигенции экстраполируются писателем на все общество, приобретая тем самым характер "всемирной эсхатологии, т.е. учения о цели Космоса и истории и их конце" (словарное определение, поставленное автором в эпиграф "Бега..."). Вот почему справедливо утверждение Есина (которое можно с полным основанием отнести и к другим его произведениям), что, например, "Имитатор" - "роман не о художнике", а о системе.

Игра в подлинность, имитаторство временщиков, суета, убивающая талант, и настоящее дело, раскрываясь на примере хорошо известной автору писательской среды (здесь напрашиваются реминисценции с романом "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова и даже пьесой "Кот домашний средней пушистости" Г.И.Горина и В.Н.Войновича), в романе "Отступление от романа, или В сезон засолки огурцов. Педагогические этюды и размышления об искусстве стать писателем" (1984) перерастают в трогательную и печально-саркастическую картину мира, постепенного "обытовления", омещанивания русской интеллигенции в автобиографической повести "Мемуары сорокалетнего", повестях "Производственный конфликт", "Соавтор", рассказах "Побег", "Основная пара", "Родственница", "Приезжий", "Серьезная покупка2 (все 1984), романе "Сам себе хозяин" (1985), пьесе "Гибкая пластинка" (1984) и др., выявляя при этом стремление автора к игре со временем и пространством, кинематографически крупным планом и литературным коллажем, мистическими и фантастическими мотивами, элементами публицистики и документальности.

Лейтмотивная для Есина проблема нравственного выбора (с неизменным авторским тяготением к справедливости как фундаменту сохранения чести и достоинства) проецируется и на его социально-исторические произведения - как основанные на факте и максимальном приближении к реальности обращения к революционным событиям в России начала века (роман "Константин Петрович", 1987, посвященный В.И.Ленину), так и историко-фантастическую антиутопию ("однопартийный роман" "Казус, или Эффект близнецов", 1992). Внутриполитическим процессам 1990-х годов посвящена и публицистика Есина (сб. статей "Культура и власть", 1997).

В повести Есина "Техника слова" (1990) показано взаимодействие жизненного материала и многовариантной фантазии художника, цель и смысл которой не всегда бывают предсказуемы даже для самого автора.

В России на сегодняшний день весьма много имен талантливых литераторов, но одно из них выделяется особенно. Сергей Николаевич Есин - это человек, проявивший себя во многих областях культуры, заслуживающий, чтобы о нем знали современники.

Краткая биография

Сергей Есин родился в Москве восемнадцатого декабря 1935 года. Когда он был совсем еще ребенком, будущему писателю пришлось познать все ужасы войны. И хотя он в период с тысяча девятьсот сорок первого года и до Великой Победы находился в тылу, насмотрелся и пережил мальчик очень многое. Кроме того, именно в этот период жизни ребенка, его отец был репрессирован. Все эти невзгоды очень повлияют на творчество российского прозаика. Сергей Есин - писатель, биография которого не самая жизнерадостная. Но он не был сломлен. Сергей оканчивает школу и проходит на филологический факультет МГУ, а затем успешно обучается на заочном отделении.

Трудно представить, насколько это Ведь не многие могут похвастаться тем, что побывали в жизни и библиотекарем, и фотографом, и лесником, и актером. И это не весь список! Но всё же Сергей Есин - писатель. Биография его насыщенная и интересная.

Он устраивается корреспондентом в известнейшее издание «Московский комсомолец». Затем Сергей Николаевич становится главным журнала под названием «Кругозор». И вот тогда он создает свой первый шедевр, которым насладились очень многие. Название первой повести - «Живем только два раза». Правда, напечатана впервые она была в совсем другом советском журнале и под псевдонимом. Но с тех пор произведения этого писателя систематически выходят в свет. Что важно, их издают не только в России, но и в Европе, и во многих азиатских государствах.

Уже тогда Сергей Николаевич Есин, краткая биография которого читателю уже знакома, не ограничивался лишь писательским трудом, он совмещал его с редакторской и преподавательской работой. Кроме того, именно ему выпала честь возглавлять Писатель является обладателем очень многих наград в области культуры. Он также занимал пост вице-президента Академии русской словесности. Сейчас Есин Сергей Николаевич уже отошел от дел и живет в своем родном городе, столице России.

Творчество

После того как свет увидело его первое произведение, Есин создает еще много замечательных прозаических повестей и романов. Чего только стоят его "Временитель" или "Соглядатай"! Хотя в большей мере читатели обратили внимание на его дар, познакомившись с более ранним произведением под названием "Имитатор. Записки честолюбивого человека".

Эмоции, заключенные в оболочку романов Есина, совершенно разнообразны. Поэтому спектр чувств, которые испытывает читатель, также обилен. Главными персонажами Сергей Есин обычно избирал современную творческую интеллигенцию. Поистине интересно читать о людях, которые стремятся к власти или же уступчивы по своей природе, любят, ненавидят, находятся в конфликте с обществом, а зачастую и с самим собой.

Монолог персонажа

Наверняка Есину именно современная интеллигенция была более близка как социальная прослойка, ведь иначе просто невозможно так мастерски создавать образы и обстановку напряженности, которая царит в его романах. Ее наличие очень важно для читателя, именно поэтому скорее хочется дочитать до развязки и не откладывать книгу в долгий ящик.

Очень часто писатель раскрывает характеры главных героев с помощью приема «внутреннего монолога». Они в романах Сергея Николаевича всегда яркие, зачастую трогательные и философские. А еще каждое из подобных обращений к внутреннему голосу является крайне жизненным и реалистичным. Читатель видит в персонажах самого себя и свои проблемы.

Современная интеллигенция

Сергей Есин - писатель, оценивающий современную отечественную интеллигенцию очень скептически и иронически, ведь она лицемерит, она невежественна, зачастую склонна к конформизму и корыстолюбию. Есин словно обличает тот слой общества, который себя ставит в качестве наилучшего, смелого защитника людей, которому взамен ничего и не нужно. Хотя стоит заметить, что Сергей Есин с легкой сатирой относится и к иным представителям русского народа, да и к системе в целом.

Главные работы

Список сочинений писателя крайне объемен, в нем найдутся книги на любой вкус. Есть и рассказы про обычного человека с его проблемами и переживаниями. Также имеются романы о людях творческих, с необычной судьбой и жизненным поиском, а есть и повествования о реальных исторических событиях и людях, в которых совершенно нет вымысла, а лишь воспоминания писателя.

"Имитатор"

Есин Сергей Николаевич - писатель, который создал очень много прекрасных произведений, но, как утверждал сам прозаик, «судьба писателя удалась тогда, когда у него имеется хотя бы один бестселлер». И вот таким произведением для него является роман под названием «Имитатор», который был опубликован в одном из советских журналов в восемьдесят пятом году. Главным героем является деятельный живописец Семираев. Он четко видит свою цель в жизни и идет к ней. Поистине, читая роман, совершенно не знаешь, любить или презирать главного героя. Вот такая она - современная интеллигенция в трудах Есина.

Этот труд является началом трилогии, так как потом вышли в свет еще два романа писателя. Это «Гладиатор» (сначала его название было иным - «Временитель») и «Соглядатай». В романах нет единой линии повествования, все они о трех совершенно разных людях, но единая нить все же имеется. В каждом из них - о представителе творческой профессии, и все они находятся в поиске себя.

"Гладиатор"

Произведение о двух главных героях. О более успешном Пытаеве, который не хочет довольствоваться тем, что имеет (прекрасная карьера и стабильный доход), а желает выступить в роли творца, написав настоящий биографический роман. Рядом же находится Заложников, который, будучи талантливым, всегда в тени Пытаева. Вот такой интересный конфликт двух представителей интеллигенции.

"Соглядатай"

История о том, как талантливый режиссер Сумаедов просто побоялся создать что-то важное в жизни. Это роман о человеческих страхах и непонимании.

Все книги трилогии полны интереснейших рассуждений, проблемы в них описаны очень жизненные и близкие каждому человеку, потому так интересно погружаться в мир каждого из персонажей.

"Гувернер"

Чуть позже свет увидел роман под названием «Гувернер». Он несколько отличается от трилогии и приятен тем, что в нем есть множество описаний экзотических стран. Книга описывает приключения человека, который вызвался сопроводить родителей богатого бизнесмена на отдыхе. Но вместо, казалось бы, мирной истории о путешествии, читатель получает настоящую проблему и очень много колоритных персонажей из числа наших соотечественников времен девяностых.

Это только малая крупица из того, что было создано писателем за его творческую карьеру. Познакомиться с прозой Есина - обязанность каждого.

Семья писателя

Есин Сергей Николаевич, биография которого, как и говорилось ранее, не может быть названа простой, еще в детском возрасте лишился отца. Родитель Сергея Николаевича занимал должность военного прокурора и, к несчастью, в сорок третьем году, прямо в разгар войны, когда мальчику жилось и так очень тяжело, был репрессирован за антисоветскую пропаганду. Мать Есина была родом из крестьянской семьи, но при этом имела образование юриста. Она узнала, что произошло с мужем и за что тот был осужден, и после того как он вернулся из заключения, изъявила желание с ним развестись. Дедушка писателя по материнской линии тоже был репрессирован в советское время.

Есин Сергей Николаевич, семья которого пострадала в военное время, не пал духом, хоть все это и оказало влияние на творчество прозаика, как и то, что рожден он был в интеллигентной семье. Наверняка именно потому он позже и пишет о представителях именно этого социального слоя.

К слову, в детстве писатель был совершенно обычным дворовым ребенком, который посредственно учился в школе, а иногда и вовсе прогуливал уроки. Но именно тогда, в детстве, Есин уже определился с профессией, решил, что хочет быть писателем.

Несмотря на то что Сергей Есин - писатель, о его личной жизни известно крайне мало. Он был женат на кинокритике Ивановой Валентине Сергеевне. О ней, своей жене и близком друге, которая не так давно покинула этот мир, Есин Сергей Николаевич написал книгу. В первой части он пишет воспоминания о юности Валентины Сергеевны, вторая часть - это повесть самой Ивановой, которую она не успела опубликовать при жизни, а в третей части можно познакомиться с выдержками из дневника писателя, в которых говорится о его жене. Также в книге имеется и библиография кинокритика Ивановой и воспоминания о ней коллег, соратников и друзей. Очень трогательно знакомиться с содержанием этого издания, зная, что это воспоминания о любимой и утраченной супруге.

Сергей Есин - писатель, который точно заслуживает внимания читателей. Свой жизненный опыт и искания он выкладывает без прикрас в своей прозе. И до сих пор каждую из книг Есина можно назвать современной и на злобу дня.