Введение подушной подати. Подушная подать Почему отменили подушную подать

На сенокосе. Прокудин-Горский. 1909

Подушная подать

Подушная подать - основной прямой налог в XVIII-XIX вв. Введена после проведения Петром I 28 ДК 1718-1724 подушной переписи - учёта мужского населения для перехода к "поголовщине" и отказу от подворного обложения , существовавшего с 1649 . Указ Петра I об этом вышел 24 ЯН 1722 , а право сбора податей было передано помещикам . С этого времени переписи населения получили название ревизий .

Единица налогообложения - душа . Взималась со всех мужчин податных сословий любого возраста. Кстати, по мнению славянофилов крепостное право было введено Петром I, установившим подушную подать. Подать составляла для помещичьих, монастырских и дворцовых крестьян - 74 коп ., для государственных крестьян - 1 руб .14 коп., для посадских (купцов и ремесленников ) - 1 руб.20 коп. Введение этой системы позволило повысить общую сумму взимаемых налогов в 4 раза. Желая укрепить единоличную власть Бирон Э.И. в 1740 уменьшил подушную подать на 17 коп. Однако кроме неё существовало до 40 видов косвенных налогов , а также прямые - рекрутские , драгунские , корабельные и особые "сборы". Податью были обложены также "гулящие люди " и холопы . Этот разряд крестьян , образованный в результате проведения податной реформы , включат черносошных крестьян Севера, однодворцев южных уездов , пашенных людей Сибири, ясашных людей Среднего Поволжья общей численностью в 1 млн.

Чтобы обеспечить сбор податей, а также затруднить бегство крестьян, правительство вводит паспортную систему - каждый крестьянин, уходивший на заработки дальше 30 вёрст от постоянного места жительства, д.б. иметь паспорт с указанием срока возвращения домой. Всякий, кто не имел паспорта, подлежал задержанию и выяснению личности в воеводской канцелярии. Указом Елизаветы Петровны от 1741 были прощены все недоимки за 17 лет, а в 1742 и 1743 размер подушной подати был временно снижен на 10 коп. Зато повышены косвенные налоги - в т.ч., цены на соль и вино. 3 МЙ 1783 подушная подать и крепостное право были распространены так же на территорию Украины . После введения подушного обложения широкое распространение получило утаивание "душ". В ходе следствия сотские и десятские потом показывали, что "утаенных в наличность не писали за великую скудность", что платить подушные деньги крестьяне не в состоянии. Во время второй ревизии в Коми крае обнаружили немало "душ", утаенных при первой ревизии.

Так, в Ужгинской, Койгородской и Гривенской волостях утаили 235 душ мужского пола, в Прилузской волости - 45 душ, в Вотчинской - 39 душ и т.д. Крестьяне Киберской, Межадорской, Визингской , Вотчинской и ряда др.волостей в 1730 не стали платить повышенные ямские деньги. Крестьянские выборные, сотские и земские целовальники этих волостей, собравшиеся для общего совета в Пыёлдинской волости, отказавшись от их уплаты, заявили: "Таких де ямских денег платить не будут... и тому же де указу не верим". В первой пол.XIX в. подушная подать в отношении купцов была уже заменена сбором "процентов с капитала". На остальных она по-прежнему начислялась в расчёте на каждую душу мужского пола, учтённую по соответствующей ревизии. Напр., начиная с 1795 , подушная подать с крестьян Коми края взималась уже в полном размере - по 1,02 руб. с души в год.18 ДК 1797 по указу Павла I годовой оклад подушной подати повышался до 1,28 руб. (включая 2 коп.на сбор подати). При Александре I размер основного государственного налога внешне продолжал увеличиваться.

По манифесту от 2 ФВ 1810 он стал взиматься в сумме 2 руб. с ревизской души и по манифесту от 11 ФВ 1812 - 3 руб. с души. С 1790-х по 1812 формально подушная подать с крестьян Коми края увеличилась с 0,72 до 3 руб., т.е. почти в 4,2 раза. За это же время, внешне не менее заметно, возрастал и основной сословный налог с государственных крестьян края - оброчная подать. Она начислялась и взыскивалась по тому же принципу, что и подушная подать, т.е. по полугодиям в расчёте на ревизскую душу. Налог "на содержание присутственных мест" в 1807 взимался в размере 0,18 руб., с 1808 - 0,27 руб. с души. Подобная ситуация произошла и с особым сбором "на устройство водяных и сухопутных сообщений", который по указу от 25 ОК 1816 был определён в 0,25 руб. с души, 22 МР 1818 - увеличен до 0,3 руб. и официально присоединён к подушной подати. Прибавления к окладу подушной подати последовали и в 1862 - за счёт введения "временного сбора". Он назначался с 1863 дифференцированно по уездам страны.

В Мезенском, Усть-Сысольском и Яренском уездах Коми края "временный сбор" был определён в 12 коп. (в расчётах кредитного руб.). Однако в н.1863 последовал указ об освобождении "от дополнительной подушной подати всех сельских обывателей Архангельской и Екатеринбургской губерний, Сольвычегодского, Усть-Сысольского и Яренского уездов Вологодской губернии и Чердынского уезда Пермской губернии". Поэтому крестьяне Коми края выплачивали подушную подать, вплоть до её отмены в 1886 , в прежнем размере, т.е. 1 руб. с ревизской души м.п., учтённой по X ревизии в 1858-1859. Подушная подать была отменена отменена Александром II 18 МЙ 1887 и заменена др.налогами. 9 ФВ 1897 была проведена однодневная перепись населения. По данным Центрального статистического комитета, население России в 1897 составило 128,2 млн.человек . 13 ДК 1926 началась новая Всесоюзная перепись населения.

Визинга Власть Власть политическая Воевода Вотча (Волся) Государственные крестьяне Государство Грива Гулящие люди Дворцовые крестьяне Денга Деньги Десятский Драгуны Душа Зыряне Индекс цен Капитал Копейка Косвенное обложение Кредит (заём, ссуда) Кредитные билеты (кредитки) Крепостное право Крестьяне Купечество Личность Манифест Монастырь Налоги Однодворцы

English: Wikipedia is making the site more secure. You are using an old web browser that will not be able to connect to Wikipedia in the future. Please update your device or contact your IT administrator.

中文: 维基百科正在使网站更加安全。您正在使用旧的浏览器,这在将来无法连接维基百科。请更新您的设备或联络您的IT管理员。以下提供更长,更具技术性的更新(仅英语)。

Español: Wikipedia está haciendo el sitio más seguro. Usted está utilizando un navegador web viejo que no será capaz de conectarse a Wikipedia en el futuro. Actualice su dispositivo o contacte a su administrador informático. Más abajo hay una actualización más larga y más técnica en inglés.

ﺎﻠﻋﺮﺒﻳﺓ: ويكيبيديا تسعى لتأمين الموقع أكثر من ذي قبل. أنت تستخدم متصفح وب قديم لن يتمكن من الاتصال بموقع ويكيبيديا في المستقبل. يرجى تحديث جهازك أو الاتصال بغداري تقنية المعلومات الخاص بك. يوجد تحديث فني أطول ومغرق في التقنية باللغة الإنجليزية تاليا.

Français: Wikipédia va bientôt augmenter la sécurité de son site. Vous utilisez actuellement un navigateur web ancien, qui ne pourra plus se connecter à Wikipédia lorsque ce sera fait. Merci de mettre à jour votre appareil ou de contacter votre administrateur informatique à cette fin. Des informations supplémentaires plus techniques et en anglais sont disponibles ci-dessous.

日本語: ウィキペディアではサイトのセキュリティを高めています。ご利用のブラウザはバージョンが古く、今後、ウィキペディアに接続できなくなる可能性があります。デバイスを更新するか、IT管理者にご相談ください。技術面の詳しい更新情報は以下に英語で提供しています。

Deutsch: Wikipedia erhöht die Sicherheit der Webseite. Du benutzt einen alten Webbrowser, der in Zukunft nicht mehr auf Wikipedia zugreifen können wird. Bitte aktualisiere dein Gerät oder sprich deinen IT-Administrator an. Ausführlichere (und technisch detailliertere) Hinweise findest Du unten in englischer Sprache.

Italiano: Wikipedia sta rendendo il sito più sicuro. Stai usando un browser web che non sarà in grado di connettersi a Wikipedia in futuro. Per favore, aggiorna il tuo dispositivo o contatta il tuo amministratore informatico. Più in basso è disponibile un aggiornamento più dettagliato e tecnico in inglese.

Magyar: Biztonságosabb lesz a Wikipédia. A böngésző, amit használsz, nem lesz képes kapcsolódni a jövőben. Használj modernebb szoftvert vagy jelezd a problémát a rendszergazdádnak. Alább olvashatod a részletesebb magyarázatot (angolul).

Svenska: Wikipedia gör sidan mer säker. Du använder en äldre webbläsare som inte kommer att kunna läsa Wikipedia i framtiden. Uppdatera din enhet eller kontakta din IT-administratör. Det finns en längre och mer teknisk förklaring på engelska längre ned.

हिन्दी: विकिपीडिया साइट को और अधिक सुरक्षित बना रहा है। आप एक पुराने वेब ब्राउज़र का उपयोग कर रहे हैं जो भविष्य में विकिपीडिया से कनेक्ट नहीं हो पाएगा। कृपया अपना डिवाइस अपडेट करें या अपने आईटी व्यवस्थापक से संपर्क करें। नीचे अंग्रेजी में एक लंबा और अधिक तकनीकी अद्यतन है।

We are removing support for insecure TLS protocol versions, specifically TLSv1.0 and TLSv1.1, which your browser software relies on to connect to our sites. This is usually caused by outdated browsers, or older Android smartphones. Or it could be interference from corporate or personal "Web Security" software, which actually downgrades connection security.

You must upgrade your web browser or otherwise fix this issue to access our sites. This message will remain until Jan 1, 2020. After that date, your browser will not be able to establish a connection to our servers.

К концу Северной войны стало ясно, что налоговую систему, унаследованную Петром от предков, нужно также срочно менять, как раньше приказы и канцелярии. Как же собирались налоги и отправлялись многочисленные повинности – рекрутские, подводные и другие? С 1678 по 1724 год существовало подворное обложение. Это означало, что единицей обложения крестьян и горожан был «двор». Иначе говоря, переписчики объезжали деревни и города и переписывали не собственно людей, а число дворов, в которых они жили. Так, по каждому населенному пункту или земельному владению (вотчине или поместью), а потом – по уезду образовывалось так называемое «дворовое число», которое и лежало в основе всех податных расчетов. Например, нужно было собрать определенную сумму денег А. Ее делили на число дворов Б по всей стране. В итоге получалось число В. Это и был налог с каждого учтенного при переписи двора, подворный налог.

За годы Северной войны налоги и повинности росли непрерывно и в конце царствования Петра стали для крестьян очень тяжелыми. Множество плательщиков бросали свои хозяйства, дворы и бежали на Дон, за границу, в другие владения. Стала образовываться «убыль дворов». Провести учет пустых, «убылых дворов» было технически очень сложно. Поэтому новые налоги по‑прежнему рассчитывались по указанному выше принципу В = А: Б. Иначе говоря, еще большая податная тяжесть ложилась на оставшиеся «жилые дворы».

В 1710 году власти все же провели новую подворную перепись, но ожидаемого результата – роста «дворового числа» в сравнении с предыдущей переписью 1678 года – не произошло. Наоборот, оно сократилось на 20%! В 1715 году было решено провести еще одну перепись. И опять неудача – «дворовое число» не превысило прежней величины. Примечательно, что до Петра I и его чиновников стали доходить сведения о том, что «дворовая убыль» вызвана не только бегством или высокой смертностью крестьян, но и их упорным нежеланием нести тяжелые повинности. Это было видно уже по тому, что число дворов не увеличивалось, а населенность двора между тем росла. Это означало, что крестьянские семьи не делились, как прежде, и молодые крестьяне не строили собственных дворов, а жили во дворе родителей. И все это делалось для того, чтобы не платить налогов.

В качестве радикальной меры Петр I решил изменить принцип налогообложения и единицей обложения сделать не «двор», а «душу мужского пола». Важно, что Петр I решил провести реформу налогообложения одновременно с реформой содержания армии. Огромная по тем временам 200‑тысячная армия вернулась после войны в страну, и ее нужно было где‑то разместить, на какие‑то деньги содержать. И здесь Петр I опять же прибег к шведскому опыту. С давних пор шведские солдаты жили в тех местностях, где их полки получали деньги на содержание. Это было удобно – деньги от плательщиков поступали прямо в кассы приписанных к ним полков. Петр I решил воспроизвести эту систему.

Двадцать шестого ноября 1718 года был издан указ о проведении в стране подушной переписи. Все помещики и старосты подавали реестры, или, как тогда говорили, «сказки», с указанием числа мужчин, живущих в каждой деревне, селе, вотчине. За 1719 год сказки, в основном, были собраны. Но властям стали известны многочисленные факты жульничества: переписи избежал каждый третий плательщик. Тогда решили собрать специальные военные команды и провести проверку, или, как тогда говорили, «ревизию», числа душ мужского пола.

Проверка населения оказалась делом сложным, и работа ревизоров затянулась до 1724 года. Перед ними возникало много проблем. Ведь им предстояло проехать через каждую деревню, проверить сказки по этой деревне, внести в них исправления, выявить, поймать и отослать на прежние места жительства всех беглых, определить, что делать с разными категориями населения, которые раньше податей не платили, и т. д.

В итоге к 1724 году стало известно о 5 млн 656 тыс. душ мужского пола. К этому времени уже были сделаны расчеты содержания армии. По проекту 1720 года расходы на кавалериста составляли 40 рублей, а на пехотинца – 28,5 рублей; в целом же расходы на всю армию достигали 4 млн рублей. Сумма налога на одну душу определялась путем деления 4 млн рублей на 5,6 млн душ. Получилось, что подушный налог составил 74 копейки. Так начала свою долгую (длившуюся свыше 150 лет) историю подушная система. Она была удобна для властей – сразу же были отменены десятки налогов, податей, меньше стало проблем со сборами и пересылкой налогов в центр. Полки разместились в тех дистриктах, откуда они получали деньги. Полковые офицеры, вместе с выбранными из местных дворян земскими комиссарами, собирали подушину прямо в полковую кассу. В целом подушная подать не была тяжелее подворной, но она все равно оказалась весьма болезненной для плательщиков. Им, как и раньше, приходилось платить за умерших, бежавших, больных. Ведь следующая проверка сказок – ревизия – после 1724 года была организована лишь в 1742 году! Солдаты стали селиться в деревнях, что доставляло больше хлопот для крестьян. Кроме того, с введением подушной подати контроль государства за подданными усилился. Все ведь должны быть записаны в сказки, крестьянину стало трудно выйти на заработки. Об уходе на новое место жительства или работы не приходилось и говорить, так как до следующей ревизии было запрещено покидать те места, где крестьяне записывались в сказки. Податная реформа Петра I – введение подушной подати – имела колоссальное воздействие не только на финансы, но и на социальную структуру населения.

В случае равного налогообложения для каждого субъекта устанавливается равная сумма налога независимо от доходов или имущественного положения налогоплательщика. Оно выполняло исключительно фискальную и перераспределительную функции. Сюда относится самый древний и простой вид налогообложения - подушное. В Российской империи для содержания армии в мирное время подушное налогообложение было введено Петром I после переписи мужского населения в 1718-1724 гг. В 1724 г. величина подушной подати была определена вв размере 74 коп. в год (делением 5,4 млн податных душ на ежегодные расходы для содержания армии в 4 млн руб.). Подушная подать для основной массы населения России была отменена только 14 мая 1883 г.  


В России организация государственных финансов при Петре I была аналогична описанной. Когда Петру I понадобились большие средства для содержания возрастающей армии, то он ввел подушную подать. Размер этой подати определялся размером расходного плана той части войск, которая содержалась на доход от подушной подати. При такой системе одна потребность удовлетворялась с избытком, другая - с недостатком. Все это расстраивало финансовое хозяйство страны, истощало платежеспособность населения и приводило к осознанию необходимости иметь один общий план, который охватывал бы все доходы и расходы государства.  

Подушная подать была введена в 1724 г. с окончанием переписи. Подворное налогообложение сохранялось для населения Украины и Белоруссии. Для российских губерний размер подушной подати был определен следующим образом расходы на содержание армии 4 млн руб. (содержание одного драгуна составляло 40 руб. 50 коп., а солдата пехотного полка - 28 руб. 52 коп. в год) возложили на крестьян - получилось 80 коп. с души в год (в 1725 г. подушный налог был установлен в размере 74 коп. с крестьянской души в 1727 г. размер был уменьшен до 70 коп.). На государственных крестьян, не плативших оброка помещикам, возлагался дополнительный сбор в размере 40 коп. Содержание флота было возложено на посадское население, при этом обязанность по уплате подати с посадской души была установлена в размере 1 руб. 20 коп. (в 1725 г. размер подати был снижен до 1 руб. 14 коп.)1.  

В доходах казны поступления по этому виду налогообложения достигали 50%. Впоследствии доля поступлений от подушной подати постепенно снижалась в результате освобождения отдельных категорий населения от ее уплаты, снижения размеров оклада с ревизской души (как в абсолютном выражении, так и в результате уменьшения покупательной способности рубля), возрастания значения косвенных видов налогообложения. Подушная подать в европейской части Российской империи применялась до 1887 г., а в Сибири - до 1899 г.1  

В период царствования Екатерины II основным прямым налогом оставалась подушная подать, на долю которой приходилось от 30 до 33% государственных доходов . Относительно незначительные доходы приносили подворная подать и другие прямые налоги . Подушная подать могла раскладываться общиной между членами общины по своему усмотрению. От уплаты подушной подати было освобождено купеческое сословие в связи с введением для него особого вида налогообложения - гильдейской подати. В 1794 г. подушная подать была резко повышена и дополнена продовольственным (хлебным) сбором.  

Все купцы были распределены в зависимости от имущественного положения по трем гильдиям. Для включения в третью гильдию необходим был минимальный капитал в 500 руб., во вторую гильдию включались купцы с капиталом от 1 тыс. до 10 тыс. руб., а в первую - с капиталом свыше 10 тыс. руб. Лица, имевшие капитал менее 500 руб., не признавались купцами, а считались мещанами, и уплачивали подушную подать. Капитал объявлялся по совести, и проверки имущественного состояния не производились и никакие доносы на утайку имущества не принимались. Первоначально ставка гильдейской подати устанавливалась в размере 1% объявленного капитала. Все существовавшие до этого времени частные промысловые сборы были отменены.  

К концу царствования Екатерины II в 1796 г. в общей сумме доходов государственного бюджета на подушную подать приходилось 33,7%, на питейные доходы - 2,6, на соляной налог - 7, на таможенные пошлины - 8,7%2.  

Ряд изменений в налоговую систему Российской империи был введен в период императора Павла I (1754-1801, царствовал с 1796). Созданная Павлом I в 1796 г. особая комиссия предложила заменить хлебный сбор деньгами (40 коп. с души), что должно было дать казне дополнительный доход до 5,6 млн руб. ассигнациями. По росписи доходов на 1801 - 1802 гг. вся подушная подать с крестьян равнялась 18,5 млн руб. В общей сумме обыкновенных государственных доходов на долю подушной подати и оброчного сбора , а также питейных сборов приходилось около 72%. Доходы от подушной подати и оброчного сбора составляли 39,1 млн руб., а питейные сборы - 19,1 млн руб.  

С 1 января 1883 г. отменяется подушная подать для некоторых категорий плательщиков на общую сумму 19 млн руб., а затем и вовсе уничтожена для всех податных сословий Европейской России по Закону 28 мая 1885 г. (с 1 января 1886 г.). При этом были увеличены поземельные сборы с бывших казенных крестьян на 45% под предлогом перевода их с оброка на выкуп (по Закону 12 июня 1886 г.), и повышается акциз на спирт. Кроме того, вводятся акциз на осветительные нефтяные масла (1887), акциз на спички (1888), налог с наследств (Закон от 15 июня 1882 г.) и налог на процентные бумаги (Закон от 20 мая 1885 г.).  

Подушная подать (подушный сбор, подушное обложение) - 41,49, 57,59,62,65,71,73,83,181  

Каждый житель провинции должен был платить единую для всех подушную подать.  

Многие хозяйственные традиции и устои Древнего Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно в империи существовал 21 вид прямых налогов . Среди них поземельный налог , подушная подать, налоги на оснащение армии, налог на покупку лошадей, налог на рекрутов, заплатив который можно было освободиться от воинской повинности, пошлина на продажу товаров (обычно ее ставка составляла 10-12,5%), пошлина на выдачу государственных актов и т. д. Если при строительстве здания оно превышало установленные заранее размеры, то взимался штраф, получивший название налог на воздух. Особые налоги платили сенаторы, а также чиновники и военные, получившие повышение в должности.  

В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить, как мы сказали бы сейчас, справедливость налогообложения, равномерную раскладку налоговых тягот. Тяжесть некоторых прежних налогов была ослаблена, причем в первую очередь для малоимущих людей. Для устранения злоупотреблений при переписи дворов введена была подушная подать. Автор Истории Петра Великого А. С. Чистяков пишет Подушные были невелики с крестьян дворцового и синодского ведомства и с крепостных подушных брали по 74 коп., а с государственных крестьян, кроме 74 коп., взыскивали еще по 40 коп., вместо оброков, которые дворцовые, синодские и крепостные крестьяне платили своим ведомствам или помещикам. Заплативши эти 74 или 114 коп., крестьянин не знал никаких денежных и хлебных поборов. Подушные собирались в три срока зимою, весною и осенью. С купцов и цеховых брали по 120 коп. с души 2 (орфография современная).  

На протяжении XIX в. главным оставались государственные прямые и косвенные налоги . Основным прямым налогом была подушная подать. Количество плательщиков определялось по ревизским переписям.  

ПОДПИСКА НА ЗАЕМ - ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ  

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ -вид прямого личного налога , взимаемого с каждой души (кроме привилегированных сословий) в одинаковых размерах независимо от величины дохода и имущества. П. п. была известна еше с самых древних времен в Китае (за 12 веков до н. э.), в Вавилоне, Персии, Древней Греции и Риме. В средние века подать взималась в Англии, Германии, Франции и нек-рых др. гос-вах обычно она вводилась в военное время. В Австрии, Пруссии, Италии П. п. взималась с XIX в.  

РЕВИЗИЯ - в царской России перепись населения, введенная Петром I в 1718 г. в целях выявления каждой податной души в связи с переходом от подворного к подушному обложению (см. Подушная подать). Всего было проведено десять Р., уточнявших количество податного населения.  

Доходы обыкновенного бюджета на 1963/64 г. предусмотрены в 67 млн. ф., расходы - 58 млн. ф. против соответственно 61,0 млн. и 53,3 млн. ф. в 1962/63 г. доходов являются косвенные налоги - таможенные пошлины и акцизы (включая сахарную фискальную монополию и сборы и начисления на товары и услуги), удельный вес к-рых в общей сумме доходов бюджета составляет ок. 70%. К прямым налогам (удельный вес в доходах бюджета не превышает 3%) относятся поземельный налог , подушная подать, налоги на урожай, на скот и др. С июля 1964 г. впервые вводится налог на личные доходы . Значительную статью доходов бюджета составляет участие гос-ва в с.-х. предприятиях. Средства обыкновенного бюджета расходуются в основном на управление, оборону, здравоохранение, транспорт. Незначительная часть средств выделяется на дотации местным бюджетам . Расходы на содержание государственного аппарата поглощают 15% всего обыкновенного бюджета. Военные расходы С. проходят по мин-ву обороны, департаменту складов оборудования мин-ва финансов и экономики и департаменту механич. транспорта мин-ва общественных работ. В 1960/61 г. общая сумма военных расходов выразилась в 10,8 млн. ф. при всей сумме бюджета в 47,8 млн. ф. Расходы на образование составили 7,5 млн. ф. По официальным данным, в 1960 г. число неграмотных превышало 85% населения страны. По бюджету развития проходят расходы по десятилетней программе развития (1961/62-1970/71), к-рая предусматривает общую сумму капиталовложений в 565 млн. ф., в т. ч. государственные вложения должны составить 337 млн. ф. и частные - 228 млн. ф. На 1963/64 г. бюджет развития утвержден в 54 млн. ф. Обыкновенный бюджет, как правило, сводится с превышением доходов над расходами, а бюджет в целом дефицитен. Значительная часть капиталовложений производится за счет внешних займов, кредитов и иностранной помощи.  

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ - вид прямого личного налога , взимаемого с каждой души (кроме привилегированных сословий) в одинаковых размерах независимо от величины дохода и имущества (подушный налог).  

Несмотря на очевидную несправедливость, теория равного обложения отражала практику налогообложения в средние века в виде поголовного или подушного налога 2, который, как весомый государства, дольше всех взимался в России. Подушная подать была резко выраженным классовым налогом она падала только на крестьян и мещан. С мещан ее взимание было отменено в 1863 г., с крестьян - в 1882 г., но остатки ее были ликвидированы только в 1907 г. Подушные налоги , собираемые с каждого поровну, суть следы необразованности предшествующих времен, когда нужды общественные были малозначащие и когда правительства, не зная утонченных способов разделения налогов, брали с каждого поровну.  

Петр I разделяет все торговое и ремесленное сословие на купеческие гильдии и ремесленные цехи. Основными целями являются полицейские, при этом преследуется также и фискальный интерес купцы облагаются гильдейским сбором (см. 6.1. Гильдейский сбор в 1863- 1917 гг.), фискальное значение которого постепенно возрастает. Учреждение гильдий было связано со стремлением организовать торгово-промышленное население городов в особое сословие, так как купцы платили вместе с другими неслужилыми сословиями подушную подать.  

Татищев первым из русских экономистов сформулировал требование о более совершенной организации государственных финансов и высказал мысль о необходимости учитывать в фискальной политике изменения в экономическом положении налогоплательщиков. Он был сторонником повышения размеров подушной подати и распространения ее на женское население (предлагал установить подушную подать для мужчин в размере 4 руб., для женщин - 2 руб., что, по его расчетам, должно было дать поступления от крестьянского двора в среднем в размере до 20 руб.).  

В 1775 г. Екатерина II внесла кардинальные изменения в налогообложение купечества. Она отменила все частные промысловые налоги и подушную подать с купцов и установила гильдейский сбор с них. Все купцы были распределены в зависимости от имущественного положения по трем гильдиям. Для того чтобы попасть в третью гильдию, нужно было иметь капитала более 500 руб. Имевшие меньший капитал считались не купцами, а мещанами и уплачивали подушную подать. При капитале от 1 тыс. до 10 тыс. руб. купец входил во вторую гильдию, а с большим капиталом - в первую. Объявлял о своем капитале каждый купец сам по совести. Проверки имущества не производились, доносы на его утайку не принимались. Первоначально налог взимался в размере 1% от объявленного капитала. Через 10 лет было утверждено Городовое положение, которое повысило размеры объявляемых капиталов для зачисления в ту или иную гильдию. Ставка налога осталась прежней. Однако в дальнейшем она росла и в конце царствования Александра I составляла 2,5% для купцов третьей гильдии и 4% для купцов первой и второй гильдий.  

Истории известен такой неискажающий налог, как подушная подать. Однако он также сталкивался с проблемой издержек информации и обнаружения - своевременная и достоверная перепись всего населения требовала весьма больших затрат и наталкивалась на сопротивление. Вспомним, что главный герой гоголевских Мертвых душ как раз и воспользовался несовершенствами подобной системы в собственных целях.  

В России первоначально податью облагалась земля (посошное обложение), двор (подворный налог). Существовали также стрелецкая подать - сбор на содержание войска и подать на выкуп пленных - полоняничные деньги, подушная подать (подушный налог), взимавшаяся с каждой мужской души, включая детей и стариков. С развитием товарно-денежных отношений подать постепенно вытеснялась поимущественными и подоходными налогами.  

Финансовая реформа Петра I - реформа российского императора Петра I. Основной причиной, послужившей проведению финансовой реформы, была нужда в денежных средствах для строительства флота, обустройства армии, ведения Северной войны 1700-1721 годов. В условиях крупномасштабных государственно-политических и социально-экономических преобразований осуществлялись огромные финансовые затраты. Финансовая система его предшественников уже не удовлетворяла нужды государства на свершение великих дел, в частности, система подворного налогообложения, введёная ещё в 1678 году. Появлялись недоимки, дефицит государственного бюджета, что, в значительной мере, угрожало как внутренней, так и внешней безопасности страны. Первые годы финансовой деятельности Петра I были плохо обдуманы, поэтому его первые свершения в этой сфере хоть и давали результаты, но были недолговечны. Объяснялось это прежде всего стремлением Петра I как можно быстрее получить средства для создания регулярной армии и флота. В последующие годы значительное влияние на деятельность Петра I в финансовой сфере оказали идеи меркантилизма, а также его окружение (например, обер-фискал Алексей Нестеров, советовавший Петру провести подушную реформу).

Реформа городского обложения

Ещё предшественниками Петра I была проведена финансовая реформа 1679-1681 годов, по которому плательщики-горожане были связаны круговой ответственностью за сбор налогов, а сам их сбор был возложен на выборных из числа горожан. В 1681 году была проведена неудачная попытка привлечь высшее московское купечество к ответственности за полноту казённых платежей во всём государстве. Причиной тому было желание московского правительства поручить сбор городских налогов гостям и людям гостиной и суконной сотен, которые могли бы ответить за недобор своим имуществом.

Указом 1 марта 1698 года Пётр I подтвердил указы своих предшественников на право городов собирать стрелецкие (т.е. деньги, собираемые с городского населения) и оброчные деньги выборными земскими старостами, волостными судьями и целовальниками, состоявшими в земских избах, в обход воевод и приказных людей. Делалось это для того, чтобы воеводы и приказные люди не злоупотребляли своим положением и не занимались дополнительными сборами с городского населения. Однако городское население, согласившееся на введение новых учреждений, вынуждено было платить государству окладные сборы в двойном размере. В дальнейшем, увидя нежелание горожан к самоуправлению, вызванное высокими сборами, правительство отменило двойные оклады, но реформа была объявлена обязательной во всех городах.

Тогда же, в 1698 году, Пётр переименовал земских старост в земских бурмистров, а таможенных и кабацких верных голов – в таможенных и кабацких бурмистров. В Москве была учреждена Бурмистерская палата. С 17 ноября 1699 года она была переименована в Ратушу.

Ратуша состояла из выборных от московских купцов и была подчинена Большой казне. Ратуше, в свою очередь, подчинялись земские бурмистры всех городов. Обязанностью земских бурмистров было наблюдение за сборами и оброчными статьями в городах и уездах, они также посылали подчинённых им таможенных и кабацких бурмистров для отчётности в Москву. В ведение Ратуши были переведены все сборы, которые собирались с 1681 года.

Учреждение Ратуши значительно изменило устройство приказного хозяйства. Большая казна потеряла главный источник своего дохода – таможенные и кабацкие сборы, и вся её деятельность с тех пор была сосредоточена на перечеканке иностранной монеты. Старинные четверти – устюжская, костромская, владимирская и галицкая – прекратили своё существование, потому что подведомственные им ранее сборы с городов были переданы Ратуше, которой после упразднения воевод и поручения управления и суда бурмистрам также отошло управление и суд в городе. Другие приказы, например Посольский приказ, лишились собственного дохода, хотя и продолжали существовать: деньги на своё содержание большинство приказов стало получать из Ратуши.

Все эти преобразования, однако, не создали нового источника доходов, а ведь это и было главной причиной проведения реформы в сфере городского обложения. Тем не менее, правительство получило гарантию поступления прямых налогов, причём их взимание не требовало никаких затрат. Постепенно Ратуша, сосредоточившая в своих руках главные сборы, таможенный и кабацкий, оказалась не в состоянии полностью содержать армию и флот, численность которых с каждым годом увеличивалась. Не была полностью решена проблема, связанная с дополнительными сборами с населения. Если раньше этим занимались воеводы и приказные люди, используя эти деньги в личных целях, то теперь ими стали земские бурмистры. Даже после введения прибыльщиков, которые должны были следить за сборами в городе, отдельные поборы сохранялись.

Первая реформа приказов

Необходимость постоянного содержания регулярной армии и флота привела к реформированию в сфере приказов. Был учреждён Военный приказ, объединивший прежние Иноземский и Рейтарский приказ; Приказ артиллерии, Преображенский приказ, ведавший устройством Преображенского и Семёновского полков; Адмиралтейский приказ и Военно-морской приказ, ведавший иностранным персоналом русского флота. Это привело к некоторому увеличению государственной казны.

Денежная реформа

В 1703-1706 годах за Ратушей стали появляться недоимки: это грозило существованию армии и флота. Чтобы как-то получить средства, необходимые для содержания армии и флота, Пётр I начал перечеканку монет. Однако простой перечеканкой иностранной монеты, которая появлялась в России от продажи иностранным государствам казённых товаров, решить проблему не удалось (хотя доход от этого составлял 86 000 рублей), поэтому Пётр ввёл новые монеты. До того времени в России были в ходу только деньги, равнявшиеся двум копейкам. Копейка при этом не считалась основной денежной единицей, а слово "копейка", бывшее лишь разговорным, не чеканилось на монетах. Отныне рубль стал равняться ста копейкам и двумстам деньгам. Пётр I ввёл разменную медную монету – денежки, полушки и полуполушки и велел начеканить серебряные рубли, полтины, полуполтины, гривенники, пятачки, трёхкопеечники, причём вес этих монет уменьшился. Все наличные деньги из приказов было велено доставить на Денежный двор, откуда вернули в приказы их деньги новой монетой с наддачей в 10% - «по гривне на рубль». В результате проведенной реформы основной денежной единицей стала не деньга, а копейка. Она отныне стала равняться не ½ деньги, а 2 деньгам, а слово это впервые появилось на монетах. Тогда же был отменен и неразменный рубль, бывший с XV века условной денежной единицей, использовавшейся в качестве эталона при обменных операциях.

Прибыль от монетной реформы сначала давала огромный доход, но постепенно она снижалась. Эта денежная перечеканка немного облегчила положение финансов в стране, но вскоре появилось множество проблем: цена русской монеты упала почти на половину, а цены всех товаров поднялись вверх в два раза; затем упали в два раза все окладные платежи.

Усиление налогового гнёта

Расходы продолжали расти. Поэтому Пётр прибегнул к обложению налогами всех статей хозяйственной жизни, какие только возможно было обложить. Для этого в 1705 году было учреждено новое ведомство – Ингермандландская канцелярия во главе с А.Д. Меншиковым. В результате появились налоги на частную рыбную ловлю, бани, постоялые дворы, мельницы, пчельники, конские заводы и площадок, где производился торг лошадьми. Продолжали брать пошлину со старообрядцев за право ношения бороды, брали с них двойной налог за приверженность к старым обрядам, обложили особым сбором дубовые колоды, которые шли на поделку гробов, ввели обязательное использование гербовой бумаги. В общем было до 30 разных видов налогов.

Монополизация

1705 год был особенно труден для Петра I в финансовом положении: происходило переустройство армии, формировались драгунские и новые пехотные полки, шла полным ходом перестройка балтийского флота. Поэтому введение новых монет и налогов не могли полностью решить финансовых проблем. Тогда Пётр прибегнул к монополизации – взятие в исключительное право государства продажи некоторых товаров сбыта как внутри страны, так и за границу. Указом 1 января 1705 года была монополизирована продажа соли и стали продавать её вдвое дороже той цены, по которой доставляли её в казну подрядчики. Цену на соль установили в среднем 10 ½ копеек за пуд соли. Вместе с солью была монополизирована продажа алкоголя, дёгтя, мела, рыбьего жира, ворванного и квашеного сала, щетины. Была значительно расширена торговля казёнными товарами.

Пётр I также распорядился перевозить за границу часть казённых товаров и там продавать, чтобы на вырученные за границей деньги покупать иностранные товары. В главе всей этой казённой торговли стал с 1705 года Дмитрий Соловьёв. В главнейших торговых городах Европы были учреждены должности особых торговых агентов, продававшие русские казённые товары и исполнявших требования русского правительства по закупке иностранных товаров.

Финансовое хозяйство и губернии

Для лучшего удовлетворения военных нужд Пётр I передал финансовое хозяйство учреждённым им в 1708 году губернаторам. Эта мера значительно подорвала значение Ратуши как центрального финансового ведомства. В 1710 и 1711 годах Пётр созвал съезды губернаторов, воевод и бурмистров по городам. На этих съездах были выяснены и разработаны основы нового финансового устройства страны по губерниям. В результате нового устройства перестали существовать Ратуша и последние приказы, которые ведали отдельными местностями страны. Основной чертой новой финансовой организации было распределение содержания полков по губерниям. При этом губерния должна была поставлять не только деньги, но и рекрутов. При каждом полку находился комиссар от губернии, содержавший этот полк.

Составление табелей

В 1710 и 1711 году были составлены табели, т.е. росписи всех расходов с указанием, какой расход доходами какой губернии должен покрываться, или какая часть губернского сбора должна идти на покрытие какого расхода. Но на практике мера не могла быть осуществлена, так как табель, определявшая чуть ли не каждому губернскому сбору своё назначение, могла выполняться только тогда, если бы каждая отдельная сумма сразу же после сбора её посылалась туда, куда была определена для израсходования.

Замена серебра медью

Так как денег в казне и при новом устройстве хозяйства не хватало, то нехватку старались покрыть старыми средствами – перечеканкой монеты. С 1711 года была прекращена чеканка мелкой серебряной монеты, заменив её медью. Казённые же платежи взимались серебром. В результате к последним годам жизни Петра I медная монета полностью вытеснила из обращения мелкое серебро, из-за чего создавались большие неудобства при расчётах. За полвека до этого попытка введения медной монеты привела к Медным бунтам, в результате которых от идеи замены серебра медью правительство вынуждено было отказаться. Теперь же, в условиях более сильной государственной власти, эта мера не вызвала противодействия со стороны населения.

Проекты выхода из финансового кризиса

Ещё с 1710 года Петру стали поступать различные проекты путей выхода из финансового кризиса. Один из первых таких проектов принадлежал Савве Рагузинскому. Он подчёркивал, что назначение новых налогов с крестьянства приведёт к тому, что земля останется без крестьян. Рагузинский предлагал увеличить казну путём разных финансовых операций: займа внутри страны и за границей или путём введения налогов, которым бы облагалось платёжеспособное население страны, а не разорённые крестьяне. Автор также высказывал мысль о двойном увеличении обложения земли в городах, но эту тяготу, которая пала бы на торгово-промышленное сословие, можно было бы облегчить, дав больше свободы в торговле: оставив соль, вино, табак, поташ, соболей в казённой продаже, всё остальное предлагалось отдать на волю. Пётр воспользовался кое-какими указаниями этого проекта, разрешив торговлю всем и став советовать младшим детям в дворянских семьях заниматься торговлей и промыслами. Это, конечно же, вызвало недовольство купечества.

Введение подушной подати

С 1716 года Пётр снова серьёзно занялся вопросами финансовой политики и экономики. В 1716-1717 годах на политику царя оказывали значительное влияние идеи меркантилизма. Это выразилось прежде всего в создании новых мануфактур и разработке естественных богатств страны – полезных ископаемых.

Наряду с этими проблемами снова был поднят вопрос о более тщательном подсчёте количества налогоплательщиков. Очень волновал вопрос резкого снижения населения страны, которую показала перепись 1710 года. Однако в дальнейшем выяснилось, что основной причиной «демографического кризиса» в стране стало простое стремление налогоплательщиков избежать налогового гнёта. Если крестьяне спасались от налогов побегами, то помещики повсеместно искусственно уменьшали количество плательщиков. Поиски новых источников пополнения государственного бюджета привели к коренной реформе всей налоговой системы – введению единой подушной подати, при которой учитывалось всё мужское население. Мысль о такой реформе была не новой. Еще царевна Софья желала осуществить реформу податного обложения, заменив подворную подать подушной. При Петре I эту идею отстаивал обер-фискал Алексей Нестеров. Он считал, что налогообложение, основанное на подворной подати само по себе несправедливо: в одних дворах могло жить по 20-30 человек, а в других - 5-10. Для последних налоговый гнёт значителен, так как у них меньше рабочих рук. Поэтому Алексей Нестеров предложил собирать подати, сборы и повинности не со дворов, а с рабочих душ. В дальнейших предложениях предлагалось ввести особую полицию и паспортную систему в деревне, что значительно уменьшило бы побег крестьян.

Все проекты советовали, во-первых, подсчитать всё мужское население страны без различия возраста, во-вторых, подсчитать требуемую казне сумму, кроме кабацких и таможенных сборов, в-третьих, определить количество сборов с каждого человека путём деления суммы доходов на количество душ.

Большое влияние на введение подушной подати в России оказала налоговая системы европейских стран, прежде всего Франции. 26 ноября 1718 года указом Петра I была начата перепись населения. В январе 1720 года Пётр распорядился производить перепись не только крестьянского населения, но и дворовых людей, холопов и церковников.

С января 1722 года было начато распределение полков в губерниях и также ревизия – пересмотр переписи. Для производства ревизии по губерниям были разосланы генералы с прикомандированными к каждому офицерами, которые и должны были произвести пересмотр переписи на месте. Эта работа был закончена только в 1727 году, но уже в 1724 году было выяснено общее число податного населения: его оказалось 5 570 458 против 2 874 685 человек по переписи 1710 года. В 1724 году было назначено брать по 80 копеек с души, но в 1725 году эта цифра была снижена до 74 копеек, а после смерти Петра – до 70 копеек. Эти суммы были определены из потребностей ежегодного содержания армии (4 миллиона рублей) и флота (2,2 миллиона рублей). Сверх того, государственные крестьяне, которые не платили оброка владельцам, были обложены дополнительным сбором в 40 копеек. Посадское население должно было платить государству 1 рубль 20 копеек. Поэтому подушная подать способствовала увеличению доходов государства по сравнению с доходом от прежнего сбора.

Осуществление податной реформы имело не только финансовое, но также и серьёзные социальные последствия, распространив податную повинность на ранее свободные от податей категории населения («гулящие люди», вольные холопы) и одновременно образовав новый социальный слой внутри крестьянства (государственные крестьяне). Тяжесть подушной подати была и в том, что она никогда не была податью, взимаемой, так сказать, с живой души. Душа была счётной – между ревизиями умершие не исключались из податных списков, новорождённые не включались.

Финансовое ведомство

Со времени учреждения коллегий во главе финансового ведомства должны были стать Камер-коллегия и Штатс-коллегия. По регламенту Штатс-конторы на неё возлагался надзор за всеми государственными расходами. В этой коллегии должны были составляться штаты государственных расходов по:

  1. по дворам;
  2. по кабинетной сумме (по государевым нуждам);
  3. по штатам коллегий;
  4. по штатам всех высших и низших судов;
  5. по гвардии и пехоте;
  6. по кавалерии;
  7. по артиллерии;
  8. по фортификации;
  9. по генералитету;
  10. по адмиралтейству;
  11. по губернскому и провинциальному управлению;
  12. по церквям, просвещению, благотворительности;
  13. по общественным постройкам;
  14. по медицине;
  15. по дипломатии.

Составив по этим пунктам смету, Штатс-контора вычисляла, сколько придётся расхода по всем отделам на каждую провинцию, и сравнивала эти расходы с доходами провинции. Недостаток сбора в одной провинции Штатс-контора покрывала излишком в другой. Все излишки против сметы из провинций должны были присылаться в Санкт-Петербург, в главную Казённую палату. Сам доход собирался особыми чиновниками – камерирами, находившиеся в ведении Камер-коллегии так же, как и казначеи – рентмейстеры, которым камериры сдавали на хранение собранные деньги в подведомственные им рентереи – казначейства.

Обязанность Камер-коллегии состояла в том, чтобы надзирать и управлять окладными и неокладными деньгами. Камер-коллегия собирала сведения относительно общего состояния государственного хозяйства, пересматривала оклады податей. Камер-коллегия делилась на три конторы. Затем в ведении Камер-коллегии состояла гражданская счётная контора, занимавшаяся всеми делами относительно гражданских штатов. Пошлинная и акцизная конторы также подчинялись Камер-коллегии. Ей были также подведомственны инспектор камер-архива, директор и инспектор над межевщиками, комиссар подрядных дел и провиантмейстер. Камер-коллегия находилась в постоянном и тесном контакте со Штатс-контор - коллегией, откуда она получала штаты расходов, извещения о промедлении в поступлении сборов, о затруднениях в покрытии тех или иных расходов.

К числу финансовых коллегий принадлежала вскоре упразднённая Ревизион - коллегия и часть Мануфактур и Коммерц-коллегии, которые сносились с Камер-коллегией относительно обложения пошлиной товаров, устройства таможни и т.п.

Во главе низшего финансового управления находился земский комиссар, обязанный взыскивать все подати.