Госзаказчик вправе требовать, чтобы автотранспорт обслуживал и ремонтировал только официальный дилер. Ремонт техники и оборудования в условиях контрактной системы Сервисное техническое обслуживание автомобиля по фз 44

Обучение ведется по авторской методике, которую разработал руководитель Высшей школы закупок Ступников Сергей Александрович (действительный советник гражданской службы III класса, заместитель председателя Контрольно-счетной палаты (2005-2010), директор Государственного учреждения «Информационно-аналитический центр «Госзаказ» (2010-2013). Участник реализации пилотного проекта Минэкономразвития РФ по формированию элементов Федеральной контрактной системы (2010-2013 гг.).

Данная методика позволяет в кратчайшие сроки подготовить специалистов не только с уверенными знаниями, но и навыками практической деятельности, владеющих приемами эффективной работы в сфере закупок.

Обучение специалистов в сфере закупок по контрактной системе стартовало в 2014 году, сразу после вступления в силу Закона № 44-ФЗ.
Сразу же были подписаны соглашения о сотрудничестве с Группой электронных площадок РТС-тендер, открыт один из первых партнерских учебных центров электронной торговли.

Мы ценим каждого нашего клиента из более чем 2 тысяч, с которым мы с удовольствием работали.
С удовлетворением отмечаем, что многие работодатели обращаются к нам повторно, направляют новых сотрудников для прохождения обучения.
Мы первые ввели в практику сопровождение и консультации по окончании обучения.

И мы единственные, кто может позволить себе осуществлять эту поддержку без ограничения по времени. И да, это абсолютно бесплатно.

Опыт, полученный в ходе участия в пилотном проекте Минэкономразвития РФ по внедрению Федеральной контрактной системы (ФКС), показал, что для подготовки специалиста в сфере закупок недостаточно одних теоретических занятий.
Необходимую теорию нужно закрепить обширной практикой, сформировать у обучающегося полезные навыки.
В этом случае деньги на обучение будут потрачены не зря, работодатель получит не только «дипломированного» сотрудника, но и специалиста, готового как к ежедневным обязанностям, так и аналитически мыслящего, эффективного помощника руководителя, решающего сложные, нестандартные задачи.

О.Л. Лобанова,
консультант по управлению закупками Академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова, г. Ярославль

Выход из строя оборудования порождает массу проблем для любого учреждения. Головная боль возникает не только в части финансов, но и в части управления, так как необходимо оперативно перераспределить имеющиеся работоспособные ресурсы, а также решить вопрос организации ремонтных работ.

Особенные сложности

Для бюджетных учреждений сроки ремонта и восстановления оборудования обусловлены длительностью закупочных процедур, а также дополнительными закупочными ограничениями. Например, вышли из строя вычислительная и офисная техника; периферийное оборудование, кондиционеры, автотранспортное средство; оборудование пищеблока или медицинская техника (далее - оборудование). Как быть и что делать? Фактически у заказчика есть два варианта действий.
Первый - решать проблему по мере ее возникновения. Например, после выявления поломки оборудования заказчик максимально оперативно вынужден провести закупку услуг по его ремонту. При этом выбор способа закупки будет зависеть от сложности и объема необходимых ремонтных работ, и не всегда такую закупку заказчик может осуществить в короткие сроки.
В случае если повреждение оборудования носит незначительный характер, например ремонт в пределах до 100 тыс. руб. (в исключительных случаях 400 тыс. руб.), то по общему правилу заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе (далее - Закон № 44-ФЗ) <*>. Но только в том случае, если объем закупок по указанному основанию на дату заключения соглашения (о проведении срочного ремонта) не превышает 2 млн руб., или 5% совокупного годового объема закупок.
<*> Отдельная категория заказчиков на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ имеет право осуществлять закупки до 400 тыс. руб.

В случае если восстановление работоспособности оборудования предстоит в объеме, превышающем 100 тыс. руб. (а в исключительных случаях 400 тыс. руб.), то заказчик обязан провести конкурентную закупочную процедуру (например, запрос котировок, конкурс или электронный аукцион) и только после этого заключить контракт. При выборе способа закупки по ремонту оборудования между конкурсом и электронным аукционом в отдельных случаях заказчик обязан сделать выбор в пользу последнего. Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р утвержден перечень товаров (работ, услуг), которые закупаются посредством электронного аукциона. В него, к примеру, вошли следующие позиции:

В случае если объект закупки не входит в указанный перечень, заказчик вправе провести конкурс. Но длительность проведения конкурентных процедур не может свидетельствовать об оперативности ремонта оборудования <**>.
<**> Например, в случае проведения запроса котировок минимальный срок с момента размещения извещения до даты заключения контракта составляет 22 дня, а в случае проведения конкурса - 33 дня.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что любой процедуре закупки предшествует процедура ее заблаговременного планирования. Например, в случае закупки на основании пунктов или ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчик должен убедиться, что в плане закупок и плане-графике необходимая сумма была "зарезервирована". Напомним, закупки по указанным основания в плановых документах отражаются без детализации, общей суммой в пределах годовой потребности. В противном случае заказчик сначала вносит изменения в план закупок и(или) план-график, например, путем корректировки стоимостных показателей ("Объем финансового обеспечения", "Начальная (максимальная) цена контракта") и/или добавлением новой закупочной позиции с указанием НМЦК, сроков и способа закупки и исполнения контракта. При этом длительность закупочного цикла увеличивается как минимум на 10 дней, этот тот законодательный лимит времени, который заказчик обязан выжидать после внесения изменений в плановые документы.

Установить в закупочной документации такое требование можно, если оно есть в техдокументации на автотранспорт.

Минэкономразвития сделало этот вывод по аналогии с положениями Закона N 44-ФЗ об исключениях из обязательного условия о поставке эквивалента.

Документ: Письмо Минэкономразвития России от 07.04.2017 N Д28и-2008

Текст письма Минэкономразвития России от 07.04.2017 N Д28и-2008

Вопрос: О допуске (недопуске) к участию в закупке и о включении в документацию о закупке условия об обслуживании и ремонте автотранспорта официальным дилером.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает.

В соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ конкурсной (аукционной) комиссией осуществляются в том числе вскрытие конвертов с заявками, рассмотрение заявок на участие в закупках и ведение протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе (аукционе).

При этом согласно части 8 статьи 39 Закона N 44-ФЗ установлено, что принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускаются.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 53 Закона N 44-ФЗ и частью 6 статьи 67 Закона N 44-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе (аукционе) оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе (аукционе), который ведется конкурсной (аукционной) комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной (аукционной) комиссии. При этом протокол должен содержать в том числе сведения о решении каждого члена конкурсной (аукционной) комиссии о допуске участника закупки к участию в конкурсе (аукционе) или об отказе ему в допуске к участию в конкурсе (аукционе).

Таким образом, при осуществлении процедуры допуска участников закупки каждый член конкурсной (аукционной) комиссии обязан принять решение о допуске участника закупки к участию в закупке или об отказе ему в допуске в порядке и по основаниям, которые предусмотрены положениями Закона N 44-ФЗ, в связи с этим позиция члена комиссии "воздержался" недопустима.

Документация о закупке для государственных и муниципальных нужд разрабатывается заказчиком самостоятельно в соответствии с требованиями к содержанию документации о закупке, установленными положениями Закона N 44-ФЗ и действующим законодательством Российской Федерации.

При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии со статьей 31 Закона N 44-ФЗ. Данный перечень требований является исчерпывающим.

Согласно части 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона N 44-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

При этом в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки, в случае если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Таким образом, если технической документацией допускаются обслуживание и ремонт автотранспорта только официальным дилером, то установление в документации о закупке такого условия исполнения контракта будет правомерно.

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Закупка запасных частей по 44-ФЗ немного отличается от закупок обычных товаров, работ или услуг. Запчасть — это деталь, которая представляет собой составную часть более крупного изделия. Также данную деталь можно заменить, тем самым произведя ремонт.

Зачастую у заказчика возникает необходимость приобретения именно оригиналов. Такие торги возможны при условии, что это обоснованно. К технике, которой необходимы данные материалы, обычно имеется техническая документация производителя, в которой производитель рекомендует использование именно оригинальных деталей, дабы использование сторонних материалов не привело к поломке техники.

Обращаем внимание на то, что когда техническое устройство находится на , то обосновать приобретение именно оригиналов не составляет труда, так как компания, производящая данную технику, выставляет условие действия гарантии только в том случае, если были использованы оригинальные материалы.

Определяем объем

Заказчику не всегда известно о необходимости и количестве необходимых деталей. Согласно закона № 44-ФЗ, в случаях, когда невозможно определить точный объем, необходимо указать в закупочной документации контракта, а также НМЦК каждого товара. Исходя из практики, заказчики закупают все детали либо те, что подлежат замене наиболее часто.

Данные выводы нашли свое подтверждение в письме Письме Минфина № 24-02-07/79982 от 01.12.2017.

Составляем техническое задание

Заключаем контракт

Пример контракта на закупку запасных частей вы можете скачать на нашем сайте по ссылке ниже.

Как проводить другие госзакупки

У нас также есть подробные инструкции, как правильно закупать.

Не следует использовать и в случае, если объект закупки лишь диагностика либо техобслуживание автотранспортного средства. Применять типовой контракт нужно только при комплексной закупке перечисленных выше услуг. Так считает Минэкономразвития.

Полагаем, при закупках во всех указанных случаях все же лучше использовать формулировки из типовой формы. Это позволит составить проект контракта правильно и сэкономит время.

Отдельного типового контракта только на ремонт автотранспортного средства нет. По Закону N 44-ФЗ госзаказчики разрабатывают проекты контрактов для соответствующих сфер деятельности самостоятельно до тех пор, пока не будут приняты типовые контракты и условия. Утвердить их согласно Закону N 44-ФЗ могут для своих сфер федеральные органы исполнительной власти, госкорпорации "Росатом" и "Роскосмос".

Письмо Минэкономразвития России от 27.10.2016 N Д28и-2847.

Вопрос: О применении и содержании типового контракта при закупках услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение о разъяснении порядка применения типового контракта на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортного средства для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Минпромторга России от 20 февраля 2016 г. N 467 (далее - Типовой контракт), и сообщает.

Исходя из содержания подпункта "а" пункта 2 информационной карты Типового контракта Типовой контракт применяется в случае комплексной закупки услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств без возможности изменения перечня услуг, входящих в данный объект закупки.

Таким образом, Типовой контракт не подлежит применению в случае, если объектом закупки является только диагностика, либо только техническое обслуживание, либо только ремонт автотранспортного средства.

2. По вопросу указания цели закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в том числе в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) бюджетным учреждением в соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ.

При этом, учитывая положения части 1 статьи 12 Закона N 44-ФЗ, заказчики при планировании и осуществлении закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Кроме того, статьей 13 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в соответствии с Законом N 44-ФЗ заказчиками осуществляются закупки для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) и муниципальных нужд.

Таким образом, контракты, заключаемые в рамках Закона N 44-ФЗ, в том числе с применением Типового контракта , заключаются в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пункт 3.1 Типового контракта относится к постоянной части Типового контракта , в связи с чем внесение в него изменений, в том числе путем частичного исключения отдельных положений, невозможно.

Таким образом, условие о привлечении соисполнителя может быть предусмотрено в ТЗ в виде переменной части с возможностью внесения изменений и указания перечня соисполнителей по факту заключения исполнителем соответствующих договоров.

Также отмечаем, что подпунктом "е" пункта 3.2 Типового контракта установлена обязанность исполнителя предоставить заказчику информацию обо всех соисполнителях, заключивших договор или договоры с исполнителем, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта, не позднее 10 дней с момента заключения исполнителем таких договоров.

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.