Краткая история Японии. Основные периоды истории Японии

Это история нации, которая пережила длительный период самоизоляции от внешнего мира и период радикальных перемен в течении всей истории ее развития.

Япония на заре истории

Самые первые письменные упоминания о древней Японии есть в китайских исторических хрониках, которые носят название «Двадцать четыре истории», датирующиеся I веком. Но, по итогам археологических исследований Японский архипелаг был заселен людьми исключительно в период позднего палеолита.

Во всей истории Японии периоды полной изоляции страны активно чередуются с периодами довольно активных взаимоотношений с современным внешним миром.

Самые первые признаки заселения Японии произошли примерно в 35-40 тысячелетии до н. э. непосредственно с началом японского палеолита, продолжающимся до 12 тысячелетия до н. э. В этот период население Японии в основном занималось собирательством и охотой, а также изготавливало самые первые каменные орудия труда, довольно грубой обработки. В данном периоде полностью отсутствуют какие-либо керамические изделия, в связи с чем период носит название именно периода докерамической культуры.

Сильное изменение климата за собой повлекло соответственные изменения в хозяйственном укладе самого первобытного человека. Стоит отметить, что с 12 000 года до н. э. начинается период Дземон, который согласно установленной археологической периодизации истории многих стран Запада в полной мере соответствует неолиту и мезолиту. Главными особенностями данного периода стали полное формирование Японского архипелага, а также начало применения его жителями многих керамических изделий. На морском побережье появились поселения, которые ранее отсутствовали.

Интересно знать, что в периоде Яей (яп. 弥生时代 - Яей дзидай) - эпоха в истории Японии (300 (900) г. до н.э. - 250 (300) г. по Р.Х., непосредственно на Японском архипелаге возникли рисоводство, ткацкий станок и гончарный круг, обработка металлов (меди, железа и бронзы), а также строительство специализированных защитных городищ. Такие нововведения были занесены в Японию иммигрантами из Кореи и Китая.

В свою очередь впервые упоминаются в китайской исторической хроники, а именно - Ханьшу. Более подробно Японский архипелаг описывается уже в китайской «Истории трёх царств». Согласно именно ей, в третьем веке самым могущественным княжеством было именно княжество Яматай, которым опытно руководила правительница Химико.

Период Яей в 250 году до н. э., сменился периодом под названием Кофун, в процессе которого получила невероятно большое распространение культура курганов. В период Кофун впервые земли Кюсю, Западного и Центального Хонсю были объединены в рамках одного государства - Ямато. Отмечается активное участие государства в международных отношениях, принятие мигрантов и буддизма.

Кофун достаточно плавно перешёл в 538 году непосредственно в период Асука. Его главными особенностями были широкое распространение буддизма, пришедшего на территорию Японии из корейского государства под названием Пэкче, стремительное развитие централизованного государства почетного китайского образца, создание самого первого свода законов под названием «рицурё» и невероятный расцвет японской культуры под полным влиянием материковых культурных и философских идей.

История Японии продолжилась с наступлением периода Нара в восьмом веке, появляется довольно сильное централизованное японское государство, которое было в полной мере сосредоточено в императорской столице под названием Хэйдзё-кё, на территории современной Нары. Кроме несколько ускоренной китаизации всего японского общества данный период характеризуется также созданием самых первых исторических хроник, а также невероятный расцвет японской культуры. В 712 году была закончена Кодзики, а в 720 году — Нихон сёки.

Император Камму в 784 году решил переместить столицу из Нары непосредственно в Нагаока-кё, но в 794 году она была полностью перенесена в Хэйан-кё (сегодняшний ). Таким образом история Японии перешла в новый период Хэйан, в процессе которого появилась, а также расцвела современная японская национальная культура. Изобретение канны - слоговой азбуки позволило писать вместо китайского на японском языке. Поэтическая антология «Кокинвакасю», которая была написана канной, стала самой первой из имперских антологий, установившей многие образцы, которым сама поэзия танка в полной мере следовала до 19 века. Памятники хэйанской прозы, к примеру, «Повесть о Гэндзи», а также «Записки у изголовьи» и сегодня почитаются многими как в Японии, так и за ее пределами.

Средние века

Японский феодализм характеризуется главным образом возникновением правящего класса воинов (самураи), «ведомства самураев». Уже в 1192 году Минамото-но Ёритомо, который в 1185 году победил род Тайра, соперничавший с ним, был назначен сёгуном, что в свою очередь ознаменовало начало периода Камакура. После его смерти в 1199 году власть перешла непосредственно к роду Ходзё, регентам его сына. Сёгунат Камакура довольно успешно отразил в 1274 и 1281 годах монгольские вторжения, укрепив тем самым позицию бакуфу. Официальной же религией сёгуната был Дзэн. После победы над монголами японские самураи решили начать междоусобные войны, что очень быстро привело к полному упадку режима Камакура. Уже В 1318 году на трон неожиданно взошёл известный император ГоДайго и к 1333 году при активной поддержке главнокомандующего, бакуфу по имени Асикаги Такаудзи, он смог вернуть себе всю власть, но в 1336 году не поделивший своей власть с сыном императора по имени АсикагаТакаудзи на трон возвёл в Киото императора Кёмиё, и в 1338 году смог получить от него специальный титул сёгуна. В Японии в свою очередь оказалось сразу 2 императора и 2 сёгуна, которые довольно ожесточённо сражались до 1392 года. Сёгунат Асикага просто не смог правильно контролировать больших феодалов , в связи с чем уже в 1467 году вспыхнула большая гражданская война, которая в свою очередь стала началом довольно длительного периода смутных времен, а именно периода Сэнгоку.

В Японию в 1543 году впервые неожиданно приплыли голландские торговцы, а также иезуитские миссионеры, положив при этом начало культурному и коммерческому взаимодействию между странами Запада и Японией. При помощи европейских технологий, а также огнестрельного оружия Ода Нобунага смог победить многих даймё и практически сумел объединить всю страну. Его главным наследником стал Тоётоми Хидэёси, который неожиданно завершил объединение всей страны в 1590 году. Хидэёси 2 раза смог захватить Корею, но после нескольких поражений, которые были нанесены японцам китайскими и корейскими войсками, а также его смерти, самураи Японии решили отступить из Кореи в 1598 году.

После смерти самого Хидэёси, Тогукава Иэясу использовал собственноё положение регента при Тоётоми Хидэёри, для получения соответственного политического влияния, а также хорошей военной поддержки. В знаменитой битве при Сэкигахара он победил роды соперников и уже в 1603 году стал сёгуном. Иэясу решил основать сёгунат и перенёс столицу в город Эдо (). В 1639 году сёгунат решил начать проводить внешнюю политику самоизоляции Японии, которая продолжалась 2,5 века, впоследствии получивших название периодом Эдо. Но, изучение рангаку - свод европейских научных знаний продолжалося, преимущественно при помощи голландской торговой фактории на отдельном острове под названием Дэдзима, а также в гавани Нагасаки. В это время появляется национальное культурное движение кокугаку, изучение Японии японцами.

Американский коммондор по имени Мъттью Перри в 1854 году, прибывший на Чёрных коряблях, с помощью военной силы обязал Японию прекратить вести политику изоляции. Это стало отправной точкой в начале новой эпохи Японии, которая вошла в период модернизации.

Современная история Японии

В период Бакумацу, смогла подписать пару неравноправных договоров с отдельными западными державами, что в свою очередь привело её к политическому и экономическому кризису. В 1868 году началась гражданская война Босин, в 1869 году результатом которой стало упразднение всего сёгуната, а также создание специального централизованного государства непосредственно под управлением императора - полная реставрация Мэйдзи. Взяв за основу западные политическую, военные и судебную системы, Кабинет министров Японии создал собственный Тайный совет, а также подготовил к принятию Конституцию Мэйдзи и, конечно же, собрал парламент. Полная реставрация Мэйдзи превратила саму Японскую империю в мировую индустриальную державу. После полной победы в японо-китайской (период 1894-1895, а также русско-японской (период 1904-1905) войнах, Япония смогла обеспечить себе полное господство на Желтом и Японском морях и к себе присоединила Тайвань, Корею, а также южный Сахалин.

В начале 20 века демократический период Тайсё сменился стремительным ростом экспансионизма. Япония смогла принять активное участие на стороне Антанты в Первой мировой войне, расширив при этом собственноё политическое влияние и свою территорию. В 1931 году Япония смогла занять Маньчжурию и создать марионеточное государство Маньчжоу-Го. Лига наций осудила действия Японии и она покинула Лигу. Япония в 1936 году подписала Антикоминтерновский пакт с Германией, а уже в 1941 году смогла присоединиться к странам «Оси». Тогда Япония подписала пакт о полном нейтралитете между Японией и СССР, обязавшись тем самым уважать неприкосновенность и территориальную целостность Маньчжоу-Го и Монгольской народной республики.

Япония в 1937 году вторгается также в другие части Китая, начиная уже вторую по счету японо-китайскую войну (1937-1945), после этого США на Японию накладывает нефтяное эмбарго. 7 декабря 1941 года Япония решила напасть на Пёрл-Харбор и объявила войну Великобритании и США. Японская империя смогла завоевать Гонконг, Маллакку и Филиппины, но в 1942 году сильное поражение в Коралловом море лишило её большого преимущества на море. После известных во всем мире атомных бомбардировок и Нагасаки авиацией США 6 и 9 августа 1945 года, после полного присоединения СССР к масштабным военным действиями против Японии, 2 сентября 1945 года Япония решила подписать соответственный Акт о безоговорочной капитуляции.

Уже в 1947 году Япония решила принять абсолютно новую пацифистскую конституцию, в которой делается большой акцент на современную либеральную демократию. Оккупация Японии многочисленными союзными войсками закончилась только с принятием отдельного Сан-Францисского мирного договора, вступившего в свою законную силу уже в 1952 году, в 1956 году Япония смогла вступить в ООН. Несколько позже Япония смогла добиться рекордного роста экономики, который продолжался практически 40 лет и составлял ежегодно примерно 10 %. В 1991 году отличный экономический рост резко сменился кризисом, из которого эта страна смогла выбраться лишь в 2000 году.

Древнейшая из эпох японской культуры известна под названием кофун дзидай . Кофун представляет собой курган, квадратный спереди и круглый сзади, окруженный наполненным водой рвом. Обнаружено более 10 тыс. таких курганов - погребений, древнейший из которых, Хасихака, близ священной горы Мива, датируется 300-310 гг. нашей эры. Его размеры достигают 278 м., что позволяет предположить в нем захоронение одного из первых японских царей, Ямато . (Ямато - означает путь гор).

На рубеже III-IV вв. в долине Ямато распространились представления, что царь (окими) является обителью божественного духа горы Мива. В VII в. из Китая пришел термин тэнно (кит. тянь хуань) - небесный правитель . Приравненный к богам окими, озирая край с вершины священной горы, мог наилучшим образом управлять страной. Существовал даже особый обряд воцарения, для выполнения которого царь должен был удалиться в специально построенное помещение и провести там в покое определенное время - чтобы божественный дух вселился в него.

Так сложилось, что культ императора, зародившийся в эпоху кофун, в последующем только нарастал. Главными составляющими японской религии являются культ предков и правителей (также пришедший из Китая, но здесь достигший еще большей степени) и обожествление духов. Религия, сложившаяся в Японии в ходе переплетения даосизма, конфуцианства, буддизма и местных традиций, получила название синтоизма (синто - путь богов). Пантеон раннего синтоизма состоял из божеств - предков наиболее важных родов, прародительницей царского клана считалась богиня Аматэрасу . Утверждение синтоизма как государственной религии произошло в VII в. при императоре Тэмму , создавшего государственный совет по делам религии. При нем была учреждена первая столица Фудзивара Ке , резиденция царя с 694 по 710 гг.

В 710 г. в местности Нара была построена уже постоянная столица - Хэйдзё Кё (столица цитадели мира). Этим открывается эпоха Нара (710-794 гг.). Первые столицы были построены по особому плану жрецов в долинах, омываемых реками и окруженных горами. Комплекс зданий дворца императора - микадо образовывал замкнутый прямоугольник, внутри которого находился декоративный парк. В VIII в. появился лунный календарь , месяцы которого, начинаясь с января, носили порядковый номер, обладая еще и дополнительными названиями (напр., «месяц сокрывшихся богов»). Общие летоисчисление велось по годам царствования императоров, часто также с дополнительным названием (например, «Тайка» - «Великие реформы»). В 784 г. столица Японии была перенесена в г. Нагаока , а в 794 г. - в Хэйан Кё (Киото), что означает «Мир и спокойствие ».

Начавшаяся в 794 и продолжавшаяся до 1185 г. эпоха Хэйан считается «Золотым веком» японской культуры. Именно в этот период произошло творческое переосмысление пришедших из Китая и Кореи влияний. Необыкновенной утонченности достигло свойственное японцам поэтическое восприятие мира, происходило становление национальных литературных жанров, «Хэйанская культурная традиция складывалась из обрядов, граничащих с шаманством и магией, мистического даосизма, конфуцианства и таинственного буддизма» (Культурология. История мировой культуры. / Под ред. А. Н. Марковой. М., 2001. С. 309.).


На исходе XII в., когда Япония вступила в эпоху зрелого феодализма, к власти пришло военно-феодальное сословие самураев , а государство стало возглавляться сёгуном , военным правительством, просуществовавшим вплоть до XIX в. Столица была перенесена в бывшую военную ставку главы сёгуната, Минамото - селение Камакура. В культуре периода Камакура (1192-1333) усиливается народная основа, возрастает интерес к истории и реальной жизни, упрощаются религиозные обряды.

Следующий период в эпохе сёгуната - Муромати (1333-1575), получил свое название по кварталу в старой столице, Киото, где располагалось военное правительство сёгунов из рода Асикага. XIV век оказался веком феодальных междоусобиц и в этом смысле был переходным периодом к зрелому феодализму. Распри прекратились в промежутке времени между вторым и третьим сёгунатом (1575-1614). Период, завершающий феодализм и начинающий новую историю Японии, именуется Эдо (по названию новой столицы, ныне - Токио), он продлился с 1614 по 1868 г. В эту пору основными творцами и потребителями культуры, принимающей все более мирской характер, становится третье сословие горожан.

Ликвидация режима сёгуната и реставрация императорской власти произошли после революции Мэйдзи (1867-68 гг.), которая расчистила поле для капиталистического развития Японии. Эпоха Мэйдзи - эпоха японского Просвещения, выведшая страну из экономической и культурной изоляции. Вместе с тем, культурно-исторические традиции не были прерваны, и чрезвычайно сильны и по сей день. Согласно действующей с 1947 г. конституции император является «символом государства и единства нации», что определено «волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть». День рождения императора отмечается как национальный праздник Японии.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Знаете ли вы, что история Японии насчитывает более сорока тысяч лет?И что Японский архипелаг был соединён с Евразией? Об этом и многих других интересных фактах из жизни этой загадочной страны вы узнаете сегодня из нашей статьи.

Древность

Первые люди заселились на японские острова во время палеолита. В этот период поверхность Земли покрывали ледники, а водный уровень отличался от нынешнего на сто метров, поэтому на месте Японского моря была просто обширная долина. Сухопутные перешейки соединяли территорию будущего архипелага с материковой частью.

Древняя Япония. Гравюра

До восточно-азиатского региона льды не доходили, но на его климат влияли. Япония относилась к степной зоне с разнотравьем.Интересно, что животный мир представляли:

  • слоны,
  • мамонты,
  • олени,
  • другие животные, которые водились в то время в Сибири.

Вплоть до XII века до нашей эры древние японцы промышляли охотой, добывали пищу собирательством, производили примитивные орудия труда из камня. Изделия из глины они тогда ещё не научились делать, поэтому иногда этот период называют докерамическим.

Дзёмон

Затем ледники растаяли, уровень мирового океана возрос, часть японской территории была затоплена, и образовалась группа морских островов – архипелаг. Климат потеплел, морские течения изменили направление, и степь здесь сменилась лесными зарослями.


Разнообразные леса – хвойные, буковые, дубовые и субтропические – приютили под своей сенью много разных животных и птиц. Прибрежные воды и Внутреннее море были богаты рыбой. При таком природном изобилии не было нужды в животноводстве или растениеводстве, поэтому японцы по-прежнему охотились и были собирателями.

Из новых навыков населения следует отметить умение изготавливать керамическую посуду для приготовления и хранения пищи – узкие высокие кувшины, украшенные особым шнурковым орнаментом, «дзёмон». Он присутствовал на посуде вплоть до II века до нашей эры и дал название этому историческому периоду .

С наступлением неолита японцы стали жить оседло в землянках на возвышенностях, собираясь в поселения до тридцати человек. Рядом с поселением обычно была куча мусора, где и хоронили усопших. Жители начали возделывать на простейшем уровне рис, гречиху, бобовые культуры, разводить устриц и выращивать каштановые деревья. В качестве религии японцы исповедовали анимизм и тотемизм.

Яёй

В I тысячелетии до нашей эры японцы позаимствовали у жителей континента технологию ирригационного выращивания риса. Для этого заселялись долины у рек и равнинная местность. Появились первые деревенские сообщества, совместно обрабатывавшие рисовые поля. Для сбора урожая понадобилось изготовление очередного приспособления – каменного серпа, а для его хранения – строительство зерновых амбаров на сваях.


В сообществе было принято проводить моления и празднества, посвящённые хорошей урожайности. Как следствие, образовались новые сельскохозяйственные традиции, и появился календарь.

Также трудовые навыки японцев обогатились умением обрабатывать железо, медь и бронзу, из которых изготавливали оружие, колокола и зеркала. Керамическая посуда стала изготавливаться без узора, была красноватой и разнообразной.

Местом находки такой посуды послужило поселение Яёй, откуда и пошло название данного периода, окончившегося в III веке нового тысячелетия. Во время Яёй поселения начали появляться союзные объединения – прототип будущего государства. Полнотой военной и религиозной власти обладали вожди. В качестве ограждения поселений использовались заборы из дерева и траншеи.

Образование государства

О Японии тех времён можно судить только по китайским хроникам, так как своей письменности японцы не имели. Китайцы называли их «ва» и упоминали, что жили они примерно в ста государствах, треть которых поддерживала контакты с их страной. В V столетии сельское хозяйство японцев обогатилось выращиванием:

  • крапивы для изготовления ткани – рами,
  • злаковых культур,
  • пряностей,
  • каннабиса,
  • мандаринов.


Возделывание риса в Японии. Гравюра

Развивалось разведение шелкопряда и изготовление шёлковых и холщовых тканей, добыча жемчуга, киновари и лазурита.

Самым сильным древним японским государством был Яматай. Эта страна вписалась в систему азиатских политических отношений на условиях Китая: платила ему дань и соглашалась с главенством китайского императора. Он, в свою очередь, содействовал в политике правителям, выполняющим эти условия, и разрешал им иметь торговые отношения с Поднебесной.

Китай в IV столетии втянулся в междоусобицы, на Корейском полуострове появились Силла, Когурё и Пекчэ, выразившие желание объединить Корею, а государственное образование Ямато начало борьбу за объединение Ниппона.С III по VI столетие здесь было принято погребать зажиточных граждан в кофунах – курганах из земли, поэтому этот период именуется также Кофун.


Курган периода Кофун

В Ямато сложилась система родов и титулов висполнительной власти, так как государство было федерацией. Главы родов получали титулы от вождя в соответствии со своим статусом. Государством проводилась активная внешняя политика. Корейцы и китайцы селились здесь и привозили с собой новую информацию умения, которые способствовали развитию:

  • ювелирного дела,
  • инженерии,
  • иероглифической письменности,
  • медицинских навыков,
  • новой технологии в изготовлении керамической посуды.

В конце периода Кофун в Ниппон попадают тексты и культовые предметы из корейского Пекчэ, связанные с . Новое учение вызывает разногласия, приведшие к борьбе двух кланов: Сога и Мононобэ. Род Сога выступал за принятие буддизма и победил в непримиримой борьбе.

Развитие государственности

Этим событием завершается доисторическое развитие Японии – эпоха Гэнси, и начинается новая – Кодай, относящаяся к истории древней Японии. Первый её период Асукасвязывается с именем принца Сётоку, возглавившим правительство при императрице Суйко. На территории современной Нары располагалось село Асука, возле которого сосредоточилась вся политическая и культурная жизнь, оно и дало название периоду.


Принц Сётоку (ок. 574 — ок. 622) - японский принц-регент, реформатор и политик периода Асука

Принц пытался создать в стране монархию. Он создал систему званий и чинов из двенадцати ступеней и нравственно-этические правила для чиновников – «Конституцию семнадцати статей». становится при нём официальной религией. Традиционные верования — синто тоже процветают, государство заботится об их сосуществовании.

В VII веке пришедший к власти император Котоку взялся за «великие преобразования» – Тайка. Первым шагом реформ Тайка стало объявление собственностью государства всех земель и своего народа. Последующими императорами Тэндзи и Тэмму были приняты такие нововведения:

  • всеобщая армейская обязанность,
  • укрепление границ замками и крепостными стенами,
  • размещение часовых на острове Кюсю,
  • приведение законодательства в порядок по образцу Поднебесной,
  • составление хроник Ниппона.

Столица последовательно перемещается в Оцу, Фудзивару и Хэйдзё (современную Нару). А Япония начинает именоваться Ниппон. В период Нара приняли новые законы, и начинают выпускать собственные деньги. Провинции, уезды и сельские поселения составляют структуру страны.


Государство Ниппон в эпоху Нара

За выданные земельные участки население расплачивалось с государством урожаем, тканями, изделиями собственного производства, а также должно было бесплатно трудиться два месяца в году. Все люди стали делиться по статусу на свободных и зависимых (рёмин и сэммин).

Но вскоре земельный фонд исчерпал себя из-за роста населения, поэтому императором Сёму было разрешено приватизировать целину. Этот закон способствовал развитию экономических отношений. Знать и буддийские монастыри начали накапливать земельную собственность.

Культура того времени отмечалась копированием корейских и китайских художественных традиций. Было построено свыше шестидесяти буддийских монастырей, среди которых памятниками культуры считаются

  • Тодай-дзи,
  • Тоседай-дзи,
  • Кофуку-дзи.

В литературе наблюдался расцвет поэзии, составлялись её антологии, наиболее известная из которых Манъёсю, в которой собрано порядка четырёх с половиной тысяч стихотворений, написанных за сто с лишним лет.


Тодай-дзи — храм Будды Вайрочаны, Великого Будды. Завершен в 745 г.

Когда в VIII веке столицей становится Хэйан (впоследствии Киото), отношения между буддийским духовенством и аристократами становятся конфликтными. Воинскую службу теперь несут не крестьяне, а знатные люди. При дворе заметным влиянием пользуется род Фудзивара, женщины из которого становятся императорскими жёнами.

Так как регулярная армия отсутствовала, для охраны и защиты земель появляются отряды самураев из тех, кто уже отслужил обязательный срок. Руководили ими знатные люди. Наиболее известны представители родов Минамото и Тайра.

Императорам Го-Сандзё и затем Сиракаве удалось путём хитрых политических ходов отстранить от власти род Фудзивара. В результате появилось «инсэй» — правление императоров в отставке. Самураев выделили в самостоятельное сословие. Их сила и авторитет росли день ото дня.

В период Хэйан появляются буддийские секты Тэндай и Сингон, призывавшие к уединению и получению просветления путём изучения священных текстов и моления. Отношения с Китаем ослабевают, и начинается расцвет самобытной японской культуры, ознаменованной появлением:

  • живописи ямато-э ,
  • национальной азбуки кана ,
  • литературных произведений на её основе,
  • дворцов с новыми веяниями в архитектуре,
  • придворной культуры кокуфу .


Период Хэйан. Гравюра

Средневековье

В средние века в Ниппоне наступает пора самураев. Между их родами начинается борьба за власть, и в ней побеждают Тайра. Побеждённый род Минамото составил им оппозицию.Борьба не утихала, и позже Минамото свергли правление Тайра.

  • Дзёдо-синсю,
  • Нитирэн-сю,
  • Сото-Сю,
  • Риндзай.

Если первая школа уделяла большое внимание грешникам, то последователи второй сосредоточились на Сутре Лотоса, а последние две проповедовали . Сёгунат пришёл со временем в упадок, а правителем Го-Дайгу осуществилась попытка восстановить монархию (реставрация Кэмму).


Период сегунат в Японии

Попытка была неудачной и закончилась расколом императорской власти и войной между кланами. В XIV веке возникает следующий сёгунат – Муромати, а затем третий – Ёсимицу.

В экономике, социальной сфере и культуре происходят такие изменения:

  • появление водяных колёс,
  • использование животных в качестве тягловой силы,
  • высаживание новых культур в садоводстве,
  • разведение хлопка,
  • совершенствование кузнечной и литейной металлургии,
  • проведение торговых ярмарок,
  • создание сообществ перевозчиков и ростовщиков,
  • формирование сообществ мещан для защиты от самураев,
  • эволюция самоуправления,
  • развитие ,
  • оформление садов камней,
  • использование татами,
  • развитие искусств и и др.

Стремление к объединению

В XVI веке Японию удалось объединить усилиями Тоётоми Хидэёси. Среди простого люда развивается гедонизм, в жизни превыше всего ставятся удовольствия.Получают дальнейшее развитие живопись, астрономия, медицина, морская навигация, издательское дело, благодаря открытости влиянию Европы. Входит в моду европейская одежда.


Эпоха Эдо. Японская гравюра

Токугава Иэясу становится четвёртым и последним сёгуном. Время его правления получило название периода Эдо. Общество расслаивается на:

  • самураев,
  • купцов,
  • ремесленников,
  • крестьян,
  • париев – «нечистых».

В качестве религии на первый план выходит . В целом, жизнь населения в этот период отличается стабильностью.

Новое время

В XVIII-XIX авторитет сёгуната пошатнулся, и произошла реставрация императорской власти при помощи императора Мэйдзи. Пятисотлетнее правление сёгунов закончилось. С тех пор Япония стала промышленной державой мирового уровня.


Страна переживала взлёты и падения, периоды милитаристских настроений и экспансионизма. Сейчас же Япония держит курс на либеральную демократию и входит в ряд влиятельнейших стран мира с высоким уровнем технологий и экономического развития.

Заключение

Япония — это место, где восходит солнце. Так буквально переводится название «Ниппон» — современной демократической страны, которая сумела сохранить древние традициями самобытной восточной культуры.

Современная Япония у большинства людей неизменно ассоциируется с высокими технологиями, развитой наукой и богатой культурой. Однако, несмотря на высокий уровень технического прогресса, народ этой страны свято почитает свои древние традиции и дорожит своими корнями. История современной Японии берет начало с древнейших времен, за это время страна переживала как подъемы, так и падения.

У истоков истории

Самым первым письменным источником, в котором упоминается Древняя Япония, на сегодняшний день принято считать “Двадцать четыре истории”. Это китайские исторические хроники, которые датируются I веком. Однако история Японии началась значительно раньше, примерно 35-40 тысяч лет до нашей эры. К такому выводу ученые пришли, изучив археологические раскопки, проводимые на территории современной Японии.

По мнению историков, люди заселяли Японский архипелаг еще во время позднего палеолита. Этот период продолжался вплоть до 12 тысячелетия до нашей эры. Как свидетельствует история, в Древней Японии люди занимались охотой и собирательством. Из орудий труда присутствовали только каменные инструменты, отличавшиеся грубой обработкой. Довольно часто этот период упоминают под названием докерамического периода.

12 тысячелетие до н. э. ознаменовалось наступлением периода под названием Дземон, который можно сопоставить с неолитом и мезолитом. В это время Японский архипелаг завершал свое формирование, на побережье появились первые поселения, а населяющие эти территории люди стали использовать керамику.

Что касается этнического происхождения японцев, то на его формирование, согласно истории Древней Японии, оказали большое влияние айны и выходцы с восточного побережья Азиатского материка. Кроме того, на островах Сикоку и Кюсю проживали австронезийские племена.

Эпоха металла

Согласно археологическим раскопкам, в то время, когда племена начали активно осваивать металл, начинает все ярче проявляться разделение людей по имущественному признаку. Свидетельством тому являются погребения тех лет. Некоторые захоронения отличаются богатым погребальным инвентарем. Среди найденных предметов есть кинжалы, мечи и бронзовые зеркала.

Особенно яркие черты имущественной дифференциации наблюдаются в ранний железный век (по-другому, в курганную эпоху).

Япония в начале нашей эры

Примерно в первом тысячелетии до нашей эры на территории Японского архипелага появились переселенцы из Китая и Кореи. Вместе с мигрантами в Японии возникли такие новшества, как повсеместная обработка металлов (бронзы, меди и железа), ткачество, гончарное дело и распространение сельского хозяйства. Именно с этого времени население стало сеять рис, бобы, просо. В истории Японии этот период принято называть периодом Яей (900 г. до н. э. — 300 г. н. э).

Помимо развития хозяйства и ремесел, следует отметить и объединение различных племен и родов в более крупные группы. Однако этот процесс нельзя назвать мирным — слияние происходило в результате межплеменных и межродовых войн и стычек. Иными словами, более сильные и многочисленные племена вытесняли более слабые и малочисленные.

На смену периоду Яей пришел период Кофун, который характеризуется объединением территорий под властью клана Ямато. Территория его земель включала Центральный и Западный Хонсю и земли Кюсю.

С 538 года н. э на территории современной Японии воцарился период Асука. Переселение племен из Китая способствовало проникновению на территорию Страны восходящего солнца буддизма. В период Асуки эта религия успела широко распространиться среди местного населения. Более того, именно в эти годы происходит бурный расцвет японской культуры и разработка сводов законов (он имел название “рицуре”).

Как мы уже упоминали в самом начале, история Японии уходит вглубь веков, она богата и интересна, но рассказать обо всех вехах развития и становления этого государства в одной статье невозможно. Кстати, достоверных сведений о дате появления первого централизованного государства в Стране восходящего солнца до 7-го века нет. Объясняется это отсутствием письменности, поэтому в этих вопросах можно лишь опираться на другие исторические хроники, например китайские.

Развитие страны в эпоху Нара и Хэйян (710-1185 гг.)

В 710 году в Японии появилась первая официальная столица — город Нара. При строительстве города главным ориентиром служили китайские поселения. В частности, здесь было возведено множество монастырей, а здания по внешнему виду полностью повторяли китайские дома. Эта особенность во многом повлияла на дальнейшую судьбу города. Так, чтобы избежать усиления политического веса буддийских храмов, столицу в 1184 году решили перенести в город Нагаоку, а еще позднее — в Хэйан (он носил статус главного города Японии почти 1000 лет).

Эпоха Нара в истории Японии ознаменовалась тем, что китайское влияние на японскую культуру несколько ослабело. Если до этого основным языком был китайский, то теперь японцы создали свою азбуку — “кана”.

Что касается политической власти, то она длительное время была сосредоточена в руках клана Фудзивара.

“Реформы Тайка”, принятые несколько ранее, уже успели отразиться на жизни и быте народа Японии. Основная суть этих реформ состояла в увеличении налогов с крестьян. Наряду с этим аристократия и монастыри, напротив, от уплаты налогов освобождались. Результат — усиление влияния крупных землевладельцев и народ, оставшийся за чертой бедности.

В начале 12-го века власть Фудзивара удалось ограничить. При этом борьба за власть развернулась между двумя кланами: Минамото и Тайра. В результате восстания в 1159 году удержать бразды правления в своих руках смог клан Тайра, господство которого продолжалось вплоть до 1178 года. Смерть Тайра Киеморе вновь повергла страну в борьбу за власть, которая вылилась в войну Гэмпэй (1180-1185 гг.).

Эпоха Камакура (1185-1333 гг.)

Произошедшая битва при Данноура (в 1185 г.) принесла победу клану Минамото, который с большим перевесом разгромил клан Тайра. Уже в 1192 году Минамото смогли присвоить себе титул сегун (что значит главнокомандующий). Их главная цель состояла в ослаблении влияния императорского дома и установлении собственной власти в стране. История Японии в этот период характеризуется двоевластием.

Свою штаб-квартиру они расположили в городе Камакуре (от чего и пошло название японского сегуната). Однако решение расположить столицу сегуната в Камакуре было опрометчивым. Этот город находился в экономически отсталом районе страны, вследствие чего возникла экономическая слабость и развал.

В это же время на страну, ослабленную внутриполитической борьбой, предпринимают набег монголы. в 1266 году хан Хубилай требует признать его власть, однако Япония сопротивляется. Ответом на такой дерзкий отказ стало нападение монгольского флота. В ноябре 1274 года неприятель подошел к западным берегам Японии, захватил острова Ики и Цусима и начал высадку на северо-западном побережье острова Кюсю.

Самурайские войска самоотверженно сражались, однако они явно не были готовы к столь активным боевым действиям и столь многочисленным войскам врага. Битва была прервана в результате мощнейшего тайфуна, который уничтожил около 200 кораблей монгольского войска.

Новый поход на Японию монголы предприняли в июне-августе 1281 года. Захватчики подошли к японским берегам с двух сторон: первая армада двигалась из Китая, вторая — с Корейского полуострова. Всего в походе участвовало около 3500 кораблей и лодок. Японцы к тому времени уже успели усилить укрепления и подготовиться, но и в этот раз неприятельский флот был потоплен тайфуном. Именно с тех пор тайфуны стали называть “камикадзе”, что в переводе с японского означает “Божественный ветер”.

Эпоха Муромати (1333-1573 гг.)

Императору Годайго в 1333 году удалось восстановить былую власть благодаря ослаблению регентов Ходзе и смещению сегуната. Однако удержать власть в своих руках надолго ему не удалось. Устаревший государственный аппарат, отсутствие поддержки землевладельцев и представителей аристократии — все это привело к восстанию против двора в 1336 году. Предводителем этого движения стал Асикага Такаудзи. Годайго бежал, а на трон взошел другой император.

В 1338 году Такаудзи провозгласил себя сегуном и стал основателем нового правительства в Киото.

Ожесточенная борьба между двумя императорскими дворами велась на протяжении более 50 лет — это были нескончаемые противостояния, стычки и войны. История Японии в этот период считается напряженной: Северный двор чаще всего одерживал победу, в результате Южный двор полностью сдался в 1392 году, и Япония вновь оказалась под властью сегунов и императора.

Во время правления сегуна Есимицу страна сумела установить выгодные торговые связи с династией Мин в Китае. В это время усиленно развивалось сельское хозяйство, возводились новые города. В то же время в 15-м веке усиливается влияние крупных воинов-земледельцев, называемых “дзи-самураи”. Им удалось разделить всю страну на отдельные части, что привело к постоянным междоусобным войнам.

К середине 16-го века в Японию стали наведываться миссионеры-иезуиты и купцы из Португалии, основным товаром которых являлось огнестрельное оружие. В 1550 году сюда прибыл и иезуит Франциск Ксавье, распространяющий христианство. Многие жители Японии приняли эту религию, так как были заинтересованы в тесных торговых отношениях.

В эпоху Муромати крестьяне стали пользоваться такими новшествами, как водяное колесо, природные удобрения, тяговые животные — это позволило получать 2 урожая в год.

Ремесленники освоили производство хлопка, шелка, красок, лака и масел, металлургия получила 2 направления: кузнечное и литейное. В больших поселениях часто проводились ярмарки, население Японии наладило торговлю с другими странами.

Благодаря стараниям столичного сегуната произошло смешение культуры самураев и знати. Возникшая новая культура Японии имела яркие черты эстетических образов Китая и элементы дзен-буддизма. Именно в эту эпоху зародилось многое из того, чем культура Японии известна и по сей день. Это кабинетный стиль интерьера, татами, икебана, японская чайная церемония, сад камней, монохромные картины суми-э.

Эпоха Адзути Момояма (1573-1603 гг.)

Крупные землевладельцы, захватившие большое количество земель (иногда даже целые провинции), именовались дайме. Все они были заинтересованы в объединении Японии и захвате власти. Для осуществления этой цели дайме постоянно были вынуждены воевать. При этом перевес часто оказывался на стороне более вооруженных групп (в войнах активно использовали огнестрельное оружие).

Генерал Тоетоми Хидэеси сумел быстро отреагировать на сложившуюся ситуацию и в 1583 году подчинил остров Сикоку и северные провинции, а в 1587 году и остров Кюсю. Победа Тоетоми над кланом Ходзе в 1590 году позволила полностью объединить Японию.

История страны уже с первого дня правления Тоетоми Хидэеси наполнилась преобразованиями. По всей стране были разрушены десятки замков, все самураи должны были оставить земледелие и и переселиться в города. Велась "охота на мечи", в рамках которой у крестьян и монахов отбиралось все оружие. Все население страны четко разделялось на классы. В 1583 году власть имущие провели ревизию государственных земель, а чуть позже (в 1590-м) - перепись населения.

Чтобы снизить влияние христианской церкви, Тоетоми Хидэеси в 1587 году выдворил из страны миссионеров и запретил менять веру, а за непослушание даже казнил 26 человек.

Желая увеличить свои владения, в 1592 году Хидэеси двинулся на завоевания Китая, однако армия потерпела поражение. В одном из боев Хидэеси был тяжело ранен и позже умер.

Эпоха Эдо (1603-1867 гг.)

После смерти Тоетоми Хидэеси в 1598 году в борьбу за власть ввязался Токугава Иэясу, сподвижник Тоетоми. Он обещал заботиться о сыне и семье бывшего правителя, однако нарушил свое слово. В 1603 году Токугава Иэясу был провозглашен сегуном и основал собственное правительство в городе Эдо. Правление сегуната Токугава длилось 250 лет.

В годы своего правления Иэясу распределил землю между дайме. Те, кто поддерживал его еще до прихода к власти, получили самые хорошие (стратегически важные) участки. Все население страны было разделено на 4 класса. На верхушке пирамиды оказался класс самураев. Ниже располагались купцы, ремесленники и крестьяне. Был и пятый класс — к нему относились "парии" (люди с "грязными" занятиями и профессиями). Менять "свой" класс и профессию строго запрещалось.

Много внимания уделялось торговым отношениям — связи были налажены с Германией и Англией.

У клана Токугава практически не было сильной оппозиции, поэтому этот период в истории Японии можно назвать довольно мирным и тихим. Чтобы не допустить ослабления своей власти, правитель запрещает христианство (в 1614 году), в 1633-м запрещает дальние плавания, а в 1639-м и вовсе ограничивает внешние связи торговлей с Китаем. Все иностранные книги в тот период были под запретом. Япония оставалась закрытой от внешнего влияния вплоть до 1868 года. Этот факт заметно повлиял на уровень развития страны, ведь перенять научные и технические открытия мира страна не имела возможности.

Эпоха Мэйдзи (1867-1912 гг.)

В 1867-1868 годах была полностью восстановлена власть императора Мэйдзи, который переселился в новую столицу Токио. Эпоха Мэйдзи в истории развития Японии полна огромных перемен. Открытие “занавеса” давало возможность не только торговать с большинством стран, но и перенимать их опыт и открытия. Экономика и военное дело развивались стремительными темпами.

Стирались границы между социальными классами — правительство приняло решение о демократизации страны. В 1873 году принят закон о свободе выборе религии. Реформы коснулись системы образования, внедрялось обязательное образование, изучение синтоизма и конфуцианства присутствовало во всех школах.

Чтобы противостоять европейскому национализму, Япония много внимания уделила развитию армии: введена обязательная воинская повинность, флот строили по типу британского, а армию собирали и модернизировали по типу прусской.

Для подъема страны требовались специалисты. Для этого сотни студентов отправлялись учиться в другие страны, а для преподавания в учебных заведениях Японии приглашали учителей из-за границы.

1889 год ознаменовался принятием первой конституции. Несмотря на появление парламента, независимость императора сохранилась (он главенствовал в армии, на флоте, в законодательной и исполнительной власти).

в 1894-1895 годах развернулась война между Японией и Кореей, причиной этому стали разногласия по вопросам Кореи. Победу одержали японские войска, они даже захватили Тайвань, однако Запад вынудил отдать Китаю другие территории.

1904-1905 годы — время Русско-японской войны, вспыхнувшей на почве интересов Китая и Маньчжурии. Япония вышла в войне победителем, благодаря чему получила небывалую славу и уважение на мировой арене.

Усилив влияние на Корею, Япония смогла присоединить ее в 1910 году.

20 век в истории Японии

20-й век неразрывно связан с Первой и Второй мировыми войнами. Другими словами, новая история Японии снова омрачилась потерями и разрушением. Во время Первой мировой Япония выступила вместе с союзниками против германских войск, однако ее роль в этом была не столь значительной. В послевоенные годы страну охватила тяжелая экономическая ситуация, которую усугубило Великое землетрясение (1923), а также произошедший в 1929 году всемирный экономический кризис.

В 30-е годы установился жесткий военный контроль, цензура в средствах массовой информации, тщательная обработка информации в учебных заведениях, преследование коммунистов.

Желая завоевать Китай, в 1931 году Япония оккупировала Маньчжурию и назвала ее своим протекторатом. В том же году проводилась бомбардировка Шанхая. Осуществляли ее японские ВВС, целью которых была защита от антияпонского движения тех японцев, которые находились на территории Китая. Из-за таких жестких действий Япония вышла из Лиги наций в 1933 году.

Во всемирной истории Япония сыграла немаловажную роль. Самостоятельные действия военных Японии привели к началу второй японо-китайской войны. Боевые действия развернулись в июле 1937 года. Побережье Китая было оккупировано, при этом японские захватчики действовали по отношению к местному населению крайне жестоко. Несмотря на это, Китай продолжал сражаться до 1945 года.

Кроме того, Япония решила установить “Великий Пояс Азиатского Процветания” путем завоевания юга. В рамках этой программы Япония присоединилась к Италии и Германии и захватила Вьетнам (французский Индокитай). Великобритания и США ответили нефтевым бойкотом. Чтобы решить эту проблему, японская армия захватила Индонезию с ее богатыми месторождениями нефти.

В 1941 году (декабрь) произошло нападение Японии на США в Перл-Харборе, это дало возможность удерживать свой контроль на огромной территории в течение полугода.

В июне 1942 года США наголову разгромили противника и с союзниками отвоевали захваченные земли. После бомбардировок японских земель в 1944 году японцы стали использовать в боях камикадзе — летчиков, совершающих самоубийства.

Последние бои велись еще в 1945 году на Окинаве.

Когда 27 июня 1945 года Японии было предложено подписать капитуляцию по Потсдамской декларации, военные министры отказались и продолжили противостояние. Ответной реакцией США стали ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки (это случилось 6 и 9 августа). Японские военные остались непреклонными, однако за подписание декларации 14 августа выступил император Хирохито.

История Японии с древнейших времен была пронизана бесчисленным количеством войн и междоусобиц. Долгие изнурительные боевые действия значительно повлияли на экономическое и техническое положение страны, однако восстановление дружественных отношений с Советским Союзом (1956 г.) и Китаем (1972 г.) привели к некоторой стабилизации. Немало было сделано и для восстановления страны. В результате усиленной работы в новейшую историю Япония вошла экономически процветающим государством и сейчас состоит в Большой Восьмерке.

Путь воина [Секреты боевых искусств Японии] Маслов Алексей Александрович

Периодизация истории Японии

Периодизация истории Японии

Асука (также Суйко) (552 – 645 гг.)

Нара (646 – 794 гг.)

Ранний период (646 – 710 гг.)

Ранний Хэйан (также Дзеган или Конин) (794 – 898 гг.)

Хэйан (898 – 1185 гг.)

Камакура (1185 – 1333 гг.)

Муромати (1333 – 1573 гг.)

Наньбокусё (Южного и Северного двора) (1333 – 1392 гг.)

Сэнгоку цзидай (Годы Воин) (1467 – 1573 гг.)

Момояма (1573 – 1615 гг.)

Эдо (1615 – 1867 гг.)

Мэйдзи (1868 – 1912 гг.)

Тайсё (1912 – 1926 гг.)

Сёва (1926 г. – до настоящего времени)

Из книги История Европы с древнейших времён до конца XV века автора Девлетов Олег Усманович

Вопрос 1. Периодизация истории Древней Греции История Древней Греции, включавшей территории Балканского полуострова, Эгейского региона, Южной Италии, о. Сицилия, Причерноморья, начинается с рубежа III-II тысячелетий до н. э. Именно тогда возникли первые государственные

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

Периодизация истории Древней Греции I. Раннеклассовые общества и государства на Крите и в южной части Балканского полуострова (конец III–II тысячелетие до н. э.).1. Раннеминойский период (XXX–XXIII вв. до н. э.): господство доклассовых родовых отношений.2. Среднеминойский

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Периодизация истории и хронология Древнего Египта Современные египтологи используют введенное Манефоном деление правлений египетских царей на тридцать династий. Первый царь этой последовательности – Менес – правил около XXXI в. до н. э. и, судя по всему, завершил

автора Ковалев Сергей Иванович

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

ГЛАВА I ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ИМПЕРИИ И ЕЕ ИСТОЧНИКИ Историю Империи принято делить на несколько периодов: принципат Августа (30 г. до н. э. - 14 г. н. э.), правление династии Юлиев - Клавдиев (14-68 гг.), расцвет Империи (69-161 гг.), кризис Империи (161-284 гг.), доминат Диоклециана и

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Периодизация истории Империи Историю Империи можно разделить на следующие шесть периодов. I. Принципат Августа (30 г. до н. э. - 14 г. н. э.) - период реакции и завершения организации Империи.II. Период террористического режима и его падение (14-69 гг.) - прав­ление императоров из

Из книги Древний Восток автора

Периодизация истории и хронология Древнего Египта Современные египтологи продолжают использовать в периодизации истории Древнего Египта последовательность правления 30 династий египетских царей, введенное еще Манефоном. Первый царь в этом ряду, Менес (или Мина), правил

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Периодизация истории Месопотамии История Древней Месопотамии охватывает несколько тысячелетий, и в ней невозможно ориентироваться, не представляя себе заранее ее периодизации. В общей сложности, в истории Месопотамии выделяются следующие эпохи.Время VI - начало IV

Из книги Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков автора Тарас Анатолий Ефимович

4. Периодизация истории Беларуси (1) Древнейший период (до IX века н. э.) - складывание племен. На это ушло не менее трех тысяч лет.Наибольший интерес представляет для нас последний этап указанного периода, когда автохтонные балтские племена славянизировались в процессе

Из книги История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка автора Автор неизвестен

1. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ, СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Возникновение государственности в Древнем Египте началось в V тысячелетии до н. э. в результате разложения родового общества, с выделением родовой знати (старейшин и вождей) и последующим

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

Периодизация истории государства и права Важный элемент любой исторической дисциплины, периодизация по-особому значительна в истории права. История государства и права менее всего событийна, это история принципов и установлений, т. е. по преимуществу институционная

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

1. Как представлена периодизация истории Средних веков? Средневековье, или Средние века – один из наиболее значительных этапов человеческой истории. Впервые термин «Средние века» был употреблен итальянскими гуманистами для обозначения периода между классической

Из книги Курс лекций по социальной философии автора Семенов Юрий Иванович

Лекция VIII. Периодизация и общая картина всемирной истории § 1. Вводные замечания Сейчас возникла настоятельная необходимость создания новой, основанной на материале, накопленном к нашему времени исторической наукой, глобально-стадиальной теории всемирной истории, а

Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторов

§ 3. Периодизация истории политических и правовых учений В учебной и научной литературе существует несколько периодизаций истории политических и правовых учений.В процессе преподавания довольно давно выявилось, что периодизация истории политических и правовых учений

Из книги Алтайская духовная миссия в 1830–1919 годы: структура и деятельность автора Крейдун Георгий

Периодизация истории Казенные средства, отпускаемые на миссионерские цели, были скудны; на них нельзя было не только строить храмы, но и подчас содержать семьи миссионеров. Начиная с основания Алтайской миссии, деятельность миссионерских учреждений (станы, школы,