Теория познания джона локка. Сенсуализм Локка

Задачу исследования происхождения, достоверности и объема человеческого знания поставил перед собой английский философ, врач по образованию и политик по роду деятельности Джон Локк (1632–1704 гг.). В своем произведении «Опыт о человеческом разуме» Д. Локк обосновывает положение об опытном происхождении всяческого человеческого знания.

Локк отвергает возможность существования врожденных идей.

«Довод со ссылкой на всеобщее согласие, которым пользуются для доказательства существования врожденных принципов, скорее доказывает, что их нет: ибо нет принципов, которые бы пользовались признанием всего человечества». Для доказательства этого положения Локк приводит примеры из своей медицинской практики, данных этнографических наблюдений. Те или иные идеи одобряются людьми не в силу своей врожденности, а в силу своей полезности. Так, например, идея Бога и богопочитания не является врожденной, поскольку в мире существуют атеисты, отрицающие бытие Бога, а также целые народы, у которых нельзя найти понятий ни о Боге, ни о религии. Появление же и распространение этих идей объясняется отнюдь не их врожденностью, а влиянием воспитания, образования, здравого смысла и постоянного интереса к имени Бога.

«На опыте основывается все наше знание, от него, в конце концов, происходит наше наблюдение, направленное или на внешние предметы, или на внутренние действия нашей души».

Локк различал два вида опыта:

– внешний опыт, состоящий из совокупности определений;

– внутренний опыт, образующийся из наблюдений ума над своей внутренней деятельностью.

Источником внешнего является объективный материальный мир, который воздействует на органы чувств человека и вызывает ощущения. На этой основе у нас возникают простые идеи, имеющие реальное (объективное) содержание, сообразное самим вещам.

Источник внутреннего опыта, или рефлексии, – это деятельность нашего ума, когда он занимается переработкой приобретенных идей. Но деятельность ума, которая становится предметом рефлексии, протекает только на основе чувственных данных.

При получении идей рефлексии наш ум активен. Он совершает некоторые собственные действия, при помощи которых из простых идей как материала и основания для остального строятся другие. Вместе с тем Локк указывает, что ум не может выйти за пределы тех первичных идей, которые формируются на основе ощущений. Внешний опыт является основанием, базой всего последующего знания.

Идеи делятся на простые и сложные.

Простые идеи содержат в себе однообразные представления и восприятия и не распадаются на какие– то составляющие элементы и идеи пространства, формы, покоя, движения, света.

Сложные идеи, по учению Локка, образуются из простых идей в результате собственно деятельности ума.

Локк выделяет три основных способа образования сложных идей:

1. Соединение нескольких простых идей в одну сложную идею.

2. Сведение вместе двух идей, все равно – простых или сложных, и сопоставление их друг с другом так, чтобы обозревать их сразу, но не соединять в одну.

3. Обособление идей от всех других идей, сопутствующих им в действительности.

Согласно учению Локка, существуют только единичные вещи. Общие идеи – это продукт абстрагирующей деятельности разума.

Самый достоверный род познания – интуиция. Интуитивные познания есть ясное и отчетливое восприятие соответствия или несоответствия двух идей через их непосредственное сравнение. На втором месте демонстративное познание. В этом роде познания соответствие или несоответствие двух идей совершается не непосредственно, а опосредованно через посылки и выводы. Третий род познания – чувственное, сенситивное познание. Этот род ограничивается восприятием единичных предметов внешнего мира. По своей достоверности оно стоит на самой низкой ступени познания. Посредством интуитивного познания мы познаем наше бытие, посредством демонстративного познания – бытие Бога, посредством сенситивного познания – существование других вещей.

Итак, Локк делит идеи на:

– идеи ощущения;

– идеи рефлексов.

А опыт на:

– опыт субъективный;

– опыт объективный.

Это деление связано также с учением о подразделении качеств объективного мира, его свойств на первичные, не зависимые от человека (плотность, протяженность, фигуру тел), и вторичные, которые не находятся в самом веществе, а связаны с органами чувств и ими порождаются (цвет, запах, вкус).

В области политики Локк развил теорию естественного права.

Неотчуждаемые права человека:

– право собственности;

– право на жизнь;

– право на свободу.

Локк выдвинул идею разделения властей на:

– законодательную, ведущую;

– исполнительную;

– судебную.

«Мысли о воспитании» Локка посвящены вопросам этики. Результатом воспитания должно быть всестороннее развитие, приспособленность человека к активной практической и политической деятельности, человек вправе владеть только тем, что для него необходимо (не вправе накапливать излишки) и что создал своим трудом.

Локк первым сформулировал основы эмпиризма, разработал сенсуалистическую теорию познания.

Шедевром Локка стал знаменитый «Опыт о человеческом разуме» - его основное философское произведение, результат почти двадцатилетнего труда, опубликованный в 1690 г.

В зоне интересов Локка были три темы: а) гносеология; б) этико-политические вопросы; в) религия. К ним можно добавить и четвертый предмет – педагогику.

Бэкон писал, что необходимостью является «введение лучшего и более совершенного применения разума». Локк сделал эту задачу программной и реализовал ее. Однако для него важно было исследовать сам разум, его способности, функции и пределы. Задачей становится определить пределы, в которых человеческий разум может и должен действовать, а также границы, за которые нельзя выходить.

«Знание своих познавательных способностей предохраняет нас от скептицизма и умственной бездеятельности. Когда мы будем знать свои силы, будем лучше знать, что можем предпринять с надеждой на успех… Наша задача здесь – знать не все, а то, что важно для нашего поведения».

«…Первый шаг к разрешению различных вопросов, с которыми почти наверняка должна была столкнуться человеческая душа, состоит в исследовании нашего собственного разума, изучении своих собственных сил и того, к чему они применимы».

Концепция Локка утверждает, что идеи происходят из опыта и поэтому опыт – предел познания.

И у Декарта, и у Локка идея утрачивает античное значение формы и субстанциональной сущности. Однако Декарт стоял на позиции врожденных идей. Локк, наоборот, отрицает любую форму врожденности и стремится доказать, что идеи приходят только из опыта.

Концепция Локка имеет следующие положения: 1) не существует ни врожденных идей, ни принципов; 2) ни один человеческий разум не способен сформировать или изобрести идеи, равно как не может уничтожить уже существующие идеи; 3) источником и одновременно пределом разума является опыт.

Критика врожденных идей рассматривается Локком как определяющий момент. «…Абсурдно утверждать, что маленькие дети или умственно отсталые обладают этими принципами "врожденно", но о них не ведают…»

«Говорить, что какое-либо понятие запечатлено в сознании, в душе, и одновременно заявлять, что душа о нем не знает и до сих пор никогда об этом не догадывалась, означает превратить его в ничто».

Утверждение о врожденных моральных принципах опровергается тем фактом, что некоторые народы ведут себя прямо противоположно подобным принципам, т.е. совершают злодейские с нашей точки зрения поступки и не чувствуют при этом никаких угрызений совести.

Локк исключает, что разум мог бы создать идеи. Наш разум может разными способами комбинировать получаемые идеи, но никоим образом не может сам производить даже простые идеи, но если они есть, он не может их разрушить.

Значит, разум получает материал познания исключительно из опыта. Душа думает только после получения такого материала.

Опыт бывает двух типов. Есть внешние материальные предметы и внутренняя деятельность души и мыслей. Отсюда – два разных типа простых идей. Из первого происходят ощущения, полученные как от одного органа чувств (например, идеи цвета, звука, вкуса), так и от нескольких чувств (например, идеи протяженности, фигуры, движения и состояния покоя). Из второго происходят простые рефлексивные идеи (например, идея мышления и хотения, либо простые идеи, как идея удовольствия, боли, силы и т.п.).

Идеи находятся в уме человека, однако вовне существует нечто, имеющее способность производить идеи в разуме. Такую способность вещей вырабатывать в нас идеи Локк называет «качеством».

Такое различение Локк вводит для понимания теории первичных и вторичных качеств. Первые представляют собой «первичные и реальные качества тел, которые всегда находятся в них (т.е. плотность, протяженность, форма, количество, движение или состояние покоя...)». Вторичные «представляют собой комбинации первичных качеств», такие, например, как вкус, цвет, запах и т.п. Первичные качества являются объективными в том смысле, что соответствующие им идеи, вызываемые в нас, - суть точные копии предметов, существующих вне нас. В противоположность им вторичные качества – цвет, запах, вкус – носят субъективный характер в том смысле, что не отражают объективных свойств самих вещей, хотя и вызываются ими.

Получая простые идеи, наша душа пассивна; но уже получив такие идеи, она имеет возможность совершить с ними различные действия, в частности может комбинировать идеи друг с другом и таким образом формировать сложные идеи.

Некоторые простые идеи всегда соединены друг с другом. Положим, есть некий субстрат, из которого образуются идеи – «субстанция». Локк не отицает существования субстанции, он отрицает тот факт, что мы имеем о них ясное представление. Из нашего опыта мы узнаем о качествах, а субстанция – это носитель качества, и мы не можем его постигнуть. Мы и предмет не постигаем в едином акте – мы складываем те качества, которые воспринимаем. Субстанция – это и не конкретный предмет, а некий субстрат, некая опора, основание для единства всех предметов. У нас нет инструмента для точного познания этого предмета. Получается, что есть идея субстанции, но никакой ясности и отчетливости по отношению к ней быть не может.

Для локка идеи – это материал познания, при этом он отмечает, что сами по себе идеи – еще не есть познание, потому что они вне критериев истинности и ложности, они возникают благодаря воздействию предметов. Познание – понимание связи согласованности или несогласованности идей. Первый способ познания – интуиция (в постижении согласованности идеи) – явление непосредственной очевидности. Второй способ – доказательство понимания с помощью дедукции, выводов и т.д. То есть, рефлексия. Рефлексия существует, чтобы мы установили связи там, где согласованность идей не является непосредственной очевидностью.

ЛОКК – ОДИН ИЗ ПЕРВЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ, КОТОРЫЙ ОТМЕЧАЕТ ТЕСНУЮ ВЗАИМОСВЯЗЬ МЫШЛЕНИЯ И ЯЗЫКА. «Слова означают не сами вещи, а именно идеи вещей». Учение о языке основано на учении о первичных и вторичных качествах. Только первичные качества являются точными копиями вещей. Часто идея, которая обозначается словом, не вполне ясна – язык нуждается в прояснении.

1)Для Локка теория познания главный предмет исследования. Поэтому его называют: «основателем теории познания, как самостоятельной дисциплины». Локк разработал сенсуалистическую теорию познания. Исходным пунктом этой теории было положение об опытном происхождении всякого человеческого знания.

Отвергнув врожденные идеи, Локк выступил и против признания врожденных «практических принципов», нравственных правил. Всякое нравственное правило, утверждал он, требует основания, доказательства. Без основания в практической деятельности людей и без устойчивого убеждения в разуме нравственное правило не может ни появиться, ни быть сколько-нибудь прочным.

Развивая сенсуалистическую теорию познания, Локк различает два вида опыта, два источника знания: внешний, который он называет «чувственностью», и внутренний, который он называет «рефлексией». Первый возникает вследствие воздействия внешнего мира на душу, последний – вследствие действия души самой на себя. Источник внешнего опыта - реальный мир вне нас.Внутренний опыт - «рефлексия» - совокупность проявления всей многообразной деятельности ума.

Локк доказывал, что опытом мы постигаем не бытие предметов, а только их чувственные качества.

По способам образования и формирования все идеи, по Локку, делятся на простые и сложные . Простые идеи «даны нам из вне, навязываются со стороны и не могут быть изменены ни в числе, ни в свойствах, как не могут быть изменены в числе или свойствах, например, частицы материи». Разум в восприятии этих идей совершенно пассивен. Сложные идеи, по учению Локка, образуются из простых идей в результате собственной деятельности ума. Сложные идеи есть сумма простых идей, каждая из которых есть отражение какого-либо отдельного качества вещи.

Джон Локк выделяет три основных способа образования сложных идей:

1. Под именем МОДУСОВ Локк разумеет не идеи чего-либо самостоятельного, а идеи видоизменений пространства, времени, числа и мышления.

2. Другой род сложных идей – идеи СУБСТАНЦИИ , под которыми Локк разумеет идеи чего-либо самостоятельного. Эти идеи происходят от соединений нескольких, почерпнутых в опыте простых идей в качестве свойств одной и той же вещи.

3. Третий род сложных идей составляют идеи ОТНОШЕНИЙ , проистекающие из наблюдения относящихся друг к другу предметов. Идеи отношений бесчисленны; главнейшие между ними: тождества, различия, причинности».

По Локку познания бывают двух видов: достоверные и недостоверные. Достоверные познания те, которые соответствуют действительности; недостоверными же должны быть те, которые при своем происхождении были видоизменены через размышления, вследствие чего в них вошел субъективный элемент, который нарушил их первоначальное соответствие своему объекту.

Локк выделил две степени познания .

1) Интуитивное, приобретенное непосредственно или наглядно, которое разум получает от оценки соответствия или несоответствия идей друг другу.

2) Демонстративное, приобретенное путем доказательств, например, через сравнение и отношение понятий. Демонстративное познание необходимо предполагает существование интуитивного, так как умозаключение требует, чтобы были известны те суждения, которые служат посылками.

Однако разница между интуитивным и демонстративным познанием заключается не в том, что первое более достоверно, чем последнее, а в том, что первое тотчас вызывает согласие, тогда как последнее часто только путем тяжелого исследования вынуждает это согласие.

Локк выделяет еще чувственное познание существования отдельных вещей, оно направленно на единичные факты или на определенную сумму единичных фактов, «простираясь дальше простой вероятности, но не достигая вполне указанных степеней достоверности, оно слывет за познание».

По Локку, познание о существовании чего-либо возможно только в отношении двух идей – идеи «Я» и идеи «Бога». Существование идеи «Я» получается интуитивным путем, а существование идеи «Бога» - демонстративным.

2)В политической мысли XVII века две основных теории происхождения правительства. Одна о том, что Бог даровал власть определенным лицам, и она передается по наследству. А вторая утверждала, что государственная власть – результат договора, и является делом чисто земным. Такая теория была популярна среди противников наследственной власти. Она могла принимать и формы, оправдывающие тиранию. В трактовке Локка правительство является участником договора, а значит, в случае невыполнения своей части договора сопротивление ему могла считаться вполне законным.

Локк рассматривает естественное состояние как мирное сожительство по библейским заповедям. Основное место в политической философии Локка отводится собственности, рассматриваемой в качестве главной причины установления гражданской власти. Государство может установить смертную казнь, но не изъятие собственности. Также он видит необходимость в разделении власти на три независимых и в то же время взаимосвязанных ветви: исполнительную, законодательную и судебную. Локк говорил, что необходимо разграничить судебную и исполнительную власть, чтобы предотвратить злоупотребление властью. Для того времени под законодательной властью оп подразумевал парламент, а под исполнительной - короля. И если исполнительная власть не подчиняется законодательной, то выход возможно достичь только применением силы.И ещё стоит отметить, что Локк признавал свободу вероисповедания.

Получатся, что установить власть можно только при помощи насилия или на основе согласия граждан. С одной стороны, общественное согласие признания государства является гарантом свободы, так как человек доверяет ему защиту себя и своих прав, но с другой стороны, эту свободу он и теряет. Свобода у Локка это что-то позитивное. Локк пытается стабилизировать и оптимально устроить власть.

Вопрос 23: Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции

Основоположником рационализма считается Рене Декарт - видный французский философ и ученый-математик.

То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт дока­зал следующим образом: в мире существует много вещей и явлений, которые непо­нятны человеку; зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усом­ниться; следовательно, сомнение реально существует, этот факт оче­виден и не нуждается в доказательствах; сомнение - свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, -мыслит; мыслить может реально существующий человек; следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;поскольку мышление - это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.

Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, осно­вополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бы­тия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.

Субстанция - это все, что существует, не нуждаясь для сво­его существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.

Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстан­ций. Сотворенные Богом субстанции так­же обладают главным качеством субстанции - не нуждаются в сво­ем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворен­ные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции - Богу они производны, вторичны и зависят от него.

Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода: материальные (вещи); духовные (идеи).

При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций:

Протяжение - для материальных;

Мышление - для духовных.

Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком - протяжением и делимы до бесконечности.Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы.

Остальные свойства как материальных, так и духовных суб­станций производны от их коренных свойств и были названы Декартом модусами.

Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций - материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей). Человек - единственное существо, в котором соединяются и существуют обе субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.

В целом учение Декарта о субстанции можно выразить сле­дующей схемой:

Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстан­ции, следует идея дуализма (двойственности) человека.С точки зрения дуализма Декартом решается и "основной во­прос философии": спор о том, что первично - материя или соз­нание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен, то ни материя, ни сознание не могут быть первичны - они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

При изучении проблемы познания особый акцент Декарт делает на научном методе. Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет приме­нения в процессе познания. Следовательно, активно применив научный метод в процессе познания, можно значительно продви­нуть вперед сам познавательный процесс. В качестве данного научного метода предлагается дедукция.

Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, выводить новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.

Также Декарт при использовании рационалистическо-де­дуктивного метода предлагает применить следующие приемы исследования: допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разу­мом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание; сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи; последовательно переходить от известных и доказанных во­просов к неизвестным и недоказанным; строго соблюдать последовательность, логическую цепь ис­следования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.

Главная работа Д. Локка по теоретической философии – «Опыт о человеческом разуме»

Одним из исходных положений теории познания Локка был тезис о происхождении всего человеческого знания из опыта, под которым он понимал чувственное восприятие внешних объектов. Для обоснования своих взглядов Локк подвергает критике популярную в то время в гносеологии теорию врожденных идей картезианцев, кембриджских платоников и Мальбранша, признававших особое внечувственное знание. Эта критика, которой посвящена вся первая книга «Опыта о человеческом разумении», опирается на глубокое убеждение философа в существовании внешних объектов, независимых от человеческого разума.

Локк, придерживаясь мысли о том, что нет ничего в мыслях, чего бы не было в чувствах, пришел к утверждению, что на опыте основывается все наше знание. Это положение является исходным пунктом для всего мировоззрения философа. Сознание новорожденного, по мысли Локка, - это «чистая доска» и только опыт, состоящий в первую очередь из ощущений, наполняет его содержанием. Опыт состоит из идей, под которыми Локк понимал любой «объект человеческого мышления»: чувства, представления, впечатления, понятия, продукты воображения, интеллект, эмоциональные и волевые акты души, а также иногда и чувственные качества в самих объектах. Вопросу о происхождении идей в уме человека посвящена вторая книга «Опыта о человеческом разумении». Источник отображения внешнего мира Локк видит в самом объективном мире: «простые идеи не выдумки нашего воображения, а естественные и закономерные продукты вещей, которые... действуют на нас» 2 .

Простые чувственные идеи Локк разделил на первичные и вторичные качества. Первичные качества не отделимы от тела, «реально существуют» в самих телах, присущи им всем и всегда - это протяженность, фигура, толчок, механическое движение, покой и телесная непроницаемость. О вторичных качествах, по мысли Локка, нельзя сказать с полной уверенностью, что они отражают свойства внешних вещей, такими как они есть. Это идеи, возникающие в сознании субъекта только при соответствующих условиях восприятия. У Локка наличествуют несколько решений проблемы об отношении идеи вторичных качеств к вещам. Но в основном он считает, что идеи вторичных качеств соответствуют силам, которые присущи телам, находящимся вне нас. Особая структура сочетаний первичных качеств обладает способностью вызывать в уме человека идеи вторичных качеств.

В качестве особого внутреннего опыта Локк выделяет так называемую рефлексию. В рефлексии ум познает свои чувственные и эмоциональные процессы. Вводя понятие рефлексии, философ, по сути, признает активность сознания и самосознания. При этом он указывает, что рефлексия может существовать только на основе чувственного внешнего опыта. Помимо внешнего опыта, рефлексия порождает идеи существования, времени и числа. Пытаясь объяснить относительную устойчивость сочетания идей внешнего опыта, Локк приходит к предположению о некоторой связующей их субстанции - материи, которую он понимал как «плотную субстанцию». В то же время понятие материальной субстанции представлялось Локку неотчетливым, а способ образования этого понятия - сомнительным. Идея субстанции - продукт воображения: люди представляют себе «под» вещами с их многообразными качествами некоторую общую для них опору. В определенной степени Локк продолжает традиции номинализма: все вещи, которые существуют - единичны. Но у них есть сходство в тех или иных свойствах. Разум на основании этого сходства создает общие идеи, которые затем фиксируются в знаках.

Процесс познания, начинаясь от простых идей, идет к сложным, в чем, согласно Локку, проявляется присущая сознанию активность. На основе сравнения, сопоставления и абстрагирования разум получает сложные идеи. Процесс обобщения идет следующим образом: единичные объекты определенного класса расчленяются на простые свойства, выделяются те, которые повторяются, что дает общую идею.

Проводя различие между видами знания по степени достоверности, Локк считал исходным чувственное знание: оно содержит сведения о существовании вещей вне нас и в этом смысле является почти «интуитивным». Давая знания единичных свойств вещей, оно приближается к знанию более общего характера через использование аналогий, свидетельств различных лиц и пр. Это вероятностное знание. Второй вид знаний демонстративное - т.е. знание через умозаключения, среди которых Локк выделял умозаключение через сравнение и вообще отношения идей. Высший вид знания - интуитивное знание, т.е. непосредственное восприятие разумом соответствия или несоответствия идей друг другу. Дело в том, утверждал Локк, что еще до умозаключений активность ума проявляется в образовании сложных идей посредством невольного или активного комбинирования простых идей тремя способами. Первый представляет собой суммирование простых идей, благодаря чему появляются сложные идеи субстанций (здесь под субстанцией понимаются самостоятельные единичные объекты), а также идеи модусов (т.е. признаков и действий субстанций) - простых (образуемых соединением однородных простых идей) и смешанных (образованных посредством аналогичных соединений разнородных идей). Второй способ - это сравнение идей, благодаря чему получаются идеи отношений. В соответствии с концептуалистскими взглядами Локка на соотношение общего и единичного, он разрабатывает третий способ образования производных идей в третьей книге «Опыта о человеческом разумении». Третий способ представляет собой обобщение через предшествовавшую абстракцию, когда суммируются идеи, предварительно отвлеченные от предметов данной группы, в результате чего возникают общие идеи.

Локк таким образом сформулировал теорию преобразования простых идей в сложные. Простые идеи - это только первичный материал для размышления (и именно это их объединяет). Их можно различить по источнику, из которого они исходят: простые идеи ощущения (зрение, чувство протяженности, пространства, движения) и рефлексии, которые разум находит в себе самом (восприятие, воля). Но существуют и такие простые идеи, которые опираются и на ощущения, и на рефлексию одновременно: удовольствие, печаль, могущество, существование.

В этом контексте Локк различал несколько типов познания, в зависимости от их отношения к действительности. При восприятии простых идей душа пассивна. И наоборот, она активно участвует в процессе образования сложных идей из простых, протекающих в трех формах: соединении, сопоставлении и абстрагировании. Иными словами, деятельность разума заключается в соединении и разъединении простых идей. Согласно Локку, существуют три формы сложных идей: идеи субстанции (вещь существует сама по себе: идея свинца, идея человека), идеи модуса (вещь, представляемая ими, не существует сама по себе: идеи треугольника, убийства), идеи отношения, состоящие в сравнении двух отчетливых идей. Следовательно, познание заключается в анализе соответствия или несоответствия двух идей.

Вопрос о реальности общего Локк решал следующим образом: «деление вещей на виды и обозначение по ним есть работа разума, который из наблюдаемого между вещами сходства делает предпосылку к образованию отвлеченных общих идей и устанавливает их в уме вместе с относящимися к ним названиями» 3 . Локк выдвигает понятие семантики как общей теории знаков и их роли в познании.

В четвертой книге «Опыта о человеческом разумении» Локк рассматривает вопрос о соотношении между простыми идеями и их внешними источниками. Этот вопрос выступает здесь в качестве проблемы истины. Истину Локк понимает как соответствие идей объектам и связей между идеями и связям между объектами: «Наше познание реально лишь постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью вещей» 4 .

Кроме того, философ ставит вопрос о соотношении разума и веры и решает его в пользу разума. По отношению к вере разум оказывается у Локка высшей инстанцией, от человеческого разума зависит признать или не признать какое-либо положение за истину откровения. На основе произведенного анализа Локк очерчивает границы человеческого разума, - того, что человек может познать и понять: мы не способны иметь положительного знания о бесконечности, о вечности, о делах Бога; наша собственная сущность доступна нам лишь через проявления мысли в актах рефлексии; и наконец, реальная сущность вещей недосягаема для сознания, которое способно постигнуть только их номинальную сущность.

В своем трактате Локк изучает человеческое познание в его истории, в процессе его становления.

Локк отрицал идеи Декарта, и рассматривал человеческий ум как чистый лист бумаги (tabula rasa), а все идеи считал возникающими из опыта.
По Локку, опыт состоит из внешнего и внутреннего опыта : из ощущенийи рефлексии. Человеческий ум он сравнивал с темной комнатой, а ощущения и рефлексию с окнами, через которые в комнату поступает свет. Ощущение относится к способности человека воспринимать внешние объекты посредством органов чувств, а рефлексия относится к восприятию деятельности нашего разума, например, связанной с желаниями, рассуждениями и мышлением.

1. Функции философии и их краткая характеристика.

2. Субъективный идеализм Дж.Беркли.

1. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ функция философии – формирование целостной системы взглядов на мир, на человека и его место в мире.

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ функция – рисует нам идеал, к которому мы должны стремиться. В каждой философской системе существует свой идеал.

Так, в буддизме идеалом является состояние нирваны. У Платона – строение идеального государства. У Гегеля – достижение абсолютной истины. У Маркса – построение коммунистического общества.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ функция – это путь достижения идеала. В соответствии с выбранным идеалом в каждой философской концепции предлагается свой путь его достижения.

Так, в буддизме таким путём является восьмеричный путь йоги. У Гегеля – диалектический путь познания. У Маркса – уничтожение частной собственности на средства производства.

ЛОГИЧЕСКАЯ – создание системы «правильных форм» мышления опирающихся на законы логики.

АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ– формирование системы критериев, категорий, описывающих и объясняющих ценности культуры и их роль в становлении человека и общества.

ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ – объяснение реальности как таковой. Это могут быть атомы и пустота Демокрита, идеи и вещи Платона, Монады Лейбница, абсолютный дух Гегеля и т.д.

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ – объяснение, что такое истина, возможность её достижения, способы и методы истинного познания.

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ функция состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Понятие философии. Предмет философии

Понятие философии предмет философии.. понятие диалектики системная диалектика г гегеля.. понятие философии предмет философии..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие диалектики. Системная диалектика Г.Гегеля
Всеобщими философскими законами являются законы диалектики. ДИАЛЕКТИКА (греч. диалектикэ – искусство спорить, вести рассуждение) – наука о развитии; один из основных методов философского п

Философия Августина Аврелия
Аврелий Августин (354-430) – христианский философ и теолог, представитель латинской патристики. Род. в Тагасте, Сев. Африка. Сын язычника и христианки, получил риторическое образование.

ФИлософия С.Кьеркегора
Под влиянием романтизма, а также антирационалистической реакции на гегелевскую философию сложился иррационализм датского теолога, философа и писателя Сёрена Кьеркегора (1813-1855). Основны

Субъективный идеализм Дж.Беркли
Дж. Беркли (1685-1753) крупнейший английский философ, создатель нового направления в философии – субъективного идеализма. Основной философский труд Беркли был написан в 1710 году, это был

Идея первична, а вещь вторична, так как вещь есть сочетание или комплекс идей
Вещей видеть нельзя, а можно лишь видеть цвета, фигуры, величины. Вещь разлагается без остатки на идеи – значит формула «качества принадлежат вещам» приобретает смысл «качества принадлежат

Быть означает быть воспринимаемым или возможность быть воспринимаемым
Если вещи ни кем не воспринимаются ни в действительности, ни в возможности, то они непрерывно творятся и воспринимаются ангелами и Богом. Сами вещи не могли бы существовать, если бы не под

В этом и состоит агностицизм (не познаваемость сущности) Юма
Билет 10 1. Проблема познания. Познание и его виды. 2. Дж. Локк об обществе и государстве. 1. Познание есть процесс, направленный на получение знаний. Как резуль

Дж. Локк об обществе и государстве
Человек мыслится как единичное эгоистическое существо. Отсюда следуют представления об обществе и государстве. Различает естественное и гражданское состояние человека. Естественное состоян

Этика И.Канта
Нравственность самоценна, она не зависит ни от общества, ни от условий жизни, ни от идеалов. Исходное понятие этики – автономная добрая воля, которая может быть общей (практический разум)

Рационализм – это философская концепция, основу познания и критерий
истины усматривающая в разуме. Рационализм восходит к платоновской концепции познания как припоминания и теории «врожденных идей». В философии Нового времени рационализм п

Философия Ф.Бэкона
В целом великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание - сила» (лат. Scientia potentia est). Однако на науку делалось много на

Философия Р.Декарта
В процессе познания человек не только формирует знание, но и ОЦЕНИВАЕТ его. Знание оценивается с позиций его применимости, полезности, важности, актуальности и т.д. Центральное ме

Истина - это знание, соответствующее своему предмету
Такое понимание истины восходит к Платону и Аристотелю. Это понимание называют КЛАССИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИЕЙ ИСТИНЫ. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Истина – донаучный фено

Критика когерентной и прагматической теории истины
Однако когерентная и прагматическая концепции выражают не столько сущность истины, сколько требования, которые к ней предъявляются. Требования непротиворечивости является необходимым, но н

Философия Р.Декарта
В 1629-1649 жил в Голландии, где были созданы основные сочинения: «Рассуждение о методе»(1637), «Размышления о первой философии» (1641), «Начала философии»(1644). Декарт – один из родонача

Человек состоит из двух субстанций: телесной (протяжения)и духовной (мышления)
Характеристики мыслящей субстанции – непротяжённость, неделимость, бессмернтность. Телесная субстанция имеет: протяжение в длину, ширину и глубину, делима на части, имеет фигуру (форму), д

Философия Б.Спинозы
Спиноза полагал, что «порядок и связь вещей совпадает с порядком и связью мыслей». Идейное развитие Спинозы началось и в течение нескольких лет продолжалось в еврейском религиозном училище

Теория познания И.Канта
1. 1.Понятие общества В «Толковом словаре русского языка» приводится шесть разных его значений. Общество - это совокупность людей, объединённых ист

Теория познания И.Канта
Под КРИТИКОЙ Кант понимает: 1) точное выяснение познавательной способности, лежащей в основании каждой отрасли знания и философии; 2) исследование ГРАНИЦ, далее которых не может п

Философская система гегеля
ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ Наиболее полное и яркое развитие и завершение классический немецкий идеализм получил в диалектической философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831).

Абсолютная истина
Через выше указанные формы, то есть через свое «инобытие» АИ развивается и познает себя. Все завершается полным саморазвитием и достижением абсолютной истины. Цикл замыкаетс

Философия прагматизма
ПРАГМАТИЗМ - (от греч. – дело, действие), субъективно-идеалистическое философское учение. Возникло в 70-х годах ХlХ века в США и получило наибольшее распространение в ХХ веке в период до 2-й мирово

О. Конт
Создатель «классического» позитивизма Огюст Конт (1798-1857) («Курс позитивной философии»). Он считал, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Это не исключает существовани

Первый позитивизм
Представителями первой, «классической», формы позитивизма Х1Х века, кроме О.Конта, были Э.Литтре, Г.Н.Вырубов, И.Тэн, Э.Ж.Ренан – во Франции; Дж.С.Милль, Г.Спенсер – в Великобритании; В.В.Лесевич

Философия марксизма (диалектический материализм)
Марксизм - основанная Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом и развитая их последователями, в частности В. И. Лениным

Диалектический материализм
Материя- «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существ

Философия марксизма (исторический материализм)
1. Не вызывает сомнений, что наука представляет собой огромное достижение человеческой культуры. Она делает жизнь человека от поколения к поколению более легкой, удобной, независимой, манит перспек

Джон Локк – выдающийся философ 17 века, оказавший существенное влияние на становление западной философии. До Локка западные философы основывали свои взгляды на учении Платона и других идеалистов, согласно которым бессмертная душа человека – средство получения информации прямо из Космоса. Ее наличие позволяет человеку родиться с готовым багажом знаний, и ему уже не нужно было учиться.

Философия Локка опровергала и эту идею, и само существование бессмертной души.

Факты из биографии

Джон Локк родился в Англии, в 1632 г. Его родители придерживались пуританских взглядов, которые будущий философ не разделял. Окончив с отличием Вестминстеровскую школу, Локк стал преподавателем. Обучая студентов греческому языку и риторике, он и сам продолжал учиться, особое внимание уделяя естественным наукам: биологии, химии и медицине.

Локка интересовали и политико-правовые вопросы. Социально-экономическая обстановка в стане подтолкнула его примкнуть к оппозиционному движению. Локк становится близким другом лорда Эшли Купера – родственником короля и главой оппозиционного движения.

Стремясь принять участие в реформации общества, он бросает преподавательскую карьеру. Локк переезжает в имение Купера и вместе с ним и несколькими дворянами, разделявшими их революционные взгляды, готовит дворцовый переворот.

Попытка переворота становится переломным моментом в биографии Локка. Она оборачивается неудачей, и Локк вместе с Купером вынужден бежать в Голландию. Здесь, в течение следующих нескольких лет, он посвящает все свое время изучению философии и пишет свои лучшие труды.

Познание, как результат наличия сознания

Локк полагал, что – это уникальная способность человеческого мозга воспринимать, запоминать и отображать действительность. Родившийся младенец – чистый лист бумаги, у которого еще нет впечатлений и сознания. Оно будет формироваться в течение жизни, базируясь на чувственных образах – впечатлениях, полученных посредством органов чувств.

Внимание! Согласно представлениям Локка, каждая идея – продукт человеческой мысли, появившейся благодаря уже существующим вещам.

Основные качества вещей

К созданию каждой теории Локк подходил с позиции оценивания качеств вещей и явлений. У каждой вещи есть первичные и вторичные качества.

К первичным качествам относятся объективные данные о вещи:

  • форма;
  • плотность;
  • размер;
  • количество;
  • способность к движению.

Эти качества присущи каждому объекту, и ориентируясь на них, человек составляет свое впечатление о каждой вещи.

Ко вторичным качествам относятся впечатления, порождаемые органами чувств:

  • зрением;
  • слухом;
  • ощущениями.

Внимание! Взаимодействуя с предметами, люди получают информацию о них, благодаря образам, возникающим на основе чувственных впечатлений.

Что такое собственность

Локк придерживался концепции, согласно которой собственность – результат труда. И она принадлежит человеку, который этот труд вкладывал. Так, если человек посадил сад на земле дворянина, то собранные плоды принадлежат ему, а не хозяину земли. Человек должен владеть только той собственностью, которую он получил своим трудом. Поэтому имущественное неравенство – естественное явление и искоренить его не получиться.

Основные принципы познания

Теория познания Локка базируется на постулате: «Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении». Он означает, что любое знание – результат восприятия, личного субъективного опыта.

По степени очевидности философ разделил знания на три вида:

  • исходное – дает знание об одной вещи;
  • демонстративное – позволяет строить умозаключения, сравнивая понятия;
  • высшее (интуитивное) – оценивает соответствие и несоответствие понятий непосредственно разумом.

Согласно представлениям Джона Локка, философия дает человеку возможность определить назначение всех вещей и явлений, развивать науку и общество.

Педагогические принципы воспитания джентльменов

  1. Натуральная философия – в нее входили точные и естественные науки.
  2. Практическое искусство – включает философию, логику, риторику, политические и социальные науки.
  3. Учение о знаках – объединяет все лингвистические науки, новые понятия и идеи.

Согласно теории Локка о невозможности естественного получения знаний через Космос и силы природы, человек осваивает точные науки только через учение. Большинство людей не знакомы с основами математики. Им приходится прибегать к напряженному умственному труду в течение долгого времени, чтобы усвоить математические постулаты. Этот подход верен и для освоения естественных наук.

Справка! Также мыслитель полагал, что понятия нравственности и морали передаются по наследству. Поэтому люди не могут обучиться нормам поведения и стать полноценными членами общества вне семьи.

Воспитательный процесс должен учитывать индивидуальные особенности ребенка. Задача воспитателя – постепенное обучение будущего джентльмена всем необходимым навыкам, в которые входит освоение всего спектра наук и норм поведения в обществе. Локк выступал за раздельное обучение детей из благородных семей и детей простолюдинов. Последним следовало обучаться в специально созданных рабочих школах.

Политические взгляды

Политические взгляды Джона Локка были антиабсолютическими: он выступал за смену действующего режима и утверждение конституционной монархии. По его мнению, свобода – естественное и нормальное состояние индивида.

Локк отвергал представления Гоббса о «войне всех против всех» и полагал, что изначальное понятие частной собственности сформировалось у людей гораздо раньше установления государственной власти.

Торгово-экономические отношения должны быть построены на простой схеме обмена и равенства: каждый человек ищет свою выгоду, производит товар и обменивает его на другой. Насильственный отъем товара – нарушение закона.

Локк стал первым мыслителем, который принял участие в создании первоучредительного государственного акта. Он разработал текст конституции для Северной Каролины, который в 1669 г. одобрили и утвердили члены народного собрания. Идеи Локка были новаторскими и перспективными: плоть до сегодняшнего дня вся североамериканская конституционная практика опирается на его учение.

Права личности в государстве

Основной правового государства Локк считал три неотъемлемых права личности, которые есть у каждого гражданина независимо от его социального положения:

  1. на жизнь;
  2. на свободу;
  3. на собственность.

Конституция государства должна создаваться с оглядкой на эти права и быть гарантом сохранения и расширения свободы человека. Нарушение права на жизнь – это любая попытка порабощения: насильственное принуждение человека к какой-либо деятельности, присвоение его собственности.

Полезное видео

В видео подробно рассказано о философии Локка:

Религиозные взгляды

Локк был стойким приверженцем идеи о разделении церкви и государства. В своей работе «Разумность христианства» он описывает необходимость веротерпимости. Каждому гражданину (за исключением атеистов и католиков) гарантируется свобода вероисповедания.

Джон Локк считает религию не основой морали, а средством ее укрепления. В идеале, человек должен руководствоваться не церковными догмами, а самостоятельно прийти к широкой веротерпимости.